Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Основы агрономии

Приложение 2
к ООП по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.05 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

2025 год

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана с учетом
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии » 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика программы учебной дисциплины……………………………..4
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………….5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ………..……………………….10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………........11

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Цель дисциплины «Основы агрономии»: формирование теоретических знаний в области
сельского хозяйства, раскрывающих связи сельскохозяйственного производства с наукой,
а также практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
Дисциплина «Основы агрономии» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.

1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК
ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4, ПК
1.6, ПК 2.1, ПК 2.6
ПК4.4

Умения
- определять особенности
выращивания отдельных
сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических
особенностей.

Знания
-основные культурные растения,

их
происхождение
и
одомашнивание;
- возможности хозяйственного
использования
культурных
растений;
- традиционные и современные
агротехнологии
(системы
обработки почвы);
зональные системы земледелия,
технологии
возделывания
основных сельскохозяйственных
культур,
приемы и методы
растениеводства.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
62
40

20

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
часов

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

Уровень
освоения

2

3

4

5

1
Содержание

Введение

1

Тема 1
Оптимизация условий жизни
растений.

Содержание
Морфология растений. Факторы жизни растений.
Законы земледелия

Тема 2
Почва, ее происхождение,
состав и свойства.

Задачи сельского хозяйства.

Содержание
Факторы и условия почвообразования.
Структура почвы и её значение

1

2
4
4

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

2

4
4

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

2

Тема 3
Системы обработки почвы.

Содержание
Технологические операции при обработке почвы.
Основные приемы обработки почвы.
Системы обработки почвы

4
4

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

3

Тема 4
Удобрения и их применение.

Содержание
Теоретические основы питания растений.
Органические удобрения.
Минеральные удобрения.

6
6

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

3

Тема5
Семена и посев (посадка)
сельскохозяйственных
культур

Содержание
Государственный стандарт качества посевного материала.
Подготовка семян к посеву. Сроки, глубина и нормы посева

6
6

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

Тема 6
Севообороты.

Содержание
Классификация севооборотов. Характеристика
предшественников.

6
6

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

3

Тема 7
Зональные системы
земледелия.

Содержание
Понятие о системе земледелия
Звенья системы земледелия.

4
4

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

1

Тема8
Содержание
Сорняки, вредители и болезни
Сорняки основных сельскохозяйственных культур.
основных
Вредители основных сельскохозяйственных культур.
сельскохозяйственных
Болезни основных сельскохозяйственных культур.
культур.
Меры борьбы
Контрольная работа
Тема 9
Содержание
Мелиорация земель и защита
Виды мелиорации. Эрозия почвы
почв от эрозии.

6
6

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

3

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

2

Тема 10

2

ОК 01, ОК 02, ОК

3

Содержание

3

Морфологические и
биологические особенности
основных
сельскохозяйственных
культур.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Зерновые культуры . Картофель. Корнеплоды.
Кормовые травы

2

09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

Лабораторные работы:
Определение механического состава почвы
Системы обработки почвы
Расчет нормы внесения удобрений
Расчет нормы высева с/х культур
Схемы севооборотов
Морфология и биология зерновых культур
Морфология и биология картофеля
Морфология и биология корнеплодов
Морфология и биология кормовых трав

26
4
4
4
4
4
2
2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ОК 10, ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.6, ПК 2.1,
ПК 2.6 ПК4.4

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт
Всего

2
62

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
агрономии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы агрономии»;
- комплект образцов:
минеральных удобрений; семян культур; гербарии
сельскохозяйственных культур; почвы;
- оборудование для лабораторных работ: весы, растильня, термостат, колбы, лакмусовая
бумага;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основная литература:
1. Основы агрономии [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования/И.Г. Платонов, Н.Н. Лазарев, Ю.М. Стройков, А.В.
Шитикова; под ред. И.Г. Платонова.- М.: Академия, 2018
2. Кривцов, И.В. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия
[Электронный ресурс]: Учебник /Беленков А.И., Плескачев Ю.Н., Николаев В.А. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 252 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное
образование).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/516668 ограниченный по
логину и паролю
Дополнительная литература, Интернет – ресурсы:
1. Кривцов, И.В. Земледелие [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Беленков, Ю.Н.
Плескачев, В.А. Николаев, И.В. Кривцов, М.А. Мазиров. — М. : ИНФРА-М, 2019. —
(Среднее
профессиональное
образование).Режим
доступа:
https://znanium.com/bookread2.php?book=960128 ограниченный по логину и паролю
2. Евтефеев, Ю.В. Основы агрономии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В.
Евтефеев, Г.М. Казанцев. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 367 с. — (Среднее
профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/967458
ограниченный по логину и паролю
3. Чебаненко, С.И. Карантинные болезни растений [Электронный ресурс] : учебное пособие /
С.И. Чебаненко, О.О. Белошапкина. — М.: ИНФРА-М, 2019. — (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961448 ограниченный по
логину и паролю
4. Наумов, В.Д. География почв [Электронный ресурс]: толковый словарь / В.Д. Наумов. - М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 376 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека словарей ИНФРА-М). - Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/418501 ограниченный по логину и паролю

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Знания:
Основные культурные растения,
их
происхождение
и
одомашнивание.
Возможности
хозяйственного
использования
культурных
растений.
Традиционные и современные
агротехнологии
(системы
обработки почвы).
Зональные системы земледелия,
технологии
возделывания
основных сельскохозяйственных
культур,
приемы и методы
растениеводства.

Умения:
Определять
особенности
выращивания
отдельных
сельскохозяйственных культур
с учетом их биологических
особенностей

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:
-основные
культурные
растения,
их
происхождение
и
одомашнивание;
-возможности
хозяйственного
использования культурных
растений;
-традиционные
и
современные
агротехнологии (системы
обработки почвы);
-зональные
системы
земледелия,
технологии
возделывания
основных
сельскохозяйственных
культур, приемы и методы
растениеводства.

Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение эссе
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Собеседование
Творческие задания
Дифференцированные
задания по карточкам
Зачет

Уметь:
-определять особенности
выращивания отдельных
сельскохозяйственных
культур
с учетом их биологических
особенностей

Ситуационные задачи
Практические задания
Индивидуальные
проекты
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».