Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Электротехника

Приложение к ООП
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ:
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………….………………11
4.КОНТРОЛЬ

И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………….18

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

1.1. Область применения программы
Программа

учебной

дисциплины

является

частью

программы

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- измерять параметры электрических цепей автомобилей;
- пользоваться измерительными приборами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-

устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования
автомобилей;

- устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и
электронных систем;
-

меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными
инструментами.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Особое значение дисциплин имеет при формировании ОК 01-10

45

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

1
2

Общие 1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные 2

-сформировать представления
о роли и месте электротехники
в
современной
научной
картине
мира,
о
системообразующей
роли
электротехники в развитии
естественных наук, техники и
современных технологий, о
вкладе
российских
и
зарубежных ученых в развитие
науки;
- сформировать умения решать
расчетные задачи с явно
заданной моделью, используя
законы и принципы; проводить
расчеты
и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической
- устанавливать существенный
величины;
решать
признак или основания для
качественные
задачи,
сравнения, классификации и
выстраивая
логически
обобщения;
непротиворечивую
цепочку
- определять цели деятельности,
рассуждений с опорой на
задавать параметры и критерии их
изученные
законы,
достижения;
закономерности
и
явления;
- выявлять закономерности и
- владеть основополагающими
противоречия в рассматриваемых
понятиями
и
величинами,
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, характеризующими
физические
процессы
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
электрическим и магнитным
деятельности;
полями, электрическим током,
- развивать креативное мышление электромагнитными
при решении жизненных проблем колебаниями
и
волнами;
б) базовые исследовательские
оптическими
явлениями;
действия:
квантовыми явлениями, ;
- владеть навыками учебно- владеть закономерностями,
исследовательской и проектной
законами и теориями (закон
деятельности, навыками
всемирного тяготения, I, II и III
разрешения проблем;
законы Ньютона, закон
- выявлять причинносохранения механической
следственные связи и
энергии, закон сохранения
актуализировать задачу, выдвигать импульса, принцип
гипотезу ее решения, находить
суперпозиции сил, принцип
аргументы для доказательства
равноправности инерциальных
своих утверждений, задавать
систем отсчета; молекулярнопараметры и критерии решения;
кинетическую теорию
- анализировать полученные в
строения вещества, газовые
ходе решения задачи результаты,
законы, первый закон
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;

критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике

ОК02.Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В областиценности научного
познания:
- сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию
своего места в поликультурном
мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных

термодинамики; закон
сохранения электрического
заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон
Ома для полной электрической
цепи, закон Джоуля - Ленца,
закон электромагнитной
индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного
распространения света, закон
отражения света, закон
преломления света; закон
сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон
сохранения электрического
заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты
Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное
использование законов и
закономерностей при анализе
физических явлений и
процессов
- уметь учитывать границы
применения изученных
моделей: точечный
электрический заряд, ядерная
модель атома, нуклонная
модель атомного ядра при
решении задач
- уметь формировать
собственную позицию по
отношению к информации,
получаемой из разных
источников, умений
использовать цифровые
технологии для поиска,
структурирования,
интерпретации и
представления учебной и
научно-популярной
информации; развитие умений
критического анализа
получаемой информации

форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания
и защиты информации,
информационной безопасности
личности
ОК03.Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В области духовнонравственного воспитания:
-- сформированность
нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию
и принимать осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные
задачи в образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план

- владеть основными методами
научного познания,
используемыми в
электротехнике: проводить
прямые и косвенные измерения
величин, выбирая
оптимальный способ
измерения и используя
известные методы оценки
погрешностей измерений,
проводить исследование
зависимостей величин с
использованием прямых
измерений, объяснять
полученные результаты,
используя физические теории,
законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила
безопасного труда при
проведении исследований в
рамках учебного эксперимента
и учебно-исследовательской
деятельности с
использованием цифровых
измерительных устройств и
лабораторного оборудования;
сформированность
представлений о методах
получения научных
астрономических знаний;

решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний,
постоянно повышать свой
образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации,
включающей стремление к
достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей
способность понимать
эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;

- овладеть (сформировать
представления) правилами
записи физических формул
рельефно-точечной системы
обозначений Л. Брайля (для
слепых и слабовидящих
обучающихся)

- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать
конфликты
ОК04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

- готовность и способность к
образованию и саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;

Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее

- овладеть умениями работать
в группе с выполнением
различных социальных ролей,
планировать работу группы,
рационально распределять
деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно
оценивать вклад каждого из
участников группы в решение
рассматриваемой проблемы

достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

В областиэстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику научного
творчества, присущего физической
науке;
- способность воспринимать
различные виды искусства,
традиции и творчество своего и
других народов, ощущать
эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества
отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,

- уметь распознавать
физические явления
(процессы) и объяснять их на
основе изученных законов:
равномерное и
равноускоренное
прямолинейное движение,
свободное падение тел,
движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение,
резонанс, волновое движение;
диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей
и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании
(охлаждении), тепловое
равновесие, испарение,
конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь
средней кинетической энергии
теплового движения молекул с
абсолютной температурой,
повышение давления газа при
его нагревании в закрытом
сосуде, связь между
параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация
тел, взаимодействие зарядов,

распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать
свою точку зрения с
использованием языковых
средств

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

В областиэкологического
воспитания:
- сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности на
основе знаний по электротехнике

нагревание проводника с
током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная
индукция, действие
магнитного поля на проводник
с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и
волны, прямолинейное
распространение света,
отражение, преломление,
интерференция, дифракция и
поляризация света, дисперсия
света; фотоэлектрический
эффект, световое давление,
возникновение линейчатого
спектра атома водорода,
естественная и искусственная
радиоактивность
- сформировать умения
применять полученные знания
для объяснения условий
протекания физических
явлений в природе и для
принятия практических
решений в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности при обращении с
бытовыми приборами и
техническими устройствами,
сохранения здоровья и
соблюдения норм
экологического поведения в
окружающей среде; понимание
необходимости применения
достижений электротехники и
технологий для рационального
природопользования

В ходе освоения программы подготовки специалистов среднего звена формируются личностные
результаты
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,

Коды
результатов
ЛР 01

прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
Готовность использовать свой личный и профессиональный потенциал для
защиты национальных интересов России
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем

ЛР 02
ЛР 04

ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13

Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности

ЛР14

Способность генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики,
перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные
варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов

ЛР15

Способность искать нужные источники информации и данные, воспринимать,
анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием
цифровых средств

ЛР16

Гибко реагировать на появление новых форм трудовой деятельности, готовность
к их освоению

ЛР17

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка

часов
36

Обязательная учебная нагрузка

36

в том числе:
теоретическое обучение

14

лабораторные занятия

6

практические занятия
16
Итоговая аттестация проводится в форме: дифференцированного зачета

6

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
Тема 1.
Электробезопасность

2
Содержание учебного материала

Объем часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3
Уровень

освоения
1 .Действие электрического тока на организм, основные причины 2
поражения электрическим током, назначение и роль защитного
заземления

4

ОК 01- 07

Практические занятия
1. «Выбор способов заземления и зануления электроустановок».
2
Тема 2.
Электрические цепи
постоянного тока

Тема 3.
Магнитное поле

Содержание учебного материала

Уровень

ОК 01- 07

освоения
2
1. Условные обозначения, применяемые в электрических схемах;
определения электрической цепи, участков и элементов цепи,
ЭДС, напряжения, электрического сопротивления, проводимости.
Силы электрического тока, направления, единицы измерения.
Закон Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки.
Законы Кирхгофа.
Практические занятия
1. « Решение задач с использованием законов Ома»
2. «Решение задач с использованием закона Кирхгофа»
Содержание учебного материала
Уровень
освоения

7

6

2
2
ОК 01- 07
2

2
1.Магнитные материалы. Применение ферромагнитных
материалов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Использование закона
электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в
электротехнических устройствах.
Тема 4.
Электрические цепи
переменного тока

Содержание учебного материала

Уровень

1.Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма
представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома
для этих цепей. Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи
переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным
элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы
его повышения.

ОК 01- 07

освоения
2
6

Лабораторные работы

Тема 5.
Электроизмерительные

1. «Исследование характеристик последовательного соединения активного
сопротивления, емкости и индуктивности».

2

2. «Исследование характеристик параллельного соединения катушки
индуктивности и конденсатора».

2

Содержание учебного материала

Уровень
освоения

8

4

приборы

2
1.Классификация электроизмерительных приборов. Класс
точности электроизмерительных приборов. Измерение
напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров
и амперметров. Измерение электрического сопротивления
постоянного тока. Использование электрических методов для
измерения неэлектрических величин при эксплуатации и
обслуживании автомобилей.

ОК 01- 07

Практические занятия
1 .Решение задач «Определение точности измерительных приборов» на основе
теории определения точности измерительных приборов.

Тема 6.
Электротехнические
устройства

Содержание учебного материала

2

Уровень

3ОК 01- 07

освоения
2
1.Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы
работы трансформатора. Коэффициент полезного действия
трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные,
автотрансформаторы.
2.Устройство и принцип действия машин постоянного тока,
машин переменного тока.
3.Решение задач по теме «Трансформаторы»

9

14

4

2

2. «Решение задач по теме «Машины переменного тока»
2
3. «Решение задач по теме: «Машины постоянного тока».
2

Дифференцированный зачет
2
Всего

36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Электротехника».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект плакатов «Общая электротехника»;
- модели электрических машин;
- персональные компьютеры;
- программный комплекс ELECTRONICSWORKBENCHV.5.OC;
- телевизор;
- учебные фильмы на DVD носителе;
- DVD-проигрыватель;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1. Бутырин

П.А.

ТолчеевО.В.

ШакирзяновФ.Н.

Электротехника:

Учебник

-

М.:

Издательский центр Академия г., 2023 г.
2. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: Учебник для студентов
среднего профессионального образования по специальностям технического профиля М.: Издательство Форум-Инфарм, 2024г.
3. Немцов М.В. Немцова М.Л. Электротехника и электроника: Учебник для студентов
образовательных

учреждений

среднего

профессионального

Издательство Академия, 2022 г.

11

образования

-

М.:

4. Полещук В.И. Задачник по электротехнике: Учебное пособие - М.: Издательство
Академия, 2022 г.
Дополнительная литература:
1. И.С. Туревский. Электрооборудование автомобилей: Учебное пособие - М.: "Инфра-М",
2021г.
(электронные издания):
1. http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html
2. http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/
3. http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html
Интернет-ресурсы:
1. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf
2. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf
3. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________________________________________________
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки
знать:
методов расчета и измерения
основных параметров

Тестирование - 70%

Устный опрос, тестовые
занятия, текущий
контроль в форме ответов

электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компонентов
автомобильных
электронных устройств;
- методов электрических измерений;
- устройств и принципов действия
электрических машин.

на контрольные вопросы;
итоговый зачет.

уметь:
Уровень
- пользоваться
самостоятельности
электроизмерительными
выполнение заданий.
приборами;
- производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
- производить подбор элементов
электрических цепей и электронных
схем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ,
тестирования и итогового
зачёта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».