Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № 1
от «31 » 08
2017 г.
СО «ПАЛ»
. Волков
,08.2017г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Оработе с семьями, находящимися в социально опасном положении и
«группе риска»
ЕОбщие положения.
1.1
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, ФЗ № 120 от 24.06.1999г., ФЗ № 111 от 07.07.2003г., Нормативноправовыми актами Правительства Саратовской области.
1.2 Настоящее Положение определяет функциональные обязанности образовательного
учреждения и принципы взаимодейетвия с КДН, УСЗН, ПДН, ЦСОН, ЦЗН при
осуществлении работы с социально неблагополучными семьями и «группы риска»
(составляются совместные
планы работы, утверждаются и согласовьшаются
руководителями).
1.3. Учету подлежат семьи, находящиеся в социально опасном положении и «группы
риска».
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, где родители или
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
• Неисполнение родителями евоих обязанностей по жизнеобеепечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания несоблюдение
санитарно-гигиенических условий;
• Отсутствие условий для воспитания детей (отеутствие работы у родителей, жилья и
Т.Д.);
•
Отсутетвие личного примера в воспитании детей ео стороны родителей (пьянство,
употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
• Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция);
• Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического,
психическтого и морального ущерба ребенку);
• Отеутетвие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со
школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
• Семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»
следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной
семье, но совершил преступление или еиетематически совершает правонарушения, то
данная семья относится к категории находящейся в социально опасном положении.
Семья «группы риска» - семья, члены которой уязвимы вследствие каких-либо
обстоятельств или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий
окружающей среды. К таким группам относятся, например, малообеспеченные
многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей-инвалидов;
родители страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи.
прибывшие на постоянное место жительство в район в результате сделок с
недвижимостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
1.4. Целью учета является взаимодействие специалистов разного профиля в
диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, оказание
им квалифицированной помощи.
2.
Функциональные обязанности образовательного учреадения.
2.1. Образовательное учреждение формирует банк данных семей, находящихся в социально
опасном положении и «группы риска» на 1 октября ежегодно.
2.2. Выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении и в 10-дневный срок
передает в управление образования и КДН.
2.3. Проводит индивидуально-профилактическую работу - своевременное выявление
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также
по их социально педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий.
2.4. Проводит профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
осуществляя систему социальных, правовых, педагогических и иных
мер,
направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности,
правонарущениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних,
в
совокупности
с
индивидуальной
работой
с
несовершеннолетними и семьями, находяпщмися в СОП.
2.5. Участвует в организации летнего отдыха, досуга, занятости несовершеннолетних.
2.6. Ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих
по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении.
2.7. Педагогический коллектив разрабатьшает и внедряет в практику работы
образовательного учреждения программы и методики, направленные на формирование
законопослущного поведения несовершеннолетних, на формирование социальньк
навыков коммуникации.
2.8. Выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении,
проводят их комплексное обследование для МПМК с целью определения дгшьнейшего
обучения и воспитания несовершеннолетнего, оказания психолого-педагогической
помощи.
2.9. Организует социально-культурную среду для несовершеннолетних из семей,
находящихся в СОП с целью профилактики безнадзорности несоверщеннолетних.
2.10. Проводит работу Совета профилактики в лицее
2.11. Предоставляет в недельный срок характеристику на несовершеннолетних по запросу
КДН, УСЗН, ЦСОН.
2.12. Принимает участие в работе КДН.
3.
Порядок учета.
3.1. Учету подлежат семьи, где доминирует фактор:
• Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей ;
• Жестокое обращение с ребенком;
• Семья алкоголиков (оба родителя);
• Неполная семья, где родитель алкоголик (мать-одиночка, утеря кормильца, развод);
• Родители лищены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях;
• Родители ограничены в родительских правах, но дети проживают вместе с ними;
• Семья в состоянии развода или после развода;
• Отчуждение родителей из-за занятости;
• Полная семья, один из родителей пьет;
• Отсутствие условий для воспитания детей (отсутетвие работы, жилья у родителей).
3.2. Учету подлежат несовершеннолетние:
• Имеющие склонность к вредным привычкам;
• Регулярно или систематически пропускающие занятия без уважительных причрш
3.3. Решение о постановке на )шет вьшосится на Совете по профилактике асоциального
поведения.
3.4. До принятия решения о постановке на учет мастер п/о (воспитатель, социальный
педагог) проводит подготовительную работу: посещает семью, беседует с родителями
(или лицами их заменяющими), выясняет все аспекты проблемы и возможные причины
ее возникновения, с согласия несовершеннолетнего (или родителей) организует
консультацию психолога, составляет психолого-педагогическую характеристику.
3.5. Совет профилактики,
рассмотрев представленные
документы
(психолого
педагогическую характеристику, акт обследования,
объяснительные и другие
документы) принимает решение о подаче ходатайства в КДН о постановке семьи на
учет и планирует основные направления работы с подростком и семьей.
3.6. Решение о снятии с учета принимается в случае положительного результата
проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения
проблемы, которая стала причиной постановки на учет.
Решение о снятии с учета принимается на Совете профилактики.
4.
Содержание работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и
«группы риска».
4.1. Мастер п/о в зависимости от степени неблагополучия семьи периодически посещает
семьи для контроля за ситуацией и оказания помощи; каждое посещение оформляется
контрольным актом с анализом доминирующего фактора в характеристике семьи;
• 1 раз в неделю - посещение семей, где родители дебоширят, допускают физическое
насилие в отношении детей, где дети голодают;
• 1 раз в месяц - посещение семей, где родители злоупотребляют спиртными
напитками, наркотическими веществами, не контролируют поведение ребенка,
являются правонарушителями или ребенок является правонарушителем;
• 2 раза в год - посещение семьи группы риска;
• о проведенных мероприятиях мастер п/о (социальный педагог) докладьшает на Совете
профилактики, педагогическом совете, совещании при директоре, планерке;
• коллегиально составляется программа общепрофилактической и реабилитационной
работы с семьей;
• о всех значимых изменениях (негативных и позитивньк) мастер п/о докладывает
социальному педагогу.
4.2. Образовательное
учреждение
реализует
межведомственный
подход
к
реабилитационному процессу, основанный на единой информационной базе.
Обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.