РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ 02.01 « Основы агрономии»
Питерка 2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
7
3. Условия реализации учебной дисциплины
14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
Приложение 1
18
Приложение 2
26
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.02.01 Основы Агрономии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины
Основы агрономии
является
частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.01.27. Агрономия, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС,
утверждённого
приказом
Министерства
образования и науки Российской
Федерации. Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
Место
дисциплины
в
структуре
программы
подготовки
специалистов среднего звена:
Учебная
дисциплина
общепрофессиональных
Основы
дисциплин
агрономии
входит
в
цикл
программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 35.01.27. «Мастер сельскохозяйственного
производства» .
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки,
способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин: Физиология
растений, Биология.
Освоение дисциплины Основы агрономии является основой для
последующего изучения общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения ДИСЦИПЛИНЫ студент должен уметь:
У -1 определять виды, разновидности и сорта культурных растений;
У -2 определять особенности выращивания отдельных культур с учётом их
биологических особенностей
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные культурные растения;
их происхождение и использование;
3
основные приёмы и методы растениеводства;
Вариативная часть «не предусмотрено»
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению
профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 35.01.27. «Мастер сельскохозяйственного производства»
и
овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1 Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных
культур;
ПК 1.2 Готовить посевной и посадочный материал ;
ПК 1.3.Осуществить уход за посевами и посадками сельскохозяйственных
культур.
ПК.1.4.Определять качество продукции растениеводства.
ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая
ПК 2.1.Повышать плодородие почвы.
ПК 2.2.Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и
дефляции.
ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
ПК 3.1.Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на
хранение.
ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции.
ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период
хранения.
ПК 3.4 . Организовывать и осуществлять подготовку и продукции
растениеводства к реализации и её транспортировку.
ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
ПК 4.1.Учавствовать в планировании основных показателей производства
продукции растениеводства.
ПК.4.2 Планировать выполнение работ исполнителя.
ПК.4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК.4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
4
ПК.4.5. Вести утверждённую учётно-отчётную документацию.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие
компетенции (ОК) :
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ;
ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество;
ОК-3. Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личного развития .
ОК-5. Использовать иформационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК-9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Количество часов на освоение программы учебное дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 62 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 40 часов;
- лабораторно-практической работы студента 22 часа;
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Семестр
всего
Максимальная
учебная
нагрузка
62
62
Обязательная аудиторная учебная
40
40
Аудиторные занятия (лекции)
40
40
Практические занятия
22
22
2
2
(всего).
нагрузка (всего)
в том числе:
в том числе:
Рефераты.
Итоговая аттестация
Дифференцированный
зачет
6
Наименование
разделов и тем.
1
Тема 1.
Агрономия, как
научная основа
отрасли
растениеводства
Тема 2.
Строение и
жизнедеятельнос
ть
растений.
Тема 3.
Состав и
свойства почвы.
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Объем
часов
3
Содержание учебного материала Агропромышленный комплекс важнейшая составная часть народного хозяйства страны. Растениеводство –
одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства.
Агрономия как научная основа отрасли растениеводства.
Содержание учебного материала Растение как живой организм.
Анатомическое и морфологическое строение растений, их основные органы.
Требование растений к почве, влаге и теплу. Понятие о минеральном
питании. Водопотребление растений. Понятие о фотосинтезе. Размножение,
рост и развитие растений.
Содержание учебного материала. Почва и ее плодородие. Почвенный
профиль. Типы почв. Механический состав почвы. Водные свойства почвы –
влагоемкость, водопроницаемость, влагоудерживающая способность.
Воздушный режим и тепловые свойства почвы, их агрономическое значение.
Формируемая
компетенции,
знания и
умения
4
2
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
.
7
Уровень
освоения
5
Практические занятия.
4
Практическая работа №1, Определение основных типов почв по монолитам и образцам. Определение механического состава почв.
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
Практические занятия.
2
Практическая работа №2
Определение продуктивной влажности почв
Тема 4.
Система
обработки почв.
Тема 5.
Удобрения.
Содержание учебного материала Понятие об обработке почвы. Ее цели и
задачи. Технологические процессы при обработке почвы.
Почвообрабатывающие орудия. Понятие о системе обработки почвы.
Приемы основной обработки почвы. Противоэрозионная система обработки
почв.
Вспашка. Отвальное и безотвальное рыхление.
Поверхностная обработка почвы.
Содержание учебного материала Роль удобрений в жизни растений, в
сохранении и повышении плодородия почвы. Важнейшие элементы
минерального питания, характер их потребления по фазам роста у основных
групп полевых культур. Методика определения доз внесения удобрений.
Органические удобрения, их эффективность, дозы, сроки и способы
внесения.
Практические занятия. Практическая работа №3
Определение основных видов удобрений, доз их внесения на
запланированный урожай.
8
6
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
З 1-4 У 1-2
4
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
Практические занятия Практическая работа №4
Определение основных видов удобрений по качественным реакциям
ускоренным методом
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
З 1-4 У 1-2
Тема 6.
Мелиорация
почв.
Содержание учебного материала Назначение поливов. Виды и способы
полива.. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и ороситель-ная нормы
расхода воды. Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация.
Агротехнические осно-вы осушения. Приемы борьбы с засолением почвы
при орошении. Химическая мелиорация солонцовых почв с помощью
гипсования и мелиоративной обpаботки. Известкование кислых почв.
4
Содержание учебного материала Понятие о сорте сельскохозяйственной
культуры. Сортовые качества семян. Критерии их оценки, правила отбора.
Тема 7.
Семена. Посев.
Уход за
посевами.
Посевные качества семян. Государственный стандарт качества посевного
материала. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева. Нормы
высева. Глубина заделки семян
9
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
З 1-4 У 1-2
Практическое занятие. №5
Определение чистоты, всхожести и посевной годности семян, расчет нормы
высева семян.
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
4
З 1-4 У 1-2
Содержание учебного материала Вред, причиняемый сельскому хозяйству
сорными растениями. Биологические особенности сорных растений,
затрудняющие борьбу с ними. Основные биологические группы сорняков.
Тема 8.
Сорные растения Распространение сорных растений. Особенности обработки почвы при
и борьба с ними. борьбе с сорняками. Химические и биологические способы борьбы с
сорняками.
Практические занятия Практическая работа №6
Определение сорных растений по гербариям и семенам.
10
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
4
З 1-4 У 1-2
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
Тема 9.
Вредители и
болезни
сельскохозяйстве
нных культур и
Содержание учебного материала. Вредители и болезни полевых культур
зоны. Условия распространения вредителей и болезней. Биологические
способы защиты растений. Химические средства для защиты растений от
вредителей и болезней, нор-мы расхода ядохимикатов. Хранение
ядохимикатов. Требования безопасности при работе с ядохимикатами.
Способы уборки урожая её переработка и хранение. Двухфазный и
однофазный способ уборки. Первичная и вторичная подработка зерна.
Мониторинг влажности при хранении. Настройка машин ОВП-20, ОВС-25,
СМ-4.
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
4
З 1-4 У 1-2
4
ОК 1-9
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
меры борьбы с
ними.
Уборка урожая.
Переработка и
хранение.
Тема 10.
Системы
земледелия.
Севообороты.
Охрана
окружающей
среды и
получение
экологически
чистой
продукции.
Содержание учебного материала. Назначение систем земледелия. История
систем земледелия в России. Виды систем земледелия в основных зонах
России. Понятие о предшественнике и закономерностях чередования
культур. Сочетание экономических и агротехнических целей при
составлении севооборота. Классификация севооборотов
З 1-4 У 1-2
2
Дифференцированный зачёт
Максимальная нагрузка – 62
Всего аудиторных – 62
Теоретических – 40
Практических – 22
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Агрономия»
Оборудование учебного кабинета:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ агрономии. Оборудование учебного
кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект наглядных пособий;
компьютерные диски с видеозаписями; снопы культурных растений; гербарий сорняков; гербарий культурных
растений; коллекция семян культурных растений; коллекция семян сорняков; коллекция минеральных удобрений.
Технические средства обучения: ноутбук и проекционное оборудование.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Основы агрономии [Электронный ресурс] : учебник / Н.Н. Третьяков [и др.]. — Электрон. текстовые данные. —
СПб. : Квадро, 2017. — 464 c. — 978-5-906371-77-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65605.html
Интернет-ресурсы по агрономии:
http://yadyra.ru/skachat/
http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications
http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html
12
http://web fermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47
http://yadyra.ru/skachat/ С.И. Лебедева. Физиология растений
Дополнительные источники:
1. Основы агрономии [Текст] : учебное пособие / И. П. Козловская, и др. ; ред. И. П. Козловская. - Ростов-на-Дону :
Феникс, 2015. - 339 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
2. Наумкин, В.Н. Технология растениеводства. [Электронный ресурс] / В.Н. Наумкин, А.С. Ступин. — Электрон. дан.
— СПб. : Лань, 2014. — 592 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/51943
3. Таланов, И. П. Растениеводство. Практикум ( Электронный ресурс): учебное пособие для СПО / И. П. Таланов. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-08153-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2C2DDB86-CA4B-4DE3-A5CC-A346834BE2A3
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
ОПЦ.02.01. Основы агрономии
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устный опрос.
У -1 определять виды, и разновидности и Тема 2.Строение и жизнедеятельность
сорта культурных растений;
растений.
Приёмы оптимиации условий и жизний растений
У -2
определять
особенности Устный опрос.
выращивания отдельных культур с учётом
Тема 4.Система обработки почв.
их биологических особенностей.
Защита практической работы
Практическая работа №3
Определение основных видов удобрений, доз их
внесения на запланированный урожай.
Конспектирование текста: Составление систем
обработки почвы под с/х культуры с учетом
предшественников и засоренности почвы.
Защита практической работы
Практическая работа №5
Определение чистоты, всхожести и посевной
годности семян, расчет нормы высева семян.
14
Должен знать:
Устный опрос.
3-1 основные культурные растения;
Тема 2.Строение и жизнедеятельность
растений.
3-2 их происхождение и одомашнивание;
Устный опрос.
Тема 2.Строение и жизнедеятельность
растений.
возможности
хозяйственного
использования культурных растений;
3-3
Устный опрос
Тема 1.Агрономия, как научная основа отрасли
растениеводства.
Тема 9.Вредители и болезни
сельскохозяйственных культур и меры борьбы с
ними.
Уборка урожая. Переработка и хранение
Устный опрос
основные
растениеводства;
3-4
приёмы
и
методы
Тема 7.Семена. Посев.Уход за посевами.
Тема 4.Система обработки почв.
Тема 6.Мелиорация почв.
15
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПК 1.1 Выбирать агротехнологии для различных с/х культур;
Уметь:
У -1 определять виды, и Тема 2. Строение и жизнедеятельность растений.
разновидности и сорта
культурных растений;
У -2
определять
особенности
выращивания
отдельных культур с
учётом их биологических
особенностей.
Знать
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
основные приёмы и
методы растениеводства;
Тема 3. Состав и свойства почвы.
Тема 4.Система обработки почв Практическая работа №1,
Определение основных типов почв по монолитам и образцам.
Определение механического состава почв
Тема 5.Удобрения.
Тема 8. Сорные растения и борьба с ними
Практическая работа №6 Определение сорных растений по
гербариям и семенам.
Тема 6. Мелиорация почв.
Тема 10.
Системы земледелия. Севообороты
Тема 4. Система обработки почв.
Понятие об обработке почвы. Ее цели и задачи. Технологические
процессы при обработке почвы. Почвообрабатывающие орудия.
Понятие о системе обработки почвы. Приемы основной обработки
почвы.
Вспашка. Отвальное и безотвальное рыхление.
Поверхностная обработка почвы.
Конспектирование текста: Составление систем обработки почвы
под с/х культуры с учетом предшественников и засоренности
почвы.
ПК 1.2 Готовить посевной и посадочный материал ;
Уметь:
У -2 определять
особенности
Тема 7. Семена. Посев. Уход за посевами.
Практическая работа №5
16
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
Определение чистоты, всхожести и посевной годности семян, расчет
нормы высева семян.
Понятие о сорте сельскохозяйственной культуры. Сортовые
качества семян. Критерии их оценки, правила отбора. Посевные
качества семян. Государственный стандарт качества посевного
материала. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева.
Нормы высева. Глубина заделки семян.
Подготовить сообщение: Система послепосевной обработки
почвы и регулирования густоты стояния растений. Зависимость
приемов ухода от механического состава почвы, степени
засоренности, метеорологических условий, особенностей культуры
и сорта.
ПК 1.3.Осуществить уход за посевами и посадками с/х культур.
Уметь:
Тема 7.Семена. Посев.Уход за посевами.
У -1 определять виды, и Практическая работа №5 Определение чистоты, всхожести и
посевной годности семян, расчет нормы высева семян.
разновидности и сорта
Тема 8. Сорные растения и борьба с ними.
культурных растений;
Практическая работа №6 Определение сорных растений по
У -2 определять
гербариям и семенам.
особенности
Тема 5.Удобрения Практическая работа №3
выращивания отдельных
Определение основных видов удобрений, доз их внесения на
культур с учётом их
запланированный урожай.
биологических
Тема 9. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и
меры борьбы с ними.
особенностей
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
Тема 9.
Вредители и болезни с/х культур и меры борьбы с ними.
Уборка урожая. Переработка и хранение.
Вредители и болезни полевых культур зоны. Условия
распространения вредителей и болезней. Биологические способы
защиты растений. Химические средства для защиты растений от
вредителей и болезней, нормы расхода ядохимикатов. Хранение
ядохимикатов. Требования безопасности при работе с
ядохимикатами.
основные приёмы и
методы растениеводства;
ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
17
Уметь:
У -1 определять виды, и
разновидности и сорта
культурных растений;
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
Тема 9. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и
меры борьбы с ними. Уборка урожая. Переработка и хранение.
Способы уборки урожая её переработка и хранение. Двухфазный и
однофазный способ уборки. Первичная и вторичная подработка
зерна. Мониторинг влажности при хранении. Настройка машин
ОВП-20, ОВС-25, СМ-4.
Обороты барабана молотильного аппарата.
Зазор между барабаном и подбарабаньем.
Понятие критической влажности при хранении зерновых.
ПК 2.1.Повышать плодородие почвы.
Уметь:.
У -1 определять виды, и
разновидности и сорта
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Тема 3. Состав и свойства почвы.
Практическая работа №1, Определение основных типов почв по
монолитам и образцам. Определение механического состава почв.
Практическая работа №2 Определение продуктивной влажности
почвы.
Практическая работа №3
Определение основных видов удобрений, доз их внесения на
запланированный урожай.
Практическая работа №4
Определение основных видов удобрений по качественным реакциям
ускоренным методом.
Тема 6. Мелиорация почв.
18
Тема 8.Сорные растения и борьба с ними
Практическая работа №6
Определение сорных растений по гербариям и семенам.
Тема 10.Системы земледелия.Севообороты. Охрана
окружающей среды и получение экологически чистой
продукции.
Назначение систем земледелия. История систем земледелия в
России. Виды систем земледелия в основных зонах России.
Понятие о предшественнике и закономерностях чередования
культур. Сочетание экономических и агротехнических целей при
составлении севооборота. Классификация севооборотов.
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
Тема 10.Системы земледелия. Севообороты. Охрана
окружающей среды и получение экологически чистой
продукции.
Разрабатывать севообороты с многолетними травами
способствующие повышению плодородия почв.
ПК 2.2.Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
Уметь:
Практическая работа №2
У -1 определять виды, и Определение продуктивной влажности почвы.
разновидности и сорта
культурных растений;
Знать
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
Тема 6.Мелиорация почв.
Тема 10. Системы земледелия.Севообороты. Охрана
окружающей среды и получение экологически чистой
продукции. Назначение систем земледелия. История систем
земледелия в России. Виды систем земледелия в основных зонах
России.Понятие о предшественнике и закономерностях
19
хозяйственного
использования
культурных растений;
3-4 основные приёмы и
методы растениеводства
чередования культур. Сочетание экономических и
агротехнических целей при составлении севооборота.
Классификация севооборотов.
Тема 4. Система обработки почв.
Понятие об обработке почвы. Ее цели и задачи. Технологические
процессы при обработке почвы. Почвообрабатывающие орудия.
Понятие о системе обработки почвы. Приемы основной обработки
почвы. Противоэрозионная система обработки почв.
Вспашка. Отвальное и безотвальное рыхление.
Поверхностная обработка почвы.
ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
Уметь:
Практическая работа №2
У -1 определять виды, и Определение продуктивной влажности почвы.
разновидности и сорта
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Знать:
Тема 6.
основные
Мелиорация почв.
Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и
культурные растения;
сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды.
их происхождение и
Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация.
одомашнивание;
Агротехнические основы осушения. Приемы борьбы с засолением
возможности
почвы при орошении. Химическая мелиорация солонцовых почв с
хозяйственного
помощью гипсования и мелиоративной обработки. Известкование
использования
кислых почв.
культурных растений;
Лесомелиорация. Влияние полезащитных насаждений на водный
основные приёмы и
режим почвы. Размещение лесных полос, их оптимальная
методы растениеводства
конструкция, посадка и уход за ними.
ПК 3.1.Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на
хранение
Уметь:
У -1 определять виды, и Тема 9.Вредители и болезни с/х культур и меры борьбы с
разновидности и сорта ними. Уборка урожая. Переработка и хранение.
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Проводить текущий анализ условий хранения с/х продукции.
Пользоваться мобильными приборами определения влажности и
температуры хранения с/х продукции.
20
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
основные приёмы и
методы растениеводства
Разрабатывать и применять адекватные методы при
возникновении нестандартных условий хранения .
ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции.
Уметь:
У -1 определять виды, и Тема 9. Вредители и болезни с/х культур и меры борьбы с
разновидности и сорта ними. Уборка урожая. Переработка и хранение.
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Знать
основные
культурные растения;
Способы уборки урожая её переработка и хранение. Двухфазный и
однофазный способ уборки. Первичная и вторичная подработка
зерна. Мониторинг влажности при хранении. Настройка машин
ОВП-20, ОВС-25, СМ-4.
Устройство и принцип работы основных зерноочистительных
машин и комплексов и их регулировки.
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования культурных
растений;
основные приёмы и
методы растениеводства
ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
21
Уметь:
У -1 определять виды, и
разновидности и сорта
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Знать:
основные
культурные растения;
их происхождение и
одомашнивание;
возможности
хозяйственного
использования
культурных растений;
основные приёмы и
методы растениеводства
Тема 9. Вредители и болезни с/х культур и меры борьбы с
ними. Уборка урожая. Переработка и хранение.
Определять и проводить соответствующие мероприятия при
возникновении нестандартных ситуаций при хранении.
Основные параметры температуры и влажности дл основных
сельскохозяйственных культур.
ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку и продукции растениеводства к
реализации и её транспортировку.
Уметь:
Тема 9. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры
У -1 определять виды, и борьбы с ними.
разновидности и сорта Уборка урожая. Переработка и хранение.
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
22
Уметь:
Тема 9. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры
У -1 определять виды, и борьбы с ними.
разновидности и сорта Уборка урожая. Переработка и хранение.
Способы и методы реализации продукции для получения
культурных растений;
максимальной прибыли.
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства
Уметь
Тема 4. Система обработки почв.
У -1 определять виды, и Тема 7. Семена. Посев. Уход за посевами.
разновидности и сорта
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителя.
Уметь:
Тема 4. Система обработки почв.
У -1 определять виды, и Тема 7. Семена. Посев. Уход за посевами.
разновидности и сорта Контролировать процесс обработки почвы и подработки семян.
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива
Уметь
Тема 4. Система обработки почв.
У -1 определять виды, и Тема 7. Семена. Посев. Уход за посевами.
разновидности и сорта Создавать оптимальное количество психологически совместимых
работников трудового коллектива.
культурных растений;
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
23
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
Уметь:
Тема 4. Система обработки почв.
У -1 определять виды, и Тема 7. Семена. Посев. Уход за посевами.
разновидности и сорта
Контролировать глубину обработки почвы, качество подрезания
культурных растений;
сорных растений и эффективность обработки пестицидами.
У -2 определять
особенности
выращивания отдельных
культур с учётом их
биологических
особенностей
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
студента:
специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к
практической работе с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практической работы.
ПК 4.5. Вести утверждённую учётно-отчётную документацию.
Уметь:
Тема 4. Система обработки почв.
У -1 определять виды, и
разновидности и сорта Разрабатывать технологическую карту возделывания
сельскохозяйственных культур.
культурных растений;
24
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК.1Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей
профессии;
- оценка выступлений с
сообщениями, презентациями
на занятиях по результатам
самостоятельной работы;
ОК.2Организовывать
собственную деятельность,
определять методы и способы
выполнения профессиональных
задач, оценивать их
- выбор и применение методов и
способов решения профессиональных
задач в области реализации
агротехнологий различной
интенсивности с использованием
новейших достижений
сельскохозяйственной науки и
современной сельскохозяйственной
техники;
- оценка эффективности и качества
выполнения;
- решение стандартных и
нестандартных задач в области
реализации агротехнологий
различной интенсивности с
использованием новейших
достижений сельскохозяйственной
науки и современной
сельскохозяйственной техники;
эффективность и качество.
ОК.3Решать проблемы,
оценивать риски и принимать
решения в нестандартных
ситуациях.
- экспертное наблюдение и
оценка выполнения работ на
учебной и производственной
практике;
- оценка содержания
портфолио студента
- экспертное наблюдение и
оценка деятельности студента
в процессе обучения, на
лабораторных и практических
занятиях;
- экспертное наблюдение и
оценка выполнения работ на
учебной и производственной
практике;
- наблюдение и оценка
действий по решение
нестандартных ситуаций,
- показ учебных видеофильмов
ОК.4Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
- эффективный поиск необходимой
информации с использованием
различных источников, включая
информационные технологии;
- наблюдение и оценка
деятельности студентов при
подготовке рефератов,
докладов,
ОК.5 Использовать
информационнокоммуникационные технологии
для совершенствования
профессиональной деятельности
ОК.6Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее
сплочение, эффективно
общаться с коллегами,
руководством, потребителями
- демонстрация навыков
использования информационнокоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности
- наблюдение за
формированием навыков
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях
- взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и сотрудниками в
ходе обучения
наблюдение за ролью
обучающихся в группе
- наблюдение за
использованием
информационных технологий
25
ОК.7Ставить цели, мотивировать
деятельность подчиненных,
организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
- самоанализ и коррекция результатов
собственной работы;
ОК.8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
- проявление интереса к
дополнительной информации по
специальности, расширению
кругозора;
ОК.9 Быть готовым к смене
технологий в профессиональной
деятельности.
- анализ инноваций области
реализации агротехнологий
различной интенсивности;
- планирование обучающимся
повышения личностного и
квалификационного уровня;
- экспертное наблюдение и
оценка работы в малых
группах на теоретических
занятиях, деловых играх моделирования социальных и
профессиональных ситуаций;
- мониторинг развития
личностно-профессиональных качеств
обучающегося
- контроль выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося;
- открытые защиты и оценка
творческих и проектных работ
- организация самостоятельных
занятий при изучении
профессионального модуля
26
- наблюдение за участием в
учебно-практических
конференциях, конкурсах
профессионального
мастерства, олимпиадах
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Основы агрономии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС 3+ СПО, утверждённого приказом Министерства
образования и науки № 454 от 7.05.2014 года по специальности 35.02.05 Агрономия.
27