1
Приложение 2.13
к ООП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Рабочая программа дисциплины
«ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»
2025 год
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программыОшибка! Закладка не оп
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ....Ошибка! Закладка не определена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ........................Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Содержание дисциплины ...........................................Ошибка! Закладка не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Материально-техническое обеспечение ....................Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Учебно-методическое обеспечение ...........................Ошибка! Закладка не определена.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫОшибка! Закладка не определен
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены»: формирование
теоретических знаний изучение закономерностей и условий жизнедеятельности
микроорганизмов, а также изменений, происходящих под их влиянием в потребительских
товарах на всех этапах жизненного цикла.
Дисциплина «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» включена в
обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.7
1
Уметь
Знать
Распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Определять задачи для поиска
информации; определять
необходимые источники
информации; планировать процесс
поиска; структурировать
получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
Актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
Номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска
информации
Правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения.
Применять средства информационных
технологий для решения
Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
4
практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Соблюдать нормы экологической
безопасности; определять
направления ресурсосбережения в
рамках профессиональной
деятельности по профессии
Описывать значимость своей
профессии применять стандарты
антикоррупционного поведения
Применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать современное
программное обеспечение
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение:
агротехнические требования на внесение
минеральных и органических удобрений;
агротехнические требования ухода за
посевами и посадками
сельскохозяйственных культур;
технологии кормления
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего
32
-
В т.ч. в форме практ.
подготовки
12
-
32
12
Объем в часах
5
2.2. Содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
Раздел 1.
Основы микробиологии (16)
Содержание
Тема 1.1.
Понятия о
1 Понятие о микроорганизмах.
микроорганизмах 2 Морфология микробов.
3 Физиология микробов
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 1. Анализ основных форм бактерий, грибов
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Физиология и
1 Химический состав микробов, питание, рост, развитие.
генетика
микроорганизмов 2 Генетика микроорганизмов
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 2. Определение чувствительности микроорганизмов.
Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Микроорганизмы
поверхности
растений и
прикорневой
зоны
Содержание учебного материала
1 Микрофлора зерна и ее изменения при разных условиях хранения
Тема 1.4.
Микрофлора
почвы
Содержание учебного материала
1 Количественный и видовой состав микроорганизмов в почве
2 Фитопатогенные микроорганизмы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 3. Анализ эпифитных микроорганизмов зерна.
2 Возможности управления микробиологическими процессами в почве.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 4. Микробиологический анализ почвы.
Раздел 2. Основы санитарии гигиены (16)
Тема 2.1.
Санитарные
требования
Тема 2.2
Дезинфекция
Содержание учебного материала
1. Санитарные требования к помещениям, содержанию рабочих мест в
цехах.
2. Санитарные требования к спецодежде работников.
Содержание учебного материала
1 Дезинфицирующие и моющие средства, их назначение, классификация
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 5. Приготовление и использование
6
дезинфицирующих и моющих растворов.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Дезинсекция и
дератизация
Содержание учебного материала
1 Назначение дезинсекции, её методы
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 6. Приготовление и использование
дезинфицирующих растворов. Анализ правил проведения дезинсекции и
дератизации.
Промежуточная аттестация
Всего (32)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей»,
оснащенныйв соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Галиуллин А. К. Микробиология, санитария и гигиена / А. К. Галиуллин, Р. Г.
Госманов, В. Г. Гумеров [и др.]. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 152
с. — ISBN 978-5-507-46907-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323627 .
2. Емцев, В. Т. Микробиология: учебник для среднего профессионального образования /
В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2023. — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09738-2. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/513917.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Рубина, Е. А. Микробиология, физиология питания, санитария : учебник / Е.А.
Рубина, В.Ф. Малыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023
— 240 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-480-9. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1895093
7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
основных групп
микроорганизмов, их
классификации;
значения микроорганизмов в
природе, в жизни человека и
животных;
правил отбора, доставки и
хранения биоматериала;
типов питательных сред и
правил работы с ними;
методов стерилизации и
дезинфекции;
понятий патогенности и
вирулентности;
форм воздействия патогенных
микроорганизмов;
санитарно-технологических
требований к помещениям,
оборудованию, инвентарю,
одежде, транспорту и др.;
правил личной гигиены
работников;
норм гигиены труда;
классификации моющих и
дезинфицирующих средств,
правил их применения, условий
и сроков хранения;
правил проведения дезинфекции
инвентаря и транспорта,
дезинфекции, дезинсекции и
дератизации помещений;
обеспечивать асептические
Показатели освоенности
компетенций
определение основных
групп микроорганизмов,
их классификация;
обоснование значения
микроорганизмов в
природе, в жизни человека
и животных;
формулирование
правил отбора, доставки и
хранения биоматериала;
определение типов
питательных сред;
формулирование
правил работы с
питательными средами;
изложение методов
стерилизации и
дезинфекции;
определение понятий
патогенности и
вирулентности;
определение формы
воздействия патогенных
микроорганизмов;
определение
санитарнотехнологических
требований к помещениям,
оборудованию, инвентарю,
одежде, транспорту;
изложение правил
личной гигиены
работников;
обоснование норм
гигиены труда;
изложение
классификации моющих и
дезинфицирующих
средств, правил их
применения;
формулирование правил
проведения дезинфекции
инвентаря и транспорта,
дезинфекции, дезинсекции
и дератизации помещений
демонстрация умений и
Методы оценки
Текущий контроль в
форме
устного
и
письменного
опроса,
тестирования,
контрольной работы;
выполнение
лабораторных работ.
Зачет
Оценка выполнения
8
условия работы с
биоматериалами;
проводить
микробиологические
исследования и давать оценку
полученным результатам;
пользоваться
микроскопической оптической
техникой;
соблюдать правила личной
гигиены и промышленной
санитарии, применять
необходимые методы и средства
защиты;
готовить растворы
дезинфицирующих и моющих
средств различной
концентрации;
дезинфицировать оборудование,
инвентарь, помещения,
транспорт и др.
навыков
обеспечения лабораторных работ;
асептических
условий контрольной работы.
работы с биоматериалами; Зачет
демонстрация умений и
навыков
проведения
микробиологических
исследований;
демонстрация умений и
навыковработы спомощью
микроскопической
оптической техники;
демонстрация
соблюдения
правил
личной
гигиены
и
промышленной санитарии,
применения необходимых
методов и средств защиты;
демонстрация умений и
навыковприготовления
растворов
дезинфицирующих
и
моющих средств;
демонстрация умений и
навыков
дезинфицирования
оборудования, инвентаря,
помещения.