Приложение 2
к ОПОП по профессии
35.01.27 «Мастер с/х производства»
Рабочая программа СГ. 06 «Основы финансовой грамотности»
2025г.
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ Основы финансовой грамотности»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОССПО) по п р о ф е с с и и
3 5 . 0 1 . 2 7 « М а с т е р с / х п р о и з в о д с т в а » утверждённого приказом
Минпросвещения России от 19.07.2023 № 548 (Зарегистрировано в Минюсте России
22.08.2023 №74906), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012
№ 413 ( с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями № 732 от
12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой социально-гуманитарного
цикла учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Организация- разработчик: ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»
Составитель:
Заралкина Н.Ю., преподаватель ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»
Содержание
1.
Паспорт программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
7
3.
Условия реализации программы учебной дисциплины
10
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины
11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 «Основы финансовой
грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27
«Мастер с/х производства».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина СГ. 06 «Основы финансовой грамотности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной
программы по профессии 35.01.27 «Мастер с/х производства», так как входит в состав
обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» в соответствии
с ФГОС СОО, и изучается в социально-гуманитарном цикле ОПОП СПО.
1.3.
Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью предмета СГ.06 «Основы финансовой грамотности» выступает
комплексное воздействие различных организационных форм, средств и методов,
технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей
профессиональной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответстви
и с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) и
профессиональных (ПК) компетенций:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03.
Код
ПК, ОК
ОК 01 Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
Дисциплинарные
Умения
распознавать задачу или проблему
в
профессиональном
или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
результаты
Знания
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить; основные
источники информации и
ресурсы для решения задач
и
проблем
в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ в профессиональной
и смежных областях;
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах;
структуру
плана
для
решения задач;
ОК 02 Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03 Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в различных
жизненных ситуациях
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия
своих
действий
(самостоятельно или с помощью
наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных технологий для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые средства для решения
профессиональных задач.
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации
в
профессиональной деятельности;
применять современную научную
профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования;
выявлять
достоинства
и
недостатки коммерческой идеи;
презентовать
идеи
открытия
собственного
дела
в
профессиональной деятельности;
оформлять
бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по
процентным
ставкам
кредитования;
определять
источники
финансирования
порядок
оценки
результатов решения задач
профессиональной
деятельности
номенклатура
информационных
источников, применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные средства и
устройства
информатизации; порядок
их
применения
и
программное обеспечение
в
профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых
средств.
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и
профессиональная
терминология; возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
основы
грамотности;
финансовой
порядок
ПК. 1.1. Проводить
сбор и анализ
информации о
потребностях
субъектов рынка на
товары и услуги, в
том числе с
использованием
цифровых и
информационных
технологий
ПК 4.8 Изучать спрос
покупателей
ПК 4.9 Проверять
платежеспособность
государственных
денежных знаков
пользоваться современными
поисковыми системами для сбора
информации о внешних и
внутренних рынках;
проводить исследование рынка
поставщиков, создавать и вести
базу поставщиков и покупателей
товаров;
обобщать и систематизировать
коммерческую информацию,
формировать базы данных с
информацией о ценах на товары,
работы, услуги, требованиях
внешних и внутренних рынков к
товарной продукции,
статистически ее обрабатывать в
формате электронных таблиц и
формулировать аналитические
выводы;
анализировать внешнюю
конкурентную среду для
выявления аналогичных или
взаимозаменяемых товаров;
создавать и вести
информационную базу данных
поставщиков и покупателей;
составлять документы,
формировать, архивировать,
направлять документы и
информацию;
обобщать полученную
информацию, обрабатывать ее с
применением программных
продуктов;
обобщать и систематизировать
коммерческую информацию для
подготовки сводных отчетов и
аналитических материалов.
изучать спрос покупателей;
работать на контрольно-массовой
машине, подсчитывать чеки
(деньги) и сдавать их в
установленном порядке,
выстраивания
презентации;
кредитные
банковские
продукты
методов и инструментов
работы с базами данных
внутренних и внешних
рынков;
требований к порядку
заполнения и ведения
рабочей документации,
схем электронного
документооборота;
стандартов и требований
внешних рынков к
товарной продукции.
анализировать рынок с
целью
формирования
спроса для клиентов;
Называть
основные
элементы
защиты
государственных
денежных
знаков
при
использовании
ПК 5.2 Проверять
платежеспособность
государственных
денежных знаков
Проверять по основным
элементам защиты
государственных денежных
знаков при использовании
оборудования для проверки
банкнот
оборудования
для
проверки банкнот
Классификацию, основные
элементы защиты
государственных
денежных знаков
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.05 Основы финансовой грамотности»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
36
в т.ч.
1. Основное содержание
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
36
практическое обучение
самостоятельная учебная работа
2
Дифференцированный зачет
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины С Г 0 1 «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов
и тем
№
занятия
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в
часах
Формируемые
общие и
профессионал
ьные
компетенции
6
Тема 1.1. Личное
финансовое
планирование
Тема 1.2.
Банки: чем они могут быть
полезны .
Тема 1.3.
Фондовый и валютный
рынки, финансовые
инструменты.
Тема 1.4.
Страхование как
механизм снижения
рисков
Основное содержание
1
Управление личными финансами, выбор банка.
2
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.
3-4
Структура, способы составления и планирования личного бюджета.
5-6
Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их
достижения.
Самостоятельная работа
История зарождения денег
7
8
9-10
11-12
13
14
15
16
Основное содержание
Банковская система России.
Текущие счета и банковские карты.
Сберегательные вклады.
Банковские кредиты.
Основное содержание
Риск и доходность.
Акции, облигации.
Паевые инвестиционные фонды
Валютный рынок и совершаемые на нем операции
1
1
2
2
2
2
6
1
1
2
2
4
1
1
1
1
2
17
Основное содержание
Страховые услуги
1
18
Виды личного страхования
1
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
ОК 01.ОК 02.
ОК 03.
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
ОК 01.ОК 02.
ОК 03
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 1.2
Тема 1.5
Финансы государства
налоги, социальное
обеспечение граждан
Тема 1.6.
Пенсионное обеспечение
и негосударственные
пенсионные фонды
Тема 1.7.
Финансы и
предпринимательство.
Тема 1.8.
Мошеннические
действия на финансовом
рынке и защита от них
19
20
Основное содержание
Бюджетная и налоговая системы в Российской Федерации.
Виды налогов для граждан. Порядок применения налоговых льгот и налоговых
вычетов.
Основное содержание
21
Пенсионная система России. Пенсии и их виды.
22
.
2
1
1
Негосударственные пенсионные фонды и программы.
Основное содержание
Взаимоотношение работодателя и сотрудников.
Эффективность компании, банкротство и безработица.
Отличие предпринимательской деятельности от работы по найму.
Создание собственного бизнеса.
Финансовый учет и финансовое планирование в малом предпринимательстве.
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 1.2.
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
6
1
1
1
1
1
1
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
29
30
31
32
Основное содержание
Контроль и оценка рисков своих сбережений.
Экономические кризисы.
Мошенничество с наличными деньгами, банковскими картами
Способы защиты от финансового мошенничества в цифровой среде.
6
1
1
1
1
ОК 01 ОК 02
ОК 03
ПК 1.1. ПК 4.8
ПК 4.9. ПК 5.2
33
Финансовая пирамида.
1
23
24
25
26
27
28
34
Виртуальные ловушки.
35 - 36 Дифференцированный зачёт
ИТОГО
2
1
1
1
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «Основы финансовой грамотности»
имеется учебный кабинет.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.1.3. Демонстрационные материалы
Презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
3.2.1
Основные источники (печатные издания)
1. Фрицлер А.В. Основы финансовой грамотности: Учебник./ А.В. Фрицлер, Е.А.
Тарханова .-5-е изд., М.: Издательский центр «Юрайт», 2023. 148 с.
3.2.2
Электронные издания (ресурсы)
1. Агентство по страхованию вкладов. Официальный сайт: https://www.asv.org.ru/
2. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт: https://www.nalog.gov.ru
3. Электронные услуги и сервисы ПФР. Официальный сайт: https://es.pfrf.ru/
4. Портал государственных услуг. Официальный сайт: https://www.gosuslugi.ru/
5. Калькулятор
доходности
вкладов.
Официальный
сайт
https://www.banki.ru/services/calculators/deposits/
6. Группа
"Московская
Биржа".
Официальный
сайт:
https://www.moex.com/ru/exchange/investors.aspx
7. Каталог кредитных историй. Официальный сайт Центрального банка
https://www.cbr.ru/ckki/zaprosy_v_ckki/
3.2.3 Дополнительные источники (печатные издания)
1. Апрыщенко В.Ю. Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания:
Учебное пособие./ В.Ю. Апрыщенко, П.Э. Кирюхов, Е.А. Григорьев.-5-е изд., М.:
Издательский
центр
«Просвещение»,
2020.
824
с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных
компетенция
мероприятий
ОК 01
Выбирать способы
Р 1, Темы 1.1 -1.8
- тестирование;
решения
задач
-кейс задания;
профессиональной деятельности
-составление словаря
применительно
терминов, либо кроссворда;
к различным контекстам
-устный опрос;
-фронтальный письменный
ОК 02 Использовать современные Р 1, Темы 1.1-1.8
опрос;
средства
-эссе, доклады, рефераты;
поиска,
анализа
и
-оценка составленных
интерпретации
презентаций по темам
информации,
и
раздела;
информационные технологии для
выполнения
задач
-контрольная работа;
профессиональной
-оценка самостоятельно
деятельности
выполненных заданий;
-дифференцированный зачет
ОК
03
Планировать и
Р 1, Темы 1.1 -1.8
проводится в форме
реализовывать собственное
тестирования
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях.
ПК. 1.1. Проводить сбор и анализ
Р 1, Темы 1.1 -1.8
защита реферата;
информации о потребностях
составление кроссворда;
субъектов
фронтальный опрос;
рынка на товары и услуги, в том
контрольное
числе с использованием цифровых и
тестирование;
информационных
оценивание практической
технологий
работы;
Р 1, Темы 1.1 -1.3,
ПК 4.8 Изучать спрос покупателей
тестирование;
1.5-1.8
тестирование
ПК 4.9 Проверять
Р 1, Темы 1.1 -1.3,
(контрольная
работа
по
1.5-1.8
платежеспособность
теории);
государственных денежных
знаков
ПК 5.2 Проверять
Р 1, Темы 1.1 -1.3,
1.5-1.8
платежеспособность
государственных денежных
знаков