Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей в чоответствии с требованиями технологической документации

Приложение 2
К ООП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля
ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей

МДК 03.01 Слесарное дело и технические измерения
МДК 03.02.Ремонт автомобилей

2023 г

СОДЕРЖАНИЕ

с.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

26

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.03 Текущий ремонт различных видов автомобилей
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности « Производить текущий ремонт различных типов
автомобилей» в соответствии с требованиями технической документации
и,соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.

Перечень общих компетенций

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

1.1..2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 1
ПК 1.1.
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и
механизмов автомобиля
Определять техническое состояние автомобильных двигателей
Определять техническое состояние электрических и электронных систем
автомобилей
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

1.2. Область применения программы
Программа профессионального модуля ПМ.01 Техническое состояние систем,
агрегатов, деталей и механизмов автомобиля является частью образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей, укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии
наземного
Программа профессионального модуля предназначена для реализации требований
ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
формирования общих (ОК 1 - ОК 11) и профессиональных компетенций (ПК 1.1 - ПК
1.5.)
1.3. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения профессионального
модуля

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен

Иметь практический
опыт

Уметь

Подготовки автомобиля к ремонту. Оформления
первичной документации для ремонта. Демонтажа и
монтажа двигателя автомобиля; разборки и сборки его
механизмов и систем, замене его отдельных деталей.
Демонтажа и монтажа узлов и элементов электрических и
электронных систем, автомобиля, узлов и механизмов
автомобильных трансмиссий, ходовой части и систем
управления автомобилей, элементов кузова, кабины,
платформы, их замены.
Проведения технических измерений с применением
соответствующего инструмента и оборудования. Ремонта
деталей, системы механизмов двигателя, узлов и
элементов электрических и электронных систем,
механизмов, узлов и деталей автомобильных
трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем
управления автомобилей. Восстановления деталей, узлов
и кузова автомобиля. Окраски кузова и деталей кузова
автомобиля. Регулировки, испытания систем и
механизмов двигателя, узлов и элементов электрических
и электронных систем, узлов и механизмов ходовой части
и систем управления, автомобильных трансмиссий после
ремонта. Проверки состояния узлов и элементов
электрических и электронных систем соответствующим
инструментом и приборами.
Оформлять учетную документацию. Работать с каталогами
деталей.
Использовать уборочно-моечное и технологическое
оборудование.
Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и
систем двигателя, элементы электрооборудования,
электрических и электронных систем автомобиля, узлы и
детали автомобильных трансмиссий, ходовой части и
систем управления, кузова, кабины, платформы; разбирать и
собирать двигатель. Использовать специальный инструмент
и оборудование при разборочно-сборочных работах.
Выполнять метрологическую поверку средств измерений.
Производить замеры деталей и параметров двигателя,
кузова, изнашиваемых деталей и изменяемых параметров
ходовой части и систем управления, деталей трансмиссий
контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Проверять комплектность ходовой части и механизмов
управления автомобилей. Проводить проверку работы
двигателя, электрооборудования, электрических и
электронных систем, автомобильных трансмиссий, узлов и
механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей, проверку исправности узлов и элементов
электрических и электронных систем контрольно-

Знать

измерительными приборами и инструментами.
Выбирать и использовать инструменты и приспособления
для слесарных работ, приборы и оборудование для контроля
исправности узлов и элементов электрических и
электронных систем, ремонта кузова и его деталей.
Определять неисправности и объем работ по их
устранению, способы и средства ремонта. Устранять
выявленные неисправности.
Определять основные свойства материалов по маркам;
выбирать материалы на основе анализа их свойств для
конкретного применения.
Регулировать: механизмы двигателя и системы, параметры
электрических и электронных систем и их узлов, механизмы
трансмиссий, параметры установки деталей ходовой части и
систем управления автомобилей в соответствии с
технологической документацией. Соблюдать меры
безопасности при работе с электрооборудованием и
электрическими инструментами, безопасные условия
труда в профессиональной деятельности.
Устройство и конструктивные особенности
ремонтируемых автомобильных двигателей, узлов и
элементов электрических и электронных систем,
автомобильных трансмиссий, ходовой части и
механизмов рулевого управления, автомобильных
кузовов и кабин автомобилей. Назначение и
взаимодействие узлов и систем двигателей, элементов
электрических и электронных систем, узлов трансмиссии,
ходовой части и механизмов управления. Оборудование и
технологию испытания двигателей, автомобильных
трансмиссий. Формы и содержание учетной
документации. Назначение и структуру каталогов
деталей. Характеристики и правила эксплуатации
вспомогательного оборудования, специального
инструмента, приспособлений и оборудования. Средства
метрологии, стандартизации и сертификации.
Технологические требования к контролю деталей и
состоянию систем, к контролю деталей и состоянию
кузовов. Порядок работы и использования контрольноизмерительных приборов и инструментов. Основные
неисправности двигателя, его систем и механизмов,
элементов и узлов электрических и электронных систем,
автомобильных трансмиссий, их систем и механизмов,
ходовой части автомобиля, систем управления, кузова
автомобиля; причины и способы устранения
неисправностей. Способы и средства ремонта и
восстановления деталей двигателя, узлов и элементов
электрических и электронных систем, узлов
автомобильных трансмиссий, узлов и деталей ходовой
части, систем управления и их узлов, кузовов, кабин и его
деталей, лакокрасочного покрытия кузова и его деталей.
Технологические процессы разборки-сборки узлов и
систем автомобильных двигателей, электрооборудования,
узлов и элементов электрических и электронных систем,

узлов и систем автомобильных трансмиссий, узлов и
механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей, кузова, кабины платформы. Основные
свойства, классификацию, характеристики, области
применения материалов. Специальные технологии
окраски. Технические условия на регулировку и
испытания двигателя, его систем и механизмов; узлов
электрооборудования автомобиля, автомобильных
трансмиссий, узлов трансмиссии, узлов и механизмов
ходовой части и систем управления автомобилей.
Технологические требования для проверки исправности
приборов и элементов электрических и электронных
систем. Меры безопасности при работе с
электрооборудованием и электрическими инструментами,
правила техники безопасности и охраны труда в
профессиональной деятельности.

Общие требования к личностным результатам выпускников СПО
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для
защиты национальных интересов России.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России.
Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания.
Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера,
общественного деятеля.
Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического,
информационного развития России, готовый работать на их достижение.
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с
другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый,
критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей;
демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3
ЛР 6
ЛР 7

Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в
изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий
собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий
собственный жизненный опыт, критерии личной успешности.
Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с
особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности».
Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях,
соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России;
готовый оказать поддержку нуждающимся.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Способный в цифровой среде использовать различные цифровые средства,
позволяющие во взаимодействии с другими людьми
достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные задачи,
подбирать способы решения и средства развития, в том числе с
использованием цифровых средств; содействующий поддержанию престижа
своей профессии и образовательной организации.
Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой
экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать
альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных
алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать,
анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием
цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное
поведение в сетевом пространстве.
Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности,
готовый к их освоению.
Осознающий значимость системного познания мира, критического
осмысления накопленного опыта.
Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее
достоверность, строить логические умозаключения на основании
поступающей информации.
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на
критику.
Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности,
открытости.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных
ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством.
Проявляющий эмпатию, выражающий активную гражданскую позицию,
участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций, а также
некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии гражданского

ЛР 8

ЛР 9
ЛР 10

ЛР 11
ЛР 12
ЛР 13

ЛР 14

ЛР 15

ЛР 16

ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24

общества и оказывающих поддержку нуждающимся.
Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или
унижение достоинства (в отношении себя или других людей).
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства.
Вступающий в конструктивное профессионально значимое взаимодействие
с представителями разных субкультур.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к
преобразованию общественных пространств, промышленной и
технологической эстетике предприятия, корпоративному дизайну, товарным
знакам.
Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального
выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или
состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе
профессиональной деятельности.
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
профессий.
Мотивированный к освоению функционально близких видов
профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели)
труда, либо иные схожие характеристики.
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.

1.2 Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов: 406, из них:
на освоение МДК - 226 часа
на практики:
учебную - 108 часов
производственную - 72 часа

ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
ЛР 28
ЛР 29

ЛР 30
ЛР 31

ЛР 32

ЛР 33
ЛР 34
ЛР 35
ЛР 36

3. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля «ПМ.03. »
Коды
профессиональн
ых общих
компетенций
1
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.

Наименования
разделов
профессионального
модуля
2
Раздел 1. МДК
03.01 Слесарное
дело и технические
измерения
МДК 03.02 Ремонт
автомобилей
Учебная практика,
часов
Производственная
практика, часов
Всего:

Суммарный
объем нагрузки,
час.

Объём модуля во взаимодействии с преподавателем, час.
Обучение по МДК

3
96

4
60

5
36

130

64

66

108

Практики
6

7

108

72

406

72

124

102

Самостоятельная
работа

108

72

8

2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.03.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
профессионального модуля
практические занятия, самостоятельная учебная работа
(ПМ), междисциплинарных
обучающихся
курсов (МДК)
1
2
Раздел 1. Проведение ремонта различных типов автомобиля
МДК.03.01 Слесарное дело и технические измерения
Тема 1.1. Техническое
Содержание
измерение
1.Содержание предмета. Назначение предмета в подготовке
специалистов
2. Понятие технических измерений. Виды технических измерений.
Оборудование и технология проведения технических измерений.

Объем
в часах

Код личностных результатов
реализации программы
воспитания

3

4

60/36

2

Практические занятия №1
Измерение размеров детали штангенциркулем.
Тема 1.2. Разметка, резка
металла

Содержание
3. Разметка и ее назначение. Инструменты и приспособления,
применяемые при разметке. Основные этапы разметки. Разметка по
шаблонам, изделию, чертежам.
4. Понятие о резке металлов. Приёмы резки различных заготовок.
5. Инструмент и элементы процесса резания при разрезании металла

1

Содержание
6. Назначение рубки металла. Инструмент, применяемый при рубке
металла.
7. Способы выполнения рубки. Механизация процессов рубки.

ОК2,ОК4,ОК-7,
ОК9,ОК10,ВД1,ПК1.1,ЛР7,ЛР34

2

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

2

Практические занятия №2
Измерение размеров детали штангенциркулем
Тема 1.3. Рубка, правка и гибка
металла.

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

3

2
2

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-5,ОК9,ЛР-13,ЛР-16

8. Сущность правки, гибки металла и ее назначение. Оборудование,
инструмент и приспособления применяемые при правке.
9. Приемы ручной и машинной правки и гибки полосового,
листового, круглого материала. Гибка заготовки.
Практические занятия №3
Гибка заготовки. Правка заготовки.
Тема 1.4. Опиливание.
Шабрение.

Содержание
10. Понятие об опиливании. Приемы и правила опиливания.
Механизация опиловочных работ.
11. Напильники, их конфигурация и классификация. Выбор
напильников.
12. Шабрение различных плоскостей. Инструменты и
приспособления. Контроль точности шабрения.
Практические занятия№4

2

3

Содержание
13. Притирка и доводка, назначение и применение. Притиры и
абразивные материалы. Механизация притирки.

2

Содержание
14. Виды слесарной обработки отверстий.
15. Оборудование, инструмент и приспособления применяемые при
слесарной обработки отверстий.
16. Зенкование , зенкерование, развертывание отверстий.

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

3

3

2
2
2

ОК2,ОК4,ОК-7,
ОК9,ОК10,ВД1,ПК1.1,ЛР7,ЛР34
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

Практические занятия №5
Притирка поверхностей деталей. Общие сведения о притирке.
Приемы притирки.
Тема 1.6. Слесарная обработка
отверстий. Нарезание резьбы

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

Шабрение. Зачистка заусенцев и кромок деталей.
Тема 1.5. Притирка. Доводка

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2

ОК2,ОК4,ОК-7,
ОК9,ОК10,ВД1,ПК1.1,ЛР7,ЛР34
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

17. Понятие о резьбе и ее элементах. Виды и назначения резьбы.

2

18. Инструмент для нарезания внутренней и наружной резьбы.

2

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

Практические занятия 6,7
Сверление и рассверливание
Зенкование, зенкерование, развертывание. Нарезание резьбы
Тема 1.7. Клепка

Тема 1.8. Паяние. Лужение

Тема 1.9. Механическая
обработка с использованием

Содержание
19. Сущность клепки и ее применение. Заклёпки и заклепочные
соединения
20. Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при
ручной и механизированной клепке.
21. Приемы ручной и механизированной клепки

3
3

2
2
2

Практические занятия № 8, 9
Соединение заготовок.
Соединение заготовок методом ручной клёпки .
Содержание
22. Понятие о паянии и лужении.

3
4

23. Приемы паяния. Припои и флюсы.

2
2

24. Паяние мягкими и твердыми припоями. Приёмы лужения.

2

25. Клеевые соединения.

2

26. Заливка подшипников.

2

Практические занятия 10 ,11
Лужение.
Пайка проводов и разъемов. Приемы паяния различными
паяльниками.
Содержание

4
4

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

станочного оборудования
27. Виды металлорежущего оборудования. Маркировка станков.
28. Уровни автоматизации металлорежущего оборудования.
29. Понятие о базах и их выбор. Выбор методов и
последовательности обработки деталей.

Тема 1.1. Ремонт
автомобильных двигателей

Дифференцированный зачет
МДК.03.02 Ремонт автомобилей
Содержание
1. Техника безопасности. Техническое обслуживание механизмов
двигателя.
2. Понятие о диагностировании состояния двигателя. Параметры
диагностики.
3. Организация и технология ремонта двигателей. Технологии
разборки двигателя автомобиля
4. Технологии монтажа двигателя и сборки его механизмов, систем,
замена его отдельных деталей.
5. Технология дефектовки деталей соответствующим инструментом и
приборами.
6. Проведение технических измерений, соответствующим
инструментом и приборами.
7 Технологии ремонта деталей механизмов и систем двигателя.
8. Регулировка двигателя. Испытание систем и механизмов двигателя.
9. Регулировка систем и механизмов двигателя после ремонта.
10. Испытание систем и механизмов двигателя после ремонта.
Практические занятия 1,2,3,4
Разборка, сборка и дефектовка кривошипно-шатунного механизма.
Ремонт узлов системы питания бензиновых и дизельных двигателей.
Ремонт системы охлаждения, системы смазки двигателя.
Ремонт кривошипно-шатунного механизм, газораспределительного
механизма.
Самостоятельная работа №1 Подготовить презентацию
«Неисправности ДВС»

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2
3
3

64/66
2
2
2
2
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2
2
2
2
2
2
3
3
3
3

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

Тема 1.2. Ремонт узлов и
элементов электрических и
электронных систем
автомобилей

Тема 1.3. Ремонт
автомобильных трансмиссий

Содержание
11. Технология монтажа узлов и элементов электрических систем
автомобиля.
12. Технология монтажа узлов и элементов электронных систем
автомобиля.
13. Проверка состояния узлов. Дефектовка элементов электрических
систем
14. Дефектовка элементов электронных систем.
15. Проверка состояния узлов и элементов электрических систем,
электронных систем.
16. Проверка и дефектовка узлов и элементов электрических и
электронных систем
17. Технологии ремонта узлов и элементов электрических систем и
электронных систем.
18. Выбраковка .Дефектовка узлов и деталей.
19.Регулировка.
20. Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и
электронных систем
Практические занятия 5, 6, 7, 8,9
Выполнение работ по ремонту и диагностики основных узлов
электрооборудования
Выполнение работ по ремонту приборов освещения
Ремонт элементов электрических систем
Поиск и устранение неисправностей электрических цепей
Самостоятельная работа № 2 Подготовить презентацию «Не
исправности электрических и электронных систем автомобилей»
Содержание
21. Технология монтажа автомобильных трансмиссий и узлов
автомобильных трансмиссий.
22. Технология монтажа и замены механизмов автомобильных
трансмиссий. Проведение технических измерений деталей
трансмиссий
23. Проведение технических измерений деталей узлов трансмиссий
24. Технология ремонта механизмов автомобильных трансмиссий.

2
2
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

2
2
2
2
2
2
2
2

3
3
3
3
3

2
2

1
1

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

Тема 1.4. Тема 1.4 Ремонт
ходовой части и механизмов
управления автомобилей

25. Технология ремонта механизмов, узлов и деталей автомобильных
трансмиссий.
26. Технология ремонта коробок передач. Диагностика коробок
передач.
27. Диагностика неисправностей коробок передач. Дефектовка
деталей коробок перемены передач.
28. Технология ремонта коробок перемены передач. Технология
ремонта автоматических коробок передач
29. Регулировка автомобильных трансмиссий
30. Регулировка и испытание автомобильных трансмиссий после
ремонта
Практические занятия 10 11 12 13 14
Выполнение работ по ремонту узлов трансмиссии.
Выполнение работ по ремонту узлов автоматической трансмиссии.
Выполнение работ по ремонту узлов трансмиссии, механизмов
трансмиссий.
Выполнение работ регулировке механизмов трансмиссий.
Самостоятельная работа №3 Подготовить презентацию «Не
исправности автомобильных трансмиссий»
Содержание
31. Технологии монтажа и замены узлов и механизмов ходовой части
и систем управления Автомобилей. Проведение технических
измерений двигателя
32. Проведение технических измерений ходовой части и механизмов
управления автомобиля
33. Проведение технических измерений автомобильных трансмиссий,
соответствующим инструментом и приборами.
34. Технология ремонта узлов управления автомобилей и механизмов
автомобилей.
35. Диагностика механизмов ходовой части автомобилей. Технология
ремонта механизмов ходовой части автомобилей и систем
управления автомобилей
Практические занятия 15 16 17 18
Диагностика привода рулевого механизма.
Дефектовка деталей рулевого механизма.
Ремонт узлов гидравлической и пневматической тормозной системы.

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

1
1
1

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

1
1
1

3
3
3
3
3

1
ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8

1
1
1
1

3
3
3

ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

Тема 1.5. Ремонт и окраска
автомобильных кузовов

Самостоятельная работа №4Подготовить презентацию «Не
3
исправности ходовой части автомобилей»
Содержание
36. Диагностика элементов кабины. Технология монтажа и замены
1
элементов кабины. Дефектовка элементов кабины.
37. Окраска кузова. Регулировка и контроль качества ремонта кузовов 1
и кабин
Практические занятия 19 20 21 22
Подбор цвета лакокрасочного покрытия.
3
Выполнение работ по окраске элементов кузова автомобиля
3
Выполнение работ по ремонту поверхности элементов кузова.
3
Самостоятельная работа №5Подготовить презентацию «Методы,
3
способы, окраски»

Учебная практика УП.03 Виды работ: Выполнение метрологической поверки средств измерения.
Выбор и использование оборудования, приспособлений и инструмента для слесарных работ. Снятие и
установка; разборка и сборка; ремонт механизмов, узлов и систем двигателя. Снятие и установка;
разборка и сборка; ремонт узлов трансмиссии. Ремонт электрооборудования и электронных систем.
Ремонт ходовой части и механизмов управления. Регулировка и проверка работы систем, агрегатов и
механизмов автомобилей в соответствии с технологической документацией. Ремонт, окраска кузова и его
деталей.

108

Производственная практика ПП.03 Виды работ: Составление заявок на запасные части и материалы.
Ремонт деталей слесарными методами. Текущий ремонт механизмов, узлов и систем автомобильных
двигателей. Текущий ремонт узлов и элементов электрооборудования. Текущий ремонт узлов и
механизмов трансмиссии. Текущий ремонт ходовой части автомобиля. Текущий ремонт механизмов
управления и тормозной системы. Текущий ремонт элементов и систем дополнительного оборудования.
Выполнение работ по замене и ремонту отдельных узлов и деталей кузова автомобиля. Окраска деталей
кузова автомобиля.

72

Всего:

406

ОК-1,ОК7,ВД-1,ПК1.11.5,ЛР-7,ЛР-8
ОК-2,ОК4,ОК-7, ОК9,ОК10,ВД1,ПК-1.1,ЛР7,ЛР-34

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Устройство автомобилей», оснащенный оборудованием:
•макеты: двигатель автомобиля в разрезе, сцепление, механическая коробка передач, автоматическая коробка передач, редуктор моста, подвески
автомобиля, АКБ, генератор, стартер,
• плакаты: комплект плакатов по устройству легковых автомобилей, комплект плакатов по устройству грузовых автомобилей,
• альбомы: устройство грузовых автомобилей, устройство легковых автомобилей,
• комплект деталей механизмов и систем двигателей, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, узлов и элементов
электрооборудования автомобиля и техническими средствами:
• интерактивная доска, электронные ресурсы по устройству автомобилей.
Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля, оснащенная оборудованием:
• рабочее место преподавателя,
• рабочие места обучающихся,
• комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации,
• приборы, инструменты и приспособления,
• демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»
• плакаты по темам лабораторно-практических занятий,
• стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»,
• стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,
• осциллограф,
• мультиметр,
• комплект расходных материалов.
Лаборатория ремонта двигателей
• рабочее место преподавателя,
• рабочие места обучающихся,
• мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным
программным обеспечением общего и профессионального назначения),
• двигатели внутреннего сгорания,
• стенд для позиционной работы с двигателем,
• наборы слесарных инструментов,

• набор контрольно-измерительного инструмента.
Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
•верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
•стеллажи,
•стенды для позиционной работы с агрегатами, •агрегаты и механизмы шасси автомобиля,
•наборы слесарных и измерительных инструментов,
•макеты агрегатов автомобиля в разрезе.
Оснащение базы практики:
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации, в наличии оборудование, инструменты, расходные
материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том числе оборудование и инструменты
используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанные в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по
компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Кузовной ремонт», «Автопокраска», «Обслуживание грузовой техники»
конкурсного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Места производственной практики обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников.
Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики на предприятиях соответствует содержанию деятельности,
направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для демонстрационных экзаменов по модулям оснащаются рабочие места.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Кузнецов, А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: в 2ч.-- М: ИЦ «Академия», 2019. - 368с. 2. Виноградов, В.М. Технологические
процессы ремонта автомобилей/ В.М. Виноградов. - М: Издательский центр «Академия», 2020. - 432с.; 3. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание
и ремонт автомобилей/ Л.И. Епифанов. — М: Форум, ИНФРА-М, 2020. — 352 с.; 4. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. СПО/ В. И.
Карагодин. – М: ОИЦ «Академия», 2021 – 495с.; 5. Кузнецов, А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист). НПО/ А.С. Кузнецов. — М: ИЦ
Академия, 2018. —304 с.; 6. Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей/ В.В. Петросов. - М: ИЦ «Академия», 2019. - 224с. 7. Покровский, Б.С.
Основы слесарного дела/ Б.С. Покровский. - М.: ИЦ «Академия», 2021. -320с. 8.Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое
обслуживание: учебник для СПО/ А. Г. Пузанков. - М: ИЦ «Академия», 2019. -640с.; 9. Селифонов, В.В. Устройство, техническое обслуживание

грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: ИЦ «Академия», 2018. – 400 с. 10. Слон, Ю.М. Автомеханик. СПО. - М: Феникс, 2020. 350 с .
Дополнительные источники: Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов. Окраска/В.Г. Дронкин. - М: Издательский центр «Академия», 2021. 64с. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания/А.С. Кузнецов. - М: Издательский центр «Академия», 2021. - 64с. Шишлов А.Н., Лебедев
С.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ А.Н. Шишлов, С.В. Лебедев. – М.: КАТ №9, 2020.

Интернет-ресурсы:
http://instrukciy.narod.ru
http://www.elektronik-chel.ru
http://www.skyflex.air.ru
http://www.turner.narod.ru
http://www.adonata.ru
http://www.modern-machines.com
http://www.twirpx.com
http://www.knuth.de
http://www.fi-com.ru
http://www.bibliotekar.ru
http://www.kovka-stanki.ru
http://www.ru.wikipedia.org
http://www.aspar.com.ua
http://www.weldzone.info

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 3.1. Производить
текущий ремонт
автомобильных двигателей

ПК 3.2. Производить
текущий ремонт узлов и
элементов электрических и
электронных систем
автомобилей

ПК 3.3. . Производить
текущий ремонт
автомобильных
трансмиссий

Критерии оценки

Знания: Технологические процессы разборки сборки двигателя, его узлов,
механизмов и систем. Технологические требования к контролю деталей и систем
Снятие, установка и замена узлов и механизмов автомобильного двигателя в
соответствии с техническим заданием. Проведение замеров деталей и параметров
двигателя. Разбирать, собирать узлы двигателя и устранять неисправности.
Ремонтировать системы, механизмов и деталей двигателя, в том числе
осуществлять замену неисправных узлов и деталей. Регулировка механизмов
двигателя и систем в соответствии с технологической документацией
Знания: Технологические процессы разборкисборки электрооборудования, узлов и
элементов электрических и электронных систем. Основные неисправности
элементов и узлов электрических и электронных систем, причины и способы
устранения. Способы ремонта узлов и элементов электрических и электронных
систем
Снятие, установка и замена узлов и элементов электрических и электронных
систем Разборка и сборка основных узлов электрооборудования. Определение
неисправностей и объем работ по их устранению. Определение способов и средств
ремонта. Устранение выявленных неисправностей. Регулировка, испытание узлов
и элементов электрических и электронных систем
Знания: Технологические процессы разборкисборки автомобильных трансмиссий.
Определение способов и средств ремонта. Технологические процессы разборкисборки узлов и систем автомобильных трансмиссий. Технические условия на
регулировку и испытания автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии
Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов автомобильных
трансмиссий. Проведение замеров износов деталей трансмиссий. Разбирать и
собирать механизмы и узлы трансмиссий в ходе ремонта. Определение

Методы оценки

Опрос. Оценка результатов
выполнения тестовых заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа (Экспертное
наблюдение и оценка результатов
практических работ)

Опрос. Оценка результатов
выполнения тестовых заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа (Экспертное
наблюдение и оценка результатов
практических работ)
Опрос. Оценка результатов
выполнения тестовых заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа (Экспертное
наблюдение и оценка результатов
практических работ)

ПК 3.4. Производить
текущий ремонт ходовой
части и механизмов
управления автомобилей

ПК 3.5. . Производить
ремонт и окраску кузовов

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам
ОК 02.Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 03. Планировать и

неисправности и объема работ по их устранению. Регулировка механизмов
трансмиссий в соответствии с технологической документацией
Знания: Технологические процессы снятия и установки разборки-сборки узлов и
механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Технологические
требования к контролю деталей, состоянию узлов систем и параметрам систем
управления автомобиля и ходовой части. Способы ремонта и восстановления
узлов и деталей ходовой части, систем управления и их узлов. Технология
выполнения регулировок узлов ходовой части и контроль технического состояния
систем управления автомобилей
Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов ходовой части и систем
управления автомобилей. Проведение технических измерений. Ремонт узлов и
механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, с заменой
изношенных деталей и узлов. Регулировка, испытание узлов и механизмов
ходовой части и систем управления автомобилей
Знания: Технологические процессы разборкисборки кузова, кабины, платформы.
Способы ремонта и восстановления кузова и его деталей. Технологические
процессы окраски кузова автомобиля. Требования к контролю лакокрасочного
покрытия.
Умения: Снятие, установка и замена элементов кузова, кабины, платформы.
Восстановление деталей, узлов и элементов кузова автомобиля. Окраска кузова и
деталей кузова автомобиля. Замена деталей. Контроль качества ремонта кузова.
Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Проверять качество
лакокрасочного покрытия.
обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов
решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения профессиональных задач

- использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа
ресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по специальности для решения
профессиональных задач

- демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность

Опрос. Оценка результатов
выполнения тестовых заданий (70%
правильных ответов)

Практическая работа (Экспертное
наблюдение и оценка результатов
практических работ)
Опрос. Оценка результатов
выполнения тестовых заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа (Экспертное
наблюдение и оценка результатов
практических работ)

реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе общечеловеческих
ценностей
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание необходимого
уровня физической

самоанализа и коррекция результатов собственной работы;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных)

грамотность устной и письменной речи, - ясность формулирования и изложения
мыслей

- соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и
производственной практик

- эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при
прохождении учебной и производственной практик; - знание и использование
ресурсосберегающих технологий
- эффективность использования средств физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности

Интерпретация результатов
наблюдения за деятельностью
обучающихся в процессе освоения
образовательной программы.
Экспертное наблюдение и оценка на
лабораторно - практических занятиях,
при выполнении работ по учебной и
производственной практикам. Экзамен
квалификационный

подготовленности
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке
ОК 11. Планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере.

эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности согласно формируемым
эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой
технической документации, в том числе на английском языке

Определение успешных стратегий решения проблемы, умение разбивать
поставленную цель на задачи. Разработка альтернативных решений проблемы.
Самостоятельная организация собственных приемов обучения в рамках
предпринимательской деятельности. Разработка и презентация бизнес-плана в
области своей профессиональной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».