1
Приложение 2.10
к ООП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Примерная рабочая программа дисциплины
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
2025
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программыОшибка! Закладка не оп
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ....Ошибка! Закладка не определена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ........................Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Содержание дисциплины ............................................Ошибка! Закладка не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Материально-техническое обеспечение ....................Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Учебно-методическое обеспечение ...........................Ошибка! Закладка не определена.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫОшибка! Закладка не определен
3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины «Основы электротехники»: формирование знаний и
практических навыков, о законах постоянного и переменного токов, о методах расчета и
анализа электрических цепей.
Дисциплина «Основы электротехники» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК
Уметь
Знать
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4
ПК 1.5
Распознавать
задачу
и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую
значимость
Актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
решения
задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления
результатов
поиска
информации
Применять средства информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение;
технические
характеристики,
конструктивные особенности, назначение
деталей; технические условия, методы и
способы ремонта, восстановления узлов и
1
Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
4
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Описывать
значимость
своей
профессии; применять стандарты
антикоррупционного поведения
Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное обеспечение;
использовать
нормативнотехническую документацию по
разборке и сборке, ремонту
сельскохозяйственных машин и
оборудования;
использовать
контрольноизмерительный инструмент для
выявления неисправных узлов и
механизмов;
осуществлять выбор
оборудования, оснастки для
ремонта, восстановления узлов и
механизмов сельскохозяйственных
машин и оборудования;
механизмов сельскохозяйственных машин
и оборудования;
назначение, конструктивные особенности,
технические условия на восстановление
деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования;
методы
контроля
геометрических
параметров деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
конструктивные особенности, назначение
и взаимодействие узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин;
требования нормативно-технической
документации
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего
36
-
В т.ч. в форме практ.
подготовки
21
-
36
21
Объем в часах
2.2. Примерное содержание дисциплины
Наименование
Примерное содержание учебного материала, практических и
разделов и тем
лабораторных занятий
Раздел 1. Основы электротехники
Тема 1.
Содержание
Электробезопаснос 1. Действие электрического тока на организм, основные причины
ть
поражения электрическим током, назначение и роль защитного
заземления
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. «Выбор способов заземления и
зануления электроустановок»
Тема 2.
Содержание
Электрические
1. Условные обозначения, применяемые в электрических схемах;
цепи постоянного
определения электрической цепи, участков и элементов цепи,
тока
ЭДС, напряжения, электрического сопротивления,
проводимости.
Силы электрического тока, направления, единицы измерения.
Закон
Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки.
Законы Кирхгофа
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Решение задач с использованием
законов Ома
Практическое занятие 3. Решение задач с использованием закона
Кирхгофа
Тема 3. Магнитное Содержание
поле
1. Магнитные материалы. Применение ферромагнитных
материалов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Использование закона
электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в
электротехнических устройствах
Тема 4.
Содержание
Электрические
1. Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма
цепи переменного
представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома
тока
для этих цепей. Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи
переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным
элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы
его повышения
В том числе практических и лабораторных занятий
1
1
2
2
2
2
2
6
Лабораторная работа 1. «Исследование характеристик
последовательного соединения активного сопротивления,
емкости и индуктивности»
Лабораторная работа 2. «Исследование характеристик
параллельного соединения катушки индуктивности и
конденсатора»
Тема 5.
Содержание
Электроизмеритель 1. Классификация электроизмерительных приборов. Класс
4
ные приборы
точности электроизмерительных приборов. Измерение
напряжения и тока. Расширение пределов измерения
вольтметров и амперметров. Измерение электрического
сопротивления постоянному току. Использование электрических
методов для измерения неэлектрических величин при
эксплуатации и обслуживании автомобилей
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 4. Решение задач «Определение точности
измерительных приборов» на основе теории определения
точности измерительных приборов
Тема 6.
Содержание
Электротехнически 1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
е уст ройства
Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы
работы трансформатора. Коэффициент полезного действия
трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные,
автотрансформаторы
Устройство и принцип действия машин постоянного тока, машин
переменного тока
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Лабораторная работа 3. «Испытание электродвигателя
постоянного тока с параллельным возбуждением» (лабораторная
работа)
2. Практическое занятие 5«Решение задач по теме:
«Трансформаторы» (практическое занятие)
3. Практическое занятие 6 «Решение задач по теме: «Машины
переменного тока» (практическое занятие)
4. Практическое занятие 7 «Решение задач по теме: «Машины
постоянного тока» (практическое занятие)
5. Практическое занятие 8 «Решение задач по теме: «Основы
электропривода» (практическое занятие)
Промежуточная аттестация
Всего (36)
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей»,
оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум / С. М. Аполлонский.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 320 с. — ISBN 978-5-507-47193-5. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/340016
2. Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для среднего
профессионального образования / В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17711-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/537125
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Показатели освоенности
Методы оценки
компетенций
знать:
Демонстрировать
Тестирование
- методы расчета и измерения ос
знания основных
новных параметров
методов расчетаи
электрических, магнитных и
измерения параметров
электронных цепей;
электрических,
- компоненты автомобильных
магнитныхи
электронных устройств;
электронных цепей;
- методы электрических измере
- номенклатуру компонен
ний;
тов автомобильных
устройства и принципы действия
электронных устройств;
электрических машин
- методов электрических
измерений;
- устройства и принципов
действия электрических
машин
уметь:
Производить
Результаты обучения
8
- пользоваться электроизмери
тельными приборами;
- производить проверку
электронных и электрических
эле-ментов автомобиля;
производить подбор элементов
электрических цепей и электрон
ных схем
измерения с целью
проверки состояния
электронных и
электрических
элементов автомобиля
с применением
электроизмерительны
х приборов;
Осуществлять подбор эле
ментов электрических и
электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.
Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы