1
Приложение
к ПОП-П по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
рабочая программа дисциплины
«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
2025
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программыОшибка! Закладка не оп
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ....Ошибка! Закладка не определена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ........................Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Содержание дисциплины ............................................Ошибка! Закладка не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Материально-техническое обеспечение ....................Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Учебно-методическое обеспечение ...........................Ошибка! Закладка не определена.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫОшибка! Закладка не определен
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины «Основы инженерной графики»: дать обучающимся
теоретические знания в области инженерной графики, практические навыки в
пользовании конструкторской документации для выполнения трудовых функций и чтения
чертежей средней сложности, сложных конструкций, изделий, узлов и деталей.
Дисциплина «Основы инженерной графики» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:
Код ОК
Уметь
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.8
Распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
1
Знать
Актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
Номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска
информации
и составления
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления
документов и построения устных
сообщений
Применять средства информационных
Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.
4
перечне информации; оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем
коллективе
описывать
значимость
своей
профессии; применять стандарты
антикоррупционного поведения
применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать современное
программное обеспечение;
использовать нормативнотехническую документацию по
разборке и сборке
сельскохозяйственных машин и
оборудования;
использовать оборудование,
оснастку, контрольноизмерительный инструмент при
восстановлении деталей
сельскохозяйственных машин и
оборудования
технологий для решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение;
технические характеристики,
конструктивные особенности, назначение
деталей;
назначение, конструктивные особенности,
технические условия на восстановление
деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования;
методы контроля геометрических
параметров деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
конструктивные особенности, назначение
и взаимодействие узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин;
требования нормативно-технической
документации;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего
36
-
В т.ч. в форме практ.
подготовки
12
-
36
12
Объем в часах
5
2.2. содержание дисциплины
Наименование разделов и тем
содержание учебного материала, практических и
лабораторных занятий
Раздел 1. Оформление чертежей (6)
Тема 1.1
Содержание
Правила чтения конструкторской 1.Определение и назначение ЕСКД.
и технологической документации. 2.Форматы.
3.Чертежные шрифты.
4.Масштабы. Линии чертежа.
5.Техника и принципы нанесения размеров на чертеже
В том числе практические занятия
Выполнение графической работы по теме «Линии чертежа.
Нанесение размеров».
Самостоятельная работа обучающихся.
Раздел 2 Проекционное черчение (14)
Тема 2.1 Проецирование точки.
Содержание
Проецирование отрезка прямой. 1.Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой.
2.Взаимное положение прямых в пространстве
3.Расположение
прямой
относительно
плоскостей
проекций. Следы прямой.
В том числе практические занятия
Построение проекций точек в рабочей тетради по
индивидуальным вариантам
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 2.2 Проецирование
Содержание
плоских фигур.
1.Изображение плоскости на комплексном чертеже.
2.Плоскости общего и частного положения.
3.Прямые, параллельные и перпендикулярные плоскости.
4.Пересечение прямой и плоскости
Тема 2.3 Аксонометрические
проекции
Тема 2.4 Проекции
геометрических тел.
В том числе практические занятия
Построение в рабочей тетради комплексных чертежей
плоскостей по индивидуальному заданию
Содержание
1.Общие понятия об аксонометрических проекциях
2. Комплексные чертежи и аксонометрические проекции
изображения моделей.
В том числе практические занятия
1.Выполнение графической работы по теме «Комплексная
задача 1». По наглядному изображению модели построить
комплексный чертеж.
2.
Выполнение
изображений
технологического
оборудования и технологических схем
Самостоятельная
Содержание учебного материала
1.Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды,
цилиндра, конуса).
2.Построение проекций точек, принадлежащих
поверхностям геометрических тел.
В том числе практические занятия
Выполнение графической работы по теме «Комплексный
чертеж геометрических тел и проекции точек, лежащих на
их поверхности».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение работы по теме «Комплексный чертеж
геометрических тел».
Раздел 3 Машиностроительное черчение (12)
Тема 3.1 Виды нормативноСодержание
технической документации
1. Требования государственных стандартов Единой системы 2
конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы
технологической документации (ЕСТД).
В том числе практические занятия
Чтение конструкторской и технологической документации. 2
Работа со стандартами ГОСТ 2.316-68; ГОСТ 2.317-69.
Тема 3.2 Изображения - виды,
Содержание
разрезы, сечения
1.Виды: основные, дополнительные, местные.
2
2.Простые
разрезы:
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные. Местные разрезы
3. Сложные разрезы: ступенчатые, ломаные.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3 Винтовые поверхности и Содержание
изделия с резьбой
1.Условное изображение и обозначение резьбы
Тема 3.4 Правила выполнения
Содержание
чертежей, технических рисунков, 1.Назначение эскиза и рабочего чертежа.
эскизов и схем.
2.Порядок выполнения эскиза детали.
3.Схемы и их выполнение.
Тема 3.5 Чертеж общего вида и
Содержание
сборочный чертеж
1.Назначение и содержание чертежа общего вида.
2.Сборочный чертеж, его назначение и содержание.
3. Классы точности и их обозначение на чертежах.
4. Типы и назначение спецификаций, правила их чтения и
составления.
Промежуточная аттестация
Всего (36)
2
2
2
2
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей»,
оснащенный в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Анамова, Р. Р. Инженерная и компьютерная графика : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Р. Р. Анамова [и др.] ; под общей редакцией Р.
Р. Анамовой, С. А. Леоновой, Н. В. Пшеничновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 226 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-16834-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/531858.
2.. Ивлев, А. Н. Инженерная компьютерная графика / А. Н. Ивлев, О. В.
Терновская. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 260 с. — ISBN 978-5507-46168-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/302222
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
- правила чтения конструкторской и
технологической документации;
- способы графического
представления объектов,
пространственных образов,
технологического оборудования и
схем;
- законы, методы и приемы
проекционного черчения;
- требования государственных
стандартов Единой системы
конструкторской документации
(ЕСКД) и Единой системы
технологической документации
(ЕСТД);
- правила выполнения чертежей,
технических рисунков, эскизов и
схем;
- технику и принципы нанесения
размеров;
- классы точности и их обозначение
на чертежах;
- типы и назначение спецификаций,
правила их чтения и составления
Уметь:
- читать конструкторскую и
технологическую документацию по
профилю;
- выполнять комплексные чертежи
геометрических тел и проекции
точек, лежащих на их поверхности,
в ручной и машинной графике;
- выполнять эскизы, технические
рисунки и чертежи деталей, их
элементов, узлов в ручной и
машинной графике;
- выполнять графические
изображения технологического
оборудования и технологических
схем в ручной и машинной графике;
- оформлять проектноконструкторскую, технологическую
и другую техническую
документацию в соответствии с
действующей нормативной базой
Показатели освоенности
компетенций
Методы оценки
Полнота ответов, точность
формулировок, не менее 75%
правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения терминологии
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценка результатов
самостоятельной работы
(конспектов, чертежей и
т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования
Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов,
соответствие требованиям
безопасности
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий, методов,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий и
т.д.
Текущий контроль:
- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий при
решении проблемных
ситуаций, выполнении
заданий для практических
занятий, самостоятельной
работы, учебных
исследований, проектов;
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете