Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Основы электротехники

1

Приложение 2.10
к ООП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

Примерная рабочая программа дисциплины
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

2025

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программыОшибка! Закладка не оп
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ....Ошибка! Закладка не определена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... Ошибка! Закладка не определена.

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ........................Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Содержание дисциплины ............................................Ошибка! Закладка не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... Ошибка! Закладка не определена.

3.1. Материально-техническое обеспечение ....................Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Учебно-методическое обеспечение ...........................Ошибка! Закладка не определена.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫОшибка! Закладка не определен

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины «Основы электротехники»: формирование знаний и
практических навыков, о законах постоянного и переменного токов, о методах расчета и
анализа электрических цепей.
Дисциплина «Основы электротехники» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК

Уметь

Знать

ОК 01
ОК 02
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4
ПК 1.5

Распознавать
задачу
и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую
значимость

Актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
решения
задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления
результатов
поиска
информации
Применять средства информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение;
технические
характеристики,
конструктивные особенности, назначение
деталей; технические условия, методы и
способы ремонта, восстановления узлов и

1

Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.

4

результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Описывать
значимость
своей
профессии; применять стандарты
антикоррупционного поведения
Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное обеспечение;
использовать
нормативнотехническую документацию по
разборке и сборке, ремонту
сельскохозяйственных машин и
оборудования;
использовать
контрольноизмерительный инструмент для
выявления неисправных узлов и
механизмов;
осуществлять выбор
оборудования, оснастки для
ремонта, восстановления узлов и
механизмов сельскохозяйственных
машин и оборудования;

механизмов сельскохозяйственных машин
и оборудования;
назначение, конструктивные особенности,
технические условия на восстановление
деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования;
методы
контроля
геометрических
параметров деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
конструктивные особенности, назначение
и взаимодействие узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин;
требования нормативно-технической
документации

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего

36
-

В т.ч. в форме практ.
подготовки
21
-

36

21

Объем в часах

2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование
Примерное содержание учебного материала, практических и
разделов и тем
лабораторных занятий
Раздел 1. Основы электротехники
Тема 1.
Содержание
Электробезопаснос 1. Действие электрического тока на организм, основные причины
ть
поражения электрическим током, назначение и роль защитного
заземления
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. «Выбор способов заземления и
зануления электроустановок»
Тема 2.
Содержание
Электрические
1. Условные обозначения, применяемые в электрических схемах;
цепи постоянного
определения электрической цепи, участков и элементов цепи,
тока
ЭДС, напряжения, электрического сопротивления,
проводимости.
Силы электрического тока, направления, единицы измерения.
Закон
Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки.
Законы Кирхгофа
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Решение задач с использованием
законов Ома
Практическое занятие 3. Решение задач с использованием закона
Кирхгофа
Тема 3. Магнитное Содержание
поле
1. Магнитные материалы. Применение ферромагнитных
материалов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Использование закона
электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в
электротехнических устройствах
Тема 4.
Содержание
Электрические
1. Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма
цепи переменного
представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома
тока
для этих цепей. Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи
переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным
элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы
его повышения
В том числе практических и лабораторных занятий

1

1

2

2
2

2

2

6

Лабораторная работа 1. «Исследование характеристик
последовательного соединения активного сопротивления,
емкости и индуктивности»
Лабораторная работа 2. «Исследование характеристик
параллельного соединения катушки индуктивности и
конденсатора»
Тема 5.
Содержание
Электроизмеритель 1. Классификация электроизмерительных приборов. Класс
4
ные приборы
точности электроизмерительных приборов. Измерение
напряжения и тока. Расширение пределов измерения
вольтметров и амперметров. Измерение электрического
сопротивления постоянному току. Использование электрических
методов для измерения неэлектрических величин при
эксплуатации и обслуживании автомобилей
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 4. Решение задач «Определение точности
измерительных приборов» на основе теории определения
точности измерительных приборов
Тема 6.
Содержание
Электротехнически 1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
е уст ройства
Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы
работы трансформатора. Коэффициент полезного действия
трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные,
автотрансформаторы
Устройство и принцип действия машин постоянного тока, машин
переменного тока
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Лабораторная работа 3. «Испытание электродвигателя
постоянного тока с параллельным возбуждением» (лабораторная
работа)
2. Практическое занятие 5«Решение задач по теме:
«Трансформаторы» (практическое занятие)
3. Практическое занятие 6 «Решение задач по теме: «Машины
переменного тока» (практическое занятие)
4. Практическое занятие 7 «Решение задач по теме: «Машины
постоянного тока» (практическое занятие)
5. Практическое занятие 8 «Решение задач по теме: «Основы
электропривода» (практическое занятие)
Промежуточная аттестация
Всего (36)

2

2

4

2

2

2

2
2
2
2
2

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей»,
оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум / С. М. Аполлонский.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 320 с. — ISBN 978-5-507-47193-5. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/340016
2. Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для среднего
профессионального образования / В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17711-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/537125

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Показатели освоенности
Методы оценки
компетенций
знать:
Демонстрировать
Тестирование
- методы расчета и измерения ос
знания основных
новных параметров
методов расчетаи
электрических, магнитных и
измерения параметров
электронных цепей;
электрических,
- компоненты автомобильных
магнитныхи
электронных устройств;
электронных цепей;
- методы электрических измере
- номенклатуру компонен
ний;
тов автомобильных
устройства и принципы действия
электронных устройств;
электрических машин
- методов электрических
измерений;
- устройства и принципов
действия электрических
машин
уметь:
Производить
Результаты обучения

8

- пользоваться электроизмери
тельными приборами;
- производить проверку
электронных и электрических
эле-ментов автомобиля;
производить подбор элементов
электрических цепей и электрон
ных схем

измерения с целью
проверки состояния
электронных и
электрических
элементов автомобиля
с применением
электроизмерительны
х приборов;
Осуществлять подбор эле
ментов электрических и
электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.

Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».