Приложение 2
к ООП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
2025 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана с учетом
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии » 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика программы учебной дисциплины……………………………..4
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………….5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ………..……………………….10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………........11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Цель дисциплины «Основы агрономии»: формирование теоретических знаний в области
сельского хозяйства, раскрывающих связи сельскохозяйственного производства с наукой,
а также практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
Дисциплина «Основы агрономии» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4, ПК
1.6, ПК 2.1, ПК 2.6
ПК4.4
Умения
- определять особенности
выращивания отдельных
сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических
особенностей.
Знания
-основные культурные растения,
их
происхождение
и
одомашнивание;
- возможности хозяйственного
использования
культурных
растений;
- традиционные и современные
агротехнологии
(системы
обработки почвы);
зональные системы земледелия,
технологии
возделывания
основных сельскохозяйственных
культур,
приемы и методы
растениеводства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Количество
часов
62
40
20
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем
часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Уровень
освоения
2
3
4
5
1
Содержание
Введение
1
Тема 1
Оптимизация условий жизни
растений.
Содержание
Морфология растений. Факторы жизни растений.
Законы земледелия
Тема 2
Почва, ее происхождение,
состав и свойства.
Задачи сельского хозяйства.
Содержание
Факторы и условия почвообразования.
Структура почвы и её значение
1
2
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
2
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
2
Тема 3
Системы обработки почвы.
Содержание
Технологические операции при обработке почвы.
Основные приемы обработки почвы.
Системы обработки почвы
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
3
Тема 4
Удобрения и их применение.
Содержание
Теоретические основы питания растений.
Органические удобрения.
Минеральные удобрения.
6
6
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
3
Тема5
Семена и посев (посадка)
сельскохозяйственных
культур
Содержание
Государственный стандарт качества посевного материала.
Подготовка семян к посеву. Сроки, глубина и нормы посева
6
6
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
Тема 6
Севообороты.
Содержание
Классификация севооборотов. Характеристика
предшественников.
6
6
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
3
Тема 7
Зональные системы
земледелия.
Содержание
Понятие о системе земледелия
Звенья системы земледелия.
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
1
Тема8
Содержание
Сорняки, вредители и болезни
Сорняки основных сельскохозяйственных культур.
основных
Вредители основных сельскохозяйственных культур.
сельскохозяйственных
Болезни основных сельскохозяйственных культур.
культур.
Меры борьбы
Контрольная работа
Тема 9
Содержание
Мелиорация земель и защита
Виды мелиорации. Эрозия почвы
почв от эрозии.
6
6
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
3
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
2
Тема 10
2
ОК 01, ОК 02, ОК
3
Содержание
3
Морфологические и
биологические особенности
основных
сельскохозяйственных
культур.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Зерновые культуры . Картофель. Корнеплоды.
Кормовые травы
2
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
Лабораторные работы:
Определение механического состава почвы
Системы обработки почвы
Расчет нормы внесения удобрений
Расчет нормы высева с/х культур
Схемы севооборотов
Морфология и биология зерновых культур
Морфология и биология картофеля
Морфология и биология корнеплодов
Морфология и биология кормовых трав
26
4
4
4
4
4
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт
Всего
2
62
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
агрономии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы агрономии»;
- комплект образцов:
минеральных удобрений; семян культур; гербарии
сельскохозяйственных культур; почвы;
- оборудование для лабораторных работ: весы, растильня, термостат, колбы, лакмусовая
бумага;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основная литература:
1. Основы агрономии [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования/И.Г. Платонов, Н.Н. Лазарев, Ю.М. Стройков, А.В.
Шитикова; под ред. И.Г. Платонова.- М.: Академия, 2018
2. Кривцов, И.В. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия
[Электронный ресурс]: Учебник /Беленков А.И., Плескачев Ю.Н., Николаев В.А. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 252 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное
образование).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/516668 ограниченный по
логину и паролю
Дополнительная литература, Интернет – ресурсы:
1. Кривцов, И.В. Земледелие [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Беленков, Ю.Н.
Плескачев, В.А. Николаев, И.В. Кривцов, М.А. Мазиров. — М. : ИНФРА-М, 2019. —
(Среднее
профессиональное
образование).Режим
доступа:
https://znanium.com/bookread2.php?book=960128 ограниченный по логину и паролю
2. Евтефеев, Ю.В. Основы агрономии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В.
Евтефеев, Г.М. Казанцев. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 367 с. — (Среднее
профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/967458
ограниченный по логину и паролю
3. Чебаненко, С.И. Карантинные болезни растений [Электронный ресурс] : учебное пособие /
С.И. Чебаненко, О.О. Белошапкина. — М.: ИНФРА-М, 2019. — (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961448 ограниченный по
логину и паролю
4. Наумов, В.Д. География почв [Электронный ресурс]: толковый словарь / В.Д. Наумов. - М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 376 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека словарей ИНФРА-М). - Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/418501 ограниченный по логину и паролю
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные культурные растения,
их
происхождение
и
одомашнивание.
Возможности
хозяйственного
использования
культурных
растений.
Традиционные и современные
агротехнологии
(системы
обработки почвы).
Зональные системы земледелия,
технологии
возделывания
основных сельскохозяйственных
культур,
приемы и методы
растениеводства.
Умения:
Определять
особенности
выращивания
отдельных
сельскохозяйственных культур
с учетом их биологических
особенностей
Критерии оценки
Методы оценки
Знать:
-основные
культурные
растения,
их
происхождение
и
одомашнивание;
-возможности
хозяйственного
использования культурных
растений;
-традиционные
и
современные
агротехнологии (системы
обработки почвы);
-зональные
системы
земледелия,
технологии
возделывания
основных
сельскохозяйственных
культур, приемы и методы
растениеводства.
Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение эссе
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Собеседование
Творческие задания
Дифференцированные
задания по карточкам
Зачет
Уметь:
-определять особенности
выращивания отдельных
сельскохозяйственных
культур
с учетом их биологических
особенностей
Ситуационные задачи
Практические задания
Индивидуальные
проекты
Зачет