Приложение 2
К ОПОП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Рабочая программа ОДП 0.11 «Физика»
2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины ............................................................................................................ 4
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................ .13
3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины . 20
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ......................... .23
2
Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «ФИЗИКА»
1.1 Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:
1.
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при
осуществлении его профессиональной деятельности;
формирование естественно-научной грамотности;
овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение
эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; умений формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в
основе современной физической картины мира, принципов действия технических
устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;
освоение способов использования
физических знаний для решения
практических
и
профессиональных
задач,
объяснения
явлений
природы,
производственных и технологических процессов, принципов действия технических
приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
формирование умений решать учебно-практические задачи физического
содержания с учётом профессиональной направленности;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
3
проблемы с учётом профессиональной направленности;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;
подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции,
сотрудничества, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и
безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил
охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения
энергии,
импульса
и
электрического
заряда,
термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных
физических явлений и свойств веществ;
практическииспользоватьфизическиезнания;
оценивать достоверность естественно-научной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,
жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.
4
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплин имеет при формировании ОК 01-07
5
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Общие
1
Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные 2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинноследственные связи и
-сформировать представления
о роли и месте физики и
астрономии в современной
научной картине мира, о
системообразующей
роли
физики
в
развитии
естественных наук, техники и
современных технологий, о
вкладе
российских
и
зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание
физической
сущности
наблюдаемых
явлений
микромира,
макромира
и
мегамира; понимание роли
астрономии в практической
деятельности
человека
и
дальнейшем
научнотехническом развитии, роли
физики
в
формировании
кругозора и функциональной
грамотности человека для
решения практических задач;
- сформировать умения решать
расчетные задачи с явно
заданной физической моделью,
используя физические законы
и принципы; на основе анализа
условия
задачи
выбирать
физическую модель, выделять
физические
величины
и
формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической величины; решать
качественные
задачи,
выстраивая
логически
непротиворечивую
цепочку
рассуждений с опорой на
1
2
6
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике
изученные
законы,
закономерности и физические
явления;
- владеть основополагающими
физическими понятиями и
величинами,
характеризующими
физические
процессы
(связанными с механическим
движением, взаимодействием
тел,
механическими
колебаниями
и
волнами;
атомно-молекулярным
строением
вещества,
тепловыми
процессами;
электрическим и магнитным
полями, электрическим током,
электромагнитными
колебаниями
и
волнами;
оптическими
явлениями;
квантовыми
явлениями,
строением атома и атомного
ядра,
радиоактивностью);
владение основополагающими
астрономическими понятиями,
позволяющими
характеризовать
процессы,
происходящие на звездах, в
звездных
системах,
в
межгалактической
среде;
движение
небесных
тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями,
законами и теориями (закон
всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон
сохранения механической
энергии, закон сохранения
импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип
равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию
строения вещества, газовые
законы, первый закон
термодинамики; закон
сохранения электрического
7
ОК02.Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон
Ома для полной электрической
цепи, закон Джоуля - Ленца,
закон электромагнитной
индукции, закон сохранения
энергии, закон
прямолинейного
распространения света, закон
отражения света, закон
преломления света; закон
сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон
сохранения электрического
заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты
Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное
использование законов и
закономерностей при анализе
физических явлений и
процессов
- уметь учитывать границы
В областиценности научного
применения изученных
познания:
- сформированность
физических моделей:
мировоззрения, соответствующего материальная точка,
современному уровню развития
инерциальная система отсчета,
науки и общественной практики,
идеальный газ; модели
основанного на диалоге культур,
строения газов, жидкостей и
способствующего осознанию
твердых тел, точечный
своего места в поликультурном
электрический заряд, ядерная
мире;
модель атома, нуклонная
- совершенствование языковой и
модель атомного ядра при
читательской культуры как
решении физических задач
средства взаимодействия между
- уметь формировать
людьми и познания мира;
собственную позицию по
- осознание ценности научной
отношению к физической
деятельности, готовность
информации, получаемой из
осуществлять проектную и
разных источников, умений
исследовательскую деятельность
использовать цифровые
индивидуально и в группе;
технологии для поиска,
структурирования,
Овладение универсальными
интерпретации и
учебными познавательными
представления учебной и
действиями:
научно-популярной
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации; развитие умений
информации из источников разных критического анализа
8
типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм
информационной безопасности;
получаемой информации
- владеть навыками распознавания
и защиты информации,
информационной безопасности
личности
ОК03.Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
В области духовнонравственного воспитания:
-- сформированность
нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию
и принимать осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
- владеть основными методами
научного познания,
используемыми в физике:
проводить прямые и косвенные
измерения физических
величин, выбирая
оптимальный способ
измерения и используя
известные методы оценки
погрешностей измерений,
проводить исследование
зависимостей физических
величин с использованием
прямых измерений, объяснять
полученные результаты,
используя физические теории,
законы и понятия, и делать
9
соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные
задачи в образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний,
постоянно повышать свой
образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации,
включающей стремление к
достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей
способность понимать
эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
выводы; соблюдать правила
безопасного труда при
проведении исследований в
рамках учебного эксперимента
и учебно-исследовательской
деятельности с
использованием цифровых
измерительных устройств и
лабораторного оборудования;
сформированность
представлений о методах
получения научных
астрономических знаний;
- овладеть (сформировать
представления) правилами
записи физических формул
рельефно-точечной системы
обозначений Л. Брайля (для
слепых и слабовидящих
обучающихся)
- социальных навыков, включающих
10
способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать
конфликты
ОК04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
- готовность и способность к
образованию и саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других
людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- овладеть умениями работать
в группе с выполнением
различных социальных ролей,
планировать работу группы,
рационально распределять
деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно
оценивать вклад каждого из
участников группы в решение
рассматриваемой проблемы
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
В областиэстетического
воспитания:
- уметь распознавать
физические явления
11
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику научного
творчества, присущего физической
науке;
- способность воспринимать
различные виды искусства,
традиции и творчество своего и
других народов, ощущать
эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества
отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать
свою точку зрения с
использованием языковых
средств
ОК 07. Содействовать
В областиэкологического
(процессы) и объяснять их на
основе изученных законов:
равномерное и
равноускоренное
прямолинейное движение,
свободное падение тел,
движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение,
резонанс, волновое движение;
диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей
и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании
(охлаждении), тепловое
равновесие, испарение,
конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь
средней кинетической энергии
теплового движения молекул с
абсолютной температурой,
повышение давления газа при
его нагревании в закрытом
сосуде, связь между
параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация
тел, взаимодействие зарядов,
нагревание проводника с
током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная
индукция, действие
магнитного поля на проводник
с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и
волны, прямолинейное
распространение света,
отражение, преломление,
интерференция, дифракция и
поляризация света, дисперсия
света; фотоэлектрический
эффект, световое давление,
возникновение линейчатого
спектра атома водорода,
естественная и искусственная
радиоактивность
- сформировать умения
12
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
воспитания:
- сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности на
основе знаний по физике
применять полученные знания
для объяснения условий
протекания физических
явлений в природе и для
принятия практических
решений в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности при обращении с
бытовыми приборами и
техническими устройствами,
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического поведения в
окружающей среде; понимание
необходимости применения
достижений физики и
технологий для рационального
природопользования
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов
среднего звена формируются личностные результаты
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
Готовность использовать свой личный и профессиональный потенциал для
защиты национальных интересов России
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Коды
результатов
ЛР 01
ЛР 02
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
13
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем
ЛР 13
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности
ЛР14
Способность генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики,
перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные
варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов
ЛР15
Способность искать нужные источники информации и данные, воспринимать,
анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием
цифровых средств
ЛР16
Гибко реагировать на появление новых форм трудовой деятельности, готовность
к их освоению
ЛР17
14
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
1.Основное содержание
Объемв
часах
108
108
вт. ч.:
Теоретическое обучение
84
Лабораторные занятия
14
Контрольные работы
8
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
15
2.2.Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименован
иеразделовит
ем
1
Введение.
Физика и методы
Научного
познания
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
Объемч
асов
2
Содержание учебного материала:
Физика—фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов .Роль эксперимента и теории
в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия .Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
3
2
Раздел1. Механика
Тема1.1
Содержание учебного материала:
Основы
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
кинематики
физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета
.Принцип относительности Галилея .Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела
Тема1.2
Содержание учебного материала:
Основы динамики Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
12
4
Формируемы
еобщие
ипрофессиона
льные
компетенции
4
ОК03
ОК05
ЛР 01
ЛР 02
ЛР15
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 13
ЛР15
4
16
Тема1.3
Законы сохранения
в механике
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости
классической механики
4
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
газов. Температура и ее измерение.
Абсолютный нуль температуры.
Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
графики. Газовые законы
Лабораторные работы:
1.Изучение одного из изопроцессов
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Основы
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение
термодинамики
теплового баланса. Первоеначало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало
термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы
Тема 2.3
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
Агрегатные
состояния вещества воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества.
и фазовые
Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
переходы
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллическиеи аморфные тела
Лабораторные работы:
2. Определение влажности воздуха
Контрольная работа№1«Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
20
4
Тема2.1
Основы
молекулярнокинетической
теории
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР14
2
6
4
2
2
32
6
ОК01
ОК02
17
Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле.
Поляризация
диэлектриков.
Потенциал.
Разность
потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
заряженного конденсатора. Применение конденсаторов
Тема3.2
Содержание учебного материала:
Законы
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
постоянного тока
тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока.
Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока.
Закон Ома для полной цепи
Лабораторные работы:
3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Содержание учебного материала:
Тема
3.3Электрический Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
ток в различных
электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
средах
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников
Тема3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение
силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила
Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури
Содержание учебного материала:
Тема
3.5Электромагн
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
итнаяиндукция
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление
самоиндукции.
Индуктивность.
Энергия
магнитного
полятока.
Электромагнитное поле
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
6
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 13
ЛР14
ЛР15
2
2
4
4
4
2
18
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная
индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание
учебного
материала:
Тема 4.1
Механические
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии
колебания и
при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
волны
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук
и его применение
Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Электромагнитные
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
колебания и волны
контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный
ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы.
Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный
контур. Опыты Г. Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи.
Принцип радиосвязи. Применение электромагнитныхволн
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Увеличение линзы. Оптические
приборы. Телескопы
Лабораторные работы:
6.Определение показателя преломления стекла
Тема 5.2
Содержание учебного материала:
Волновые свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
света
пленках.Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света..Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров.
2
10
4
6
16
4
2
4
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР14
ЛР15
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13
ЛР14
19
Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы
звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их
природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные работы:
7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
Контрольная работа №3«Колебания и волны. Оптика»
Тема 5.3
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
Специальная
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
теорияотносительн энергии
ости
Свободной частицы.
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
оптика
Фотоны..Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедеваи Н.И.
Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение
фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
атомного ядра
модель атома Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер.
.Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных
изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Элементарные частицы
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7.Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
2
2
2
8
2
4
2
6
2
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13
ЛР14
ЛР15
ЛР16
ЛР17
ОК01
ОК02
20
Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные работы:
8. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:
2
2
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13
ЛР15
ЛР16
ЛР17
2
108
21
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2.
Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3.
Весы технические с разновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой
энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматикии возобновляемых источников
энергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блок питания регулируемый;
16. Веб-камера на подвижном штативе;
17. Видео камера для работы с оптическими приборами;
18. Генератор звуковой;
19. Гигрометр(психрометр);
20. Груз наборный;
21. Динамометр демонстрационный;
22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23. Манометр жидкостной демонстрационный;
24. Метр демонстрационный;
25. Микроскоп демонстрационный;
26. Насос вакуумный Комовского;
27. Столик подъемный;
28. Штатив демонстрационный физический;
29. Электроплитка;
30. Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
22
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
Набор демонстрационный волновых явлений;
Ведерко Архимеда;
Маятник Максвелла;
Набор тел равного объема;
Набор тел равной массы;
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
Рычаг демонстрационный;
Сосуды сообщающиеся;
Стакан отливной демонстрационный;
Трубка Ньютона;
Шар Паскаля;
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор;
2. Ноутбук;
3. Экран;
4. Аудивизуальные средства –схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций.
23
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники
1.Физика для профессий и специальностей технического профиля, В.Ф. Дмитриева,
«Академия», 2022. – 448с.
2. Физика. Сборник задач для профессий и специальностей технического профиля, В.Ф.
Дмитриева, «Академия», 2022. – 204с.
3. В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического профиля .
Контрольные материалы, «Академия», 2022. -112с.
Дополнительные источники:
1. Физика базовый уровень В.А. Касьянов, Дрофа, 2022г. – 286с.
2. Физика базовый уровень В.А. Касьянов, Дрофа, 2022 г. – 288с.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика: дидактические материалы / Дрофа, Москва 2022 г.
1.
2.
3.
4.
Интернет –ресурсы
Портал
информационной
поддержки
ЕГЭ.
https://ikt.ipk74.ru/services/13/39/?ysclid=ljguuccrq0864380042
Естественнонаучный образовательный портал.
https://ug.ru/provereno-polzujtes-estestvenno-nauchnyj-obrazovatelnyj-portal-sozdanluchshimi-pedagogami/
Мир физики: физический эксперимент.
http://infofiz.ru/index.php/mirfiziki
Учебные материалы по физике.
https://sfiz.ru/materials
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
24
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих компетенций. Компетенции
должны быть соотнесены с предметными результатами.
Осуществляется преподователем в процессе проведения занятий и лабораторных
работ, устного и письменного опросов, тестирований, а также выполнения обущающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование
Формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации
и информационные
технологи и для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
Раздел/Тема
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы
6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы
7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Тип оценочных
мероприятий
устный опрос;
- Фронтальный опрос;
- Оценка контрольных работ;
- наблюдение за ходом
выполнения лабораторных работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических работ;
- оценка тестовых заданий;
- наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных
проектов и оценка выполненных
проектов;
- оценка выполнения домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение и оценка решения
кейс-задач;
- наблюдение и оценка деловой
игры;
- Дифференцированный зачет
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
25
команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
26