Приложение 2
К ОПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рабочая программа ОДП 0.11 «Физика»
2023г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины.............................................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ...................... ..17
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ......... ..25
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ............................... .28
2
1.
Общая
характеристика
примерной
программы общеобразовательной дисциплины
рабочей
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика
направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования,
значимости физических знаний для современного квалифицированного
специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
формирование естественно-научной грамотности;
овладение
специфической
системой
физических
понятий,
терминологией и символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы,
используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение
гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять
полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими
величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней
сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению
к физической информации, получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих
задач:
приобретение знаний о фундаментальных физических законах,
лежащих в основе современной физической картины мира, принципов
3
действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;
освоение способов использования физических знаний для решения
практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы,
производственных и технологических процессов, принципов действия
технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства
и охраны природы;
формирование умений решать учебно-практические задачи
физического содержания с учётом профессиональной направленности;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить
задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать
физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
подготовка к формированию общих компетенций будущего
специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданскопатриотической позиции, сотрудничества, проектирования, проведения
физических измерений, эффективного и безопасного использования
различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при
работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для
системы среднего профессионального образования заключается в
необходимости реализации профессиональной направленности решаемых
задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,
вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом,
атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,
импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная
температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее
влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
4
применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания;
оценивать достоверность естественно-научной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства
газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию,
распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и
поглощение света атомом; фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле*;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений
с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
01-07
5
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Общие1
Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
-сформировать представления о роли и
месте физики и астрономии в современной
научной
картине
мира,
о
системообразующей роли физики в
развитии естественных наук, техники и
современных
технологий,
о
вкладе
российских и зарубежных ученых-физиков
в развитие науки; понимание физической
сущности
наблюдаемых
явлений
микромира, макромира и мегамира;
понимание
роли
астрономии
в
практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии,
роли физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- сформировать умения решать расчетные
задачи с явно заданной физической
моделью, используя физические законы и
принципы; на основе анализа условия
задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
6
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
необходимые для ее решения, проводить
расчеты
и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической
величины; решать качественные задачи,
выстраивая логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и
физические явления;
владеть
основополагающими
физическими понятиями и величинами,
характеризующими физические процессы
(связанными с механическим движением,
взаимодействием
тел,
механическими
колебаниями
и
волнами;
атомномолекулярным
строением
вещества,
тепловыми процессами; электрическим и
магнитным полями, электрическим током,
электромагнитными
колебаниями
и
волнами;
оптическими
явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и
атомного
ядра,
радиоактивностью);
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных
системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и
Вселенной;
7
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
сформировать
умения
применять
основополагающие
астрономические
понятия, теории и законы для анализа и
объяснения
физических
процессов,
происходящих на звездах, в звездных
системах, в межгалактической среде,
движения небесных тел, эволюции звезд и
Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и
теориями (закон всемирного тяготения, I, II
и III законы Ньютона, закон сохранения
механической энергии, закон сохранения
импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярно-кинетическую
теорию строения вещества, газовые законы,
первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон
Кулона, закон Ома для участка цепи, закон
Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон сохранения энергии, закон
прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон
8
ОК02.Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей
при анализе физических явлений и
процессов
- уметь учитывать границы применения
В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
изученных физических моделей:
соответствующего современному уровню
материальная точка, инерциальная система
развития науки и общественной практики,
отсчета, идеальный газ; модели строения
основанного на диалоге культур,
газов, жидкостей и твердых тел, точечный
способствующего осознанию своего места в электрический заряд, ядерная модель
поликультурном мире;
атома, нуклонная модель атомного ядра
- совершенствование языковой и
при решении физических задач
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
9
ОК03.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности
В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- владеть основными методами научного
познания, используемыми в физике:
проводить прямые и косвенные измерения
физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и
используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить
исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых
измерений, объяснять полученные
10
ситуациях
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках
учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с
использованием цифровых измерительных
устройств и лабораторного оборудования;
сформированность представлений о
методах получения научных
астрономических знаний
11
ОК04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных
ролей, планировать работу группы,
рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно
оценивать вклад каждого из участников
группы в решение рассматриваемой
проблемы
12
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику научного творчества, присущего
физической науке;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
- уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе
изученных законов: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел,
13
социального и культурного
контекста
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности
и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых
средств
ОК 06. Проявлять
- осознание обучающимися российской
колебательное движение, резонанс,
волновое движение; диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей и твердых
тел, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, связь средней кинетической
энергии теплового движения молекул с
абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в
закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния газа в изопроцессах;
электризация тел, взаимодействие зарядов,
нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током и
движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение,
преломление, интерференция, дифракция и
поляризация света, дисперсия света;
фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и
искусственная радиоактивность
- сформировать умения применять
14
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в
природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с
бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений
физики и технологий для рационального
природопользования
15
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
16
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической
культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности на основе
- сформировать умения применять
полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в
природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с
бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений
физики и технологий для рационального
природопользования;
17
знаний по физике
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются
личностные результаты
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Коды
результатов
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к ЛР 01
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн)
Готовность использовать свой личный и профессиональный ЛР 02
потенциал для защиты национальных интересов России
сформированность мировоззрения, соответствующего современному ЛР 04
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, ЛР 07
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
18
Готовность и способность к образованию, в том числе ЛР 09
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации ЛР 13
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
Сформированность экологического мышления, понимания влияния ЛР14
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Способность генерировать новые идеи для решения задач цифровой ЛР15
экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач,
выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов
Способность искать нужные источники информации и данные, ЛР16
воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию
с использованием цифровых средств
Гибко реагировать на появление новых форм трудовой деятельности, ЛР17
готовность к их освоению
19
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
1.Основное содержание
Объем в
часах
144
86
вт. ч.:
Теоретическое обучение
66
Лабораторные занятия
8
Контрольные работы
12
2.Профессионально-ориентированное содержание
54
вт. ч.:
Теоретическое обучение
36
Лабораторные занятия
18
Промежуточная аттестация(экзамен)
4
20
2.2.Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
Разделов
и
тем
1
Введение.
Физика и методы
Научного
познания
Тема1.1
Основы
кинематики
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, индивидуальный проект (если
предусмотрены)
Объ
ем
часо
в
2
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод
познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в
процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая
величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и
теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира.
Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении
профессий и специальностей СПО3.
3
2
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность
механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея.
Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное
прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости.
Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки
по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
12
2
Формируем
ые
общие и
профессиона
льные
компете
нции
4
ОК03
ОК05
ЛР 01
ЛР 02
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК06
ОК07
ЛР 04
ЛР 02
21
Кинематика абсолютно твердого тела.
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного
тяготения Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел
Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
Тема1.3
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
Законы
движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия.
сохранения в
Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа
механике
силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов
сохранения. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Решениезадачспрофессиональнойнаправленностью
Раздел2.Молекулярнаяфизикаитермодинамика
Тема2.1
Содержаниеучебногоматериала:
Основымолекуля Основныеположениямолекулярнорно
кинетическойтеории.Размерыимассамолекулиатомов. Броуновское движение.
Силы
и
энергия
межмолекулярного
кинетическойтеор взаимодействия.Строениегазообразных,жидкихитвердыхтел.Идеальныйгаз.Да
ии
влениегаза.Основноеуравнениемолекулярнокинетическойтеориигазов.Температураиееизмерение.
Термодинамическая
шкала температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд.
Скоростидвижениямолекулиихизмерение.Уравнениесостоянияидеальногогаза.
Изопроцессыиихграфики.Газовые законы.Молярнаягазоваяпостоянная
Лабораторныезанятия:
Лабораторная работа №1.Изучениеодного из изопроцессов
Тема 2.2
Содержаниеучебногоматериала:
Тема1.2
Основы
динамики
4
ЛР 07
ЛР14
ЛР15
4
2
24
4
2
6
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР14
ЛР15
22
Основытермодин Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергияидеального газа. Работа и
теплота
как
формы
передачи
энергии.
Теплоемкость.Удельная
амики
теплоемкость.Количество
теплоты.
Уравнение
теплового
баланса.Первоеначало
термодинамики.
Адиабатный
процесс.
Второеначалотермодинамики. Принцип действия тепловой машины.
Тепловыедвигатели.КПДтепловогодвигателя.Холодильныемашины.
Охранаприроды
Содержаниеучебногоматериала:
Тема 2.3
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
Агрегатные
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности
состояния
воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
вещества и
Критическое состояние вещества.Характеристика жидкого состояния вещества.
фазовые
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний
переходы
порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе
жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого
состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая
(остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.
Коэффициент
линейного
расширения.
Коэффициент
объёмного
расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота
плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной
жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
6
2
2
2
48
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
23
заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал.
Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов
электрического
поля.
Электроемкость.
Единицы
электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Применение конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости
конденсаторов
Тема3.2
Содержание учебного материала:
Законы
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
постоянного тока Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость
электрического сопротивления от материала, длины и площади
поперечного
сечения
проводника.
Зависимость
электрического
сопротивления
проводников
от
температуры.
Температурный
коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.
Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон
Джоуля—
Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной
цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение
проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников
электрической энергии в батарею.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента
сопротивления меди.
поле
2
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР13
ЛР14
ЛР15
ЛР16
2
6
2
2
24
Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока.
Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного и
параллельного соединений проводников.
Лабораторная работа №7 Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах.
Контрольная работа №2«Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Электрический Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых
ток в
разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в
различных
полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход.
средах
Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы
Тема3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
поле
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов.
Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по
перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного
поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца.
Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная
проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные
бури
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Тема 3.5
Явление
электромагнитной
индукции.
Правило
Ленца.
Закон
Электромагн
электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в
итная
движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия
индукция
магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
2
2
2
2
4
4
2
4
25
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №8 Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №3«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Механические Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
Колебания и
затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный
волны
маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение
Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Электромагни Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в
колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные
тные
колебания.
Генератор
незатухающих
электромагнитных
колебаний.
колебания и
Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор
волны
переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного
тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи
переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в
электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение,
передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как
особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных
волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио
А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение
электромагнитных волн
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №9 Изучение работы трансформатора
Контрольная работа №4«Колебания и волны»
2
2
2
16
4
6
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК06
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР14
ЛР15
ЛР16
ЛР17
2
2
2
26
Тема 5.1
Природа света
Тема5.2
Волновые
свойства света
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы
отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип
Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах.
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глазкакоптическая система.
Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы
освещенности
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №10 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное
лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное
излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала
электромагнитных излучений
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №11 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Лабораторная работа №12 Наблюдение сплошного или нейчатого спектров
Контрольная работа №5 «Оптика»
Тема5.3
Содержание учебного материала:
Специальная
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия
теория
из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь
относительности массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
20
4
2
2
4
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР13
ЛР14
ЛР15
ЛР16
ЛР17
2
2
2
2
27
Раздел 6. Квантовая физика
Тема6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой
дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.
Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое
действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический
эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение
фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра.
атомного ядра
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора.
Лазеры. Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада. Радиоактивные
превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Эффект Вавилова–Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия
связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика.
Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность.
Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция.
Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа №6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной
Строение
системы. Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник
Солнечной
энергии Солнца и звёзд
системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о
Эволюция
12
4
6
2
6
2
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР13
ЛР14
ЛР15
ЛР16
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
28
Вселенной
происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный
Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная.
Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Масштабная
структура Вселенной. Метагалактика
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:
2
2
ОК06
ОК07
ЛР 04
ЛР 07
ЛР 09
ЛР13
ЛР15
ЛР16
ЛР17
4
144
29
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2. Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3. Весы технические с разновесами;
4. Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5. Комплект для лабораторного практикума по механике;
6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и
термодинамики;
7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с
генератором);
8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной,
ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
9. Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых
источников энергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блок питания регулируемый;
16. Веб-камера на подвижном штативе;
17. Видео камера для работы с оптическими приборами;
18. Генератор звуковой;
19. Гигрометр(психрометр);
20. Груз наборный;
21. Динамометр демонстрационный;
22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23. Манометр жидкостной демонстрационный;
24. Метр демонстрационный;
25. Микроскоп демонстрационный;
26. Насос вакуумный Комовского;
27. Столик подъемный;
28. Штатив демонстрационный физический;
30
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Электроплитка;
Набор демонстрационный по механическим явлениям;
Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
Набор демонстрационный волновых явлений;
Ведерко Архимеда;
Маятник Максвелла;
Набор тел равного объема;
Набор тел равной массы;
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
Рычаг демонстрационный;
Сосуды сообщающиеся;
Стакан отливной демонстрационный;
Трубка Ньютона;
Шар Паскаля;
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор;
2. Ноутбук;
3. Экран;
4. Аудиовизуальные средства –схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и
электронных презентаций.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники
1.Физика для профессий и специальностей технического профиля, В.Ф.
Дмитриева, «Академия», 2019. – 448с.
2. Физика. Сборник задач для профессий и специальностей технического
профиля, В.Ф. Дмитриева, «Академия», 2019. – 204с.
3. В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического
профиля . Контрольные материалы, «Академия», 2019. -112с.
Дополнительные источники:
1. Физика 10 класс, базовый уровень В.А. Касьянов, Дрофа, 2017 г. –
286с.
2. Физика 10 класс, базовый уровень В.А. Касьянов, Дрофа, 2017 г. –
288с.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика: дидактические материалы 11кл/
Дрофа, Москва 2017 г.
31
1.
2.
3.
4.
Интернет –ресурсы –
Портал
информационной
поддержки
ЕГЭ.
https://ikt.ipk74.ru/services/13/39/?ysclid=ljguuccrq0864380042
Естественнонаучный образовательный портал.
https://ug.ru/provereno-polzujtes-estestvenno-nauchnyj-obrazovatelnyjportal-sozdan-luchshimi-pedagogami/
Мир физики: физический эксперимент.
http://infofiz.ru/index.php/mirfiziki
Учебные материалы по физике.
https://sfiz.ru/materials
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и
приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование
общих компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными
результатами.
Осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и
лабораторных работ, устного и письменного опросов, тестирований, а также
выполнения
обещающимися
индивидуальных
заданий,
проектов,
исследований.
Код и наименование
Формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
Раздел/Тема
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
Тип оценочных
мероприятий
устный опрос;
- Фронтальный опрос;
- Оценка контрольных
работ;
- наблюдение за ходом
выполнения лабораторных
32
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсов
сбережению,
работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических
работ;
- оценка тестовых
заданий;
- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных проектов
и оценка выполненных
проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение и оценка
решения кейс-задач;
- наблюдение и оценка
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
деловой игры;
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
- Промежуточная
2.3.
аттестация (Экзамен)
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2.,
5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,
2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
5.3.
Раздел 6. Темы
6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1,
7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
33
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
34
35