Приложение2
к ОПОП по профессии 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 03.01.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТРАКТОРИСТОВ-МАШИНИСТОВ КАТЕГОРИИ ВСЕF.
Профессия 35.01.27. Мастер сельскохозяйственного производства
Срок обучения 2года и 10 месяцев.
Дополнительный профессиональный блок
2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК 03.01.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 03.01.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК 03.01.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МДК 03.01
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММА
МДК 03.01 Теоретическая подготовка
трактористов машинистов категории ВСЕF.
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить
основной вид деятельности: выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном
производстве с поддержанием технического состояния средств механизации и
соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 2
выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с
поддержанием технического состояния средств механизации
3
ПК 2.5.
Выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и стационарные работы
на тракторах.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть навыками
Погрузка на тракторные прицепы перевозимого груза
Транспортирование грузов с соблюдением правил дорожного
движения и правил охраны труда
Выполнение работ на стационаре с использованием рабочего
и вспомогательного оборудования трактора
Уметь
Размещать и закреплять на тракторных прицепах
перевозимый груз
Выполнять контрольный осмотр транспортных агрегатов
перед выездом и при выполнении поездки
Выполнять агрегатирование трактора с навесным
оборудованием
Управлять транспортными поездами в различных дорожных
условиях
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время
эксплуатации транспортных агрегатов
Получать, оформлять и сдавать транспортную документацию
Выполнять технологические операции на стационаре
Знать
Классификация сельскохозяйственных грузов
Правила погрузки, укладки, строповки грузов на тракторных
прицепах и их разгрузки
Типы и принцип работы сцепных устройств
Правила дорожного движения и перевозки грузов
Правила эксплуатации транспортных агрегатов
Правила охраны труда при проверке технического состояния
транспортных агрегатов, проведении погрузочноразгрузочных работ и транспортировке грузов
Правила агрегатирования трактора с навесными устройствами
Принцип действия, устройство машин для послеуборочной
обработки сельскохозяйственной продукции
Правила и нормы охраны труда
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов -92
в том числе в форме практической подготовки- 46
Из них на освоение МДК -92 часов.
в том числе самостоятельная работа-15
практических - 46 часов.
Промежуточная аттестация - 6 часов.
4
Наименования разделов
профессионального модуля
Всего, час.
1
2
3
4
5
6
7
8
МДК 03.01 Теоретическая
подготовка трактористовмашинистов категории В С
D Е F.
107
46
92
46
-
15
Промежуточная аттестация
Всего:
6
107
46
92
46
0
0
ПК 2.5
ОК.01-ОК.09
Обучение по МДК
В том числе
Всег
о
Лабораторны
Курсовых
х. и
Самостоятель
работ
практических
(проектов)
ная работа
. занятий
Практики
Промежуточная
аттестация
Коды
профессиональ
ных общих
компетенций
В т.ч. в форме
практической. подготовки
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, ак. час.
9
Учебна Производственн
я
ая
10
11
36
6
36
5
2.2. Тематический план и содержание МДК 03.01Теоретическая подготовка трактористов-машинистов категории В,С,Е,F
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
1
2
3
МДК 03.01 Теоретическая подготовка трактористов-машинистов категории В С Е F.
Коды компетенций и
личностных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
92/46
Тема 1.1. Введение.
Общие положения.
Основные понятия и
термины.
Содержание
2
Закон о безопасности дорожного движения. Кодекс об
административных правонарушениях. Закон об охране
окружающей среды. Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности
дорожного движения. Общая структура Правил. Основные
понятия и термины. Обязанности участников дорожного
движения.
2
Тема 1.2. Дорожные
знаки. Предупреждающие
знаки. Знаки приоритета.
Запрещающие, знаки.
Предписывающие знаки.
Содержание
4
Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков.
Требования к расстановке знаков. Предупреждающие знаки.
Название и место установки каждого знака. Знаки
приоритета. Назначение. Место установки знака.
Запрещающие, знаки. Назначение. Название и место
установки каждого знака. Зона действия знаков. Исключения.
Предписывающие знаки. Назначение. Название и место
4
- ОК7,ОК9,ОК10
ЛР31,ЛР32,ЛР33,ЛР20
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
6
установки каждого знака. Зона действия знаков. Исключения.
Тема 1.3. Знаки особых
предписаний.
Информационные знаки.
Знаки сервиса. Знаки
дополнительной
информации
Тема 1.4. Дорожная
разметка и её
характеристика
Содержание
Знаки особых предписаний. Назначение, название и место
установки каждого знака. Информационные знаки. Действия
водителей в соответствии с требованиями знаков. Знаки
сервиса. Назначение, название и место установки каждого
знака. Действия водителей в соответствии с требованиями
знаков. Знаки дополнительной информации (таблички).
Действия водителей в соответствии с требованиями знаков.
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
14
4
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
10
Практическое занятие № 1. «Решение комплексных задач на
тему «Основные понятия и термины»
Практическое занятие № 2. «Решение комплексных задач на
тему «Обязанности участников дорожного движения»
Практическое занятие № 3. «Решение комплексных задач на
тему «Дорожные знаки»
Содержание
2
Значение разметки в общей организации дорожного
движения, классификация разметки. Горизонтальная,
вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия
применения каждого вида разметки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4. «Решение комплексных задач на
тему «Горизонтальная, вертикальная разметка»
2
6
4
2
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
2
7
Тема 1.5. Применение
Содержание
4
8
специальных сигналов,
аварийной сигнализации
и знака аварийной
остановки. Начало
движения,
маневрирование
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов.
Правила подачи сигналов. Применение аварийной
сигнализации и знака аварийной остановки. Начало
движения, маневрирование. Обязанности водителей перед
началом движения, перестроением и маневрированием.
Тема 1.6. Расположение
ТС на проезжей части
Содержание
4
4
Расположение ТС на проезжей части. Порядок движения.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа №2
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тема 1.7. Обгон и
встречный разъезд.
Скорость движения
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
Практическое занятие № 5. «Решение комплексных задач на
тему «Начало движения маневрирование»
Содержание
Обгон и встречный разъезд. Порядок выполнения
обгона. Выбор скорости в зависимости от дорожных
условий.Применение специальных сигналов, аварийной
сигнализациии знака аварийной остановки. Начало
движения, маневрирование. Расположение ТС на проезжей
части. Обгон
и встречный разъезд. Скорость движения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. «Решение комплексных задач на
тему «Начало движения маневрирование».
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
2
2
8
2
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
6
2
9
Тема 1.8. Остановка и
стоянка
Практическое занятие № 7. «Решение комплексных задач на
тему «Расположение ТС на проезжей части»
Практическое занятие № 8. ««Решение комплексных задач на
тему «Обгон и встречный разъезд. Скорость движения»»
Содержание
2
2
2
Остановка и стоянка. Способы постановки ТС на стоянку
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
Тема 1.9. Регулирование
дорожного движения.
Сигналы регулировщика
Содержание
2
8
Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора.
Сигналы регулировщика. Ознакомление с действиями
водителя Т.С. в конкретных дорожных условиях. Сигналы
регулировщика. Ознакомление с действиями водителя Т.С. в
конкретных дорожных условиях. Остановка и стоянка.
Регулирование дорожного движения. Сигналы
регулировщика.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа №4
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие № 9. «Решение комплексных задач на
тему «Остановка и стоянка»
4
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
6
10
Практическое занятие № 10. «Решение комплексных задач на
тему «Регулирование дорожного движения. Сигналы
регулировщика».
2
11
Тема 1.10. Проезд
перекрестков
Содержание
8
Проезд перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки.
Взаимодействие сигналов светофора и
знаков приоритета. Проезд перекрестков. Нерегулируемые
перекрестки. Регулируемые перекрестки.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа №5
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тема 1.11.
Проезд пешеходных
переходов, остановок
маршрутных ТС
Тема 1.12. Проезд
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
6
Практическое занятие № 11-13. «Решение комплексных
задач на тему «Проезд перекрестков»
6
Содержание
4
Пешеходные переходы. Остановки маршрутных ТС.
Опасные последствия нарушения правил проезда
пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС.
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие № 14. «Решение комплексных задач на
тему «Пешеходные переходы. Остановки маршрутных ТС.»
2
Содержание
2
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
12
железнодорожных
переездов
Железнодорожные переезды. Обязанности водителя при
вынужденной остановке на переезде. Опасные
последствиянарушения правил проезда железнодорожных
переездов
2
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
13
Внеаудиторная самостоятельная работа №6
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
Содержание
Тема 1.13. Особые
условия движения.
Буксировка механических Движение по автомагистрали. Движение в жилых зонах.
Виды сцепок. Правила буксировки. Проезд пешеходных
ТС.
переходов, остановок маршрутных Т.С. Проезд
железнодорожных переездов. Особые условия движения.
Внеаудиторная самостоятельная работа №7
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тема 1.14. Перевозка
людей. Перевозка грузов.
Использование внешних
световых приборов.
2
8
4
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
2
4
Практическое занятие № 15. «Решение комплексных задач на
тему «Проезд пешеходных переходов, остановок
маршрутных Т.С., железнодорожных переездов»
2
Практическое занятие № 16. «Решение комплексных задач на
тему «Особые условия движения»
Содержание
2
Перевозка людей и грузов. Требования к перевозке людей в
грузовом автомобиле. Опасные последствия несоблюдения
правил перевозки людей. Правила размещения и закрепления
груза на ТС. Техническое состояние и оборудование ТС.
Общие требования. Условия, при которых запрещена
эксплуатация ТС. Неисправности, при которых запрещено
дальнейшее движение. Правила пользования
внешнимисветовыми приборами.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Решение ситуационных задач. Анализ типичных ДТС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
ОК6 ЛР13,ЛР14, ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР201ОК7,ОК9,ОК10 ЛР13,ЛР14,
ЛР16,ЛР15,ЛР19,ЛР20
1
6
14
Практическое занятие № 17. «Решение комплексных задач
на тему «Перевозка людей»
Практическое занятие № 18. «Решение комплексных задач на
тему «Перевозка грузов»
2
2
15
Тема 1.15. Техника
управления Т.С.
Тема 1.16.
Организационно
правовые аспекты
оказания первой помощи.
Практическое занятие № 19. «Решение комплексных задач на
тему «Использование внешних световых приборов»
Содержание
2
Техника управления Т.С. Посадка водителя за рулем.
Назначение органов управления, приборов и индикаторов.
Приемы действия органами управления. Техника руления.
Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Контроль за
соблюдением безопасности при перевозке грузов. Движение
в различных дорожных условиях.
2
Содержание
6
Организационно-правовые аспекты оказания первой
помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях
дорожно-транспортного травматизма; организация и виды
помощи пострадавшим в ДТП. Нормативно-правовая база,
определяющая права, обязанности и ответственность при
оказании первой помощи; особенности оказания помощи,
определяемые законодательно. Понятие "первая помощь".
Перечень состояний, при которых оказывается первая
помощь. Наиболее часто встречающиеся повреждения при
дорожно-транспортном происшествии; особенности
состояний пострадавшего в дорожно-транспортном
происшествии
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4
Практическое занятие № 20. «Оказание первой помощи при
дорожно-транспортном происшествии, транспортировка
2
2
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10
ЛР29,ЛР20,ЛР36,ЛР7,ЛР8,ЛР13,ЛР14,ЛР1
5,ЛР16,ЛР17
ОК1- ОК7,ОК9,ОК10
ЛР29,ЛР20,ЛР36,ЛР7,ЛР8,ЛР13,ЛР14,ЛР1
5,ЛР16,ЛР17
2
16
пострадавших.»
1.
Итого
92
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК 03.01.
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинеты:
Кабинет «ПДД»
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Стол ученический
12
2
Стул ученический
24
3
Стол учителя
4
Стул компьютерный
5
Интерактивная доска
Дополнительное оборудование
1
Шкаф для хранения оборудования
II Технические средства
Основное оборудование
1
Автоматизированное рабочее место преподавателя
2
Проектор
1
Дополнительное оборудование
1
Колонки
2
2
Видеокамера
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Комплект учебно-наглядного материала по всем темам
ПДД
2
Комплект для индивидуальной и групповой работы по
всем темам программы
Дополнительное оборудование
1
Тренажер
1
Лаборатории:
Лаборатория цифровых технологий в сельском хозяйстве 14 рабочих мест
Оснащение лабораторий:
Лаборатория «Цифровых технологий в сельском хозяйстве».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Стол ученический
2
Стул ученический
II Технические средства
Техническое описание
18
Основное оборудование
1 Ноутбук
2 Персональный компьютер
3 Проектор
Дополнительное оборудование
1 Колонки
2 Видеокамера
III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения
Основное оборудование
1 Тренажёры, тренажерные комплексы по вождению
автомобиля
2 Руль с педалями для учебного симулятора
IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1 Программное обеспечение на ПК
2 Операционная система для ПК
3 Программное обеспечение для картографирования
сельского хозяйства
4 Электронный учебно-методический комплекс
"Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и
механизмов к работе"
5 Электронный учебно-методический комплекс "Система
технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственных машин и механизмов"
6 Электронный учебно-методический комплекс
"Технологии механизированных работ в растениеводстве"
7 Электронный учебно-методический комплекс
"Технологические процессы ремонтного производства"
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1.. Секирникова В.Е. , Никитина Л.Э., Тимофеева Л.В. Теоретическая подготовка
водителя. «Академия» 2019.- 336с.
1.
Майборода О.В. Основы управления трактором и безопасность движения» М.:
«Колос», 2019.
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 2.5 Выполнять
погрузочноразгрузочные,
транспортные и
стационарные работы на
тракторах.
Критерии оценки
Выполнятет погрузочноразгрузочные, транспортные и
стационарные работы на
тракторах.
Методы оценки
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
20