Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Основы безопасности и защита Родины

Приложение №2
к ОПОП
По профессии 35.01.27 Мстер с/х производства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД10 «Основы безопасности и защита Родины»

35.01.27.«Мастер сельскохозяйственного производства»

2025 г.

Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего
образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее ФГОС СПО) и рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федерального государственного образовательного стандарта по получаемой
специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), программы учебной дисциплины «Основы
безопасности и защиты Родины» для профессиональных образовательных организаций,
для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

1.1.Область применения рабочей программы учебной дисциплины

4

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы

4

1.3.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

4

1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

7

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

8

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

9

2.3.Содержание профильной составляющей

16

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

18
20

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности и защиты Родины»
1.1.Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) по
профессии
среднего
профессионального
образования.35.01.27.
Мастер
сельскохозяйственного производства
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в
соответствии с профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего
образования «Общественные науки» и является общей из обязательных предметных
областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего
образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа
строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Основы безопасности и
защиты Родины» на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина «ОБЗР» для профессиональных образовательных
организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины «ОБЗР» имеет межпредметную связь с
общеобразовательными учебными дисциплинами: «География», «Право», «История»,
«Обществознание».
Изучение учебной дисциплины «ОБЗР» завершается промежуточной аттестацией в
форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного
общего образования.
1.3.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
4

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;

Общие требования к результатам освоения программы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания , общие и профессиональные
компетенции выпускников СПО

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал
для защиты национальных интересов России.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа
России.
Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера,
общественного деятеля.
Принимающий цели и задачи научно-технологического,
экономического, информационного развития России, готовый работать
на их достижение.
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно
мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость.
Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся
в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий
собственным профессиональным развитием; рефлексивно
оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной
успешности.
Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе
с особенностями развития; ценящий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности».
Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях,

ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10
5

соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России;
готовый оказать поддержку нуждающимся.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Способный в цифровой среде использовать различные цифровые
средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми
достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в
сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа».
Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные
задачи, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с
использованием цифровых средств; содействующий поддержанию
престижа своей профессии и образовательной организации.
Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой
экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач,
выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как
результативный и привлекательный участник трудовых отношений.
Способный искать нужные источники информации и данные,
воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с
использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и
чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве1.
Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности,
готовый к их освоению.
Осознающий значимость системного познания мира, критического
осмысления накопленного опыта.
Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее
достоверность, строить логические умозаключения на основании
поступающей информации.
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции
на критику.
Демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных
ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством.
Проявляющий эмпатию, выражающий активную гражданскую
позицию, участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций, а также некоммерческих организаций,
заинтересованных в развитии гражданского общества и оказывающих
поддержку нуждающимся.
Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или
унижение достоинства (в отношении себя или других людей).
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям

ЛР 11
ЛР 12
ЛР 13

ЛР 14

ЛР 15

ЛР 16

ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24

ЛР 25
ЛР 26

6

различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценн
остей многонационального российского государства.
Вступающий в конструктивное профессионально значимое
взаимодействие с представителями разных субкультур.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр
и т.д.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий
отношение к преобразованию общественных пространств,
промышленной и технологической эстетике предприятия,
корпоративному дизайну, товарным знакам.
Оценивающий возможные ограничители свободы своего
профессионального выбора, предопределенные
психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья,
мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной
деятельности.
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
профессий.
Мотивированный к освоению функционально близких видов
профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия,
цели) труда, либо иные схожие характеристики.
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 27
ЛР 28
ЛР 29

ЛР 30
ЛР 31

ЛР 32

ЛР 33
ЛР 34
ЛР 35
ЛР 36

обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

7

технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной области.

метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и
сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности
человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
8

- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного по- ведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с
нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки;
предметные результаты:
- сформированность представлений о культуре безопасности , в том числе о культуре
экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние
человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодательства,
направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального
поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники;
9

- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и
обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских
ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с
военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах
поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их
профилактике;
Освоение содержания учебной дисциплины «ОБЗР» обеспечивает формирование и
развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования
общих компетенций.

Виды универсальных
учебных действий
Личностные
обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся и ориентацию
в социальных ролях и межличностных
отношениях

обеспечивают организацию
обучающимися своей учебной
деятельности: целеполагание,
планирование, прогнозирование,
контроль (коррекция), саморегуляция,
оценка.

Познавательные
обеспечивают исследовательскую
компетентность, умение работать с
информацией

Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по
специальности/ профессии)
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
OK 3. Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
OK 3. Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность проявлять к ней
устойчивый интерес.
OK 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
10

Коммуникативные
обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других
людей, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, взаимодействовать
и сотрудничать со сверстниками и
взрослыми

развития.
OK 5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.

1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающегося 68 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 68 часа;
.

11

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Видучебнойработы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме
дифференцированного зачета

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Наименование разделов и
тем
1

Раздел 1.
Обеспечение
личной
безопасности и сохранение
здоровья.
Тема 1.1. Здоровье и
здоровый образ жизни.
Общие
понятия
о
здоровье.
Факторы,
способствующие
укреплению
здоровья.
Двигательная активность и
закаливание организма.
Тема
1.2.
Влияние
неблагоприятной
окружающей среды на
здоровье
человека.
Вредные
привычки
(употребление алкоголя,
курение,
употребление
наркотиков)
и
их
профилактика.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2

Объем часов

1 семестр

34

3

8

Содержание учебного материала

Коды
компитенций
4

ЛР
11,12,25,29,10.
ОК3,2,6,7,8

2

1. ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья

человека и общества. Занятия физической культурой и закаливание
организма. Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим
дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для
здоровья. Правила личной гигиены и здоровье человека.
Содержание учебного материала

1. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера
как источник негативных факторов. Алкоголь и его влияние на
здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя,
снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его
влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.
Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания
и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные
последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Тема
1.3.
Основные Содержание учебного материала
нормативные правовые акты,
определяющие правила и
Практическая работа
безопасность
дорожного 1. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов,
движения.
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации
дорожного движения.

ЛР
11,12,25,29,10.
ОК3,2,6,7,8
2
ЛР
11,12,25,29,10.
ОК3,2,6,7,8

2

13

Тема 1.4. Правовые основы
взаимоотношения полов.
Брак и семья. Опасности
современных
молодежных
хобби.
Раздел 2.
Государственная
система
обеспечения
безопасности
населения.
Тема 2.1. Чрезвычайные
ситуации (ЧС) природного
и техногенного характера.
Обучение
населения
защите от чрезвычайных
ситуаций.

Содержание учебного материала
1. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы
семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности
родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Модели личного
безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

26

ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

Содержание учебного материала

2

1. Характеристика ЧС природного и техногенного характера, наиболее
вероятных для данной местности и района проживания. Правила
поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Практическая работа

ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

6

1. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации
согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях,
эвакуация и др.).
2. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения (дезактивация,
дегазация, дезинфекция).
3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в
чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Правила поведения в

защитных сооружениях.
Тема
2.2.
Единая Содержание учебного материала
государственная система
предупреждения
и 1. История создания РСЧС, предназначение, задачи, решаемые для защиты
ликвидации чрезвычайных населения от чрезвычайных ситуаций. Основные понятия и определения,
ситуаций
(РСЧС). задачи (ГО). Организация и основное содержание АСДНР.
Гражданская оборона (ГО)
составная
часть
обороноспособности страны.
Аварийно-спасательные
и
другие неотложные работы
(АСДНР), проводимые в
зонах чрезвычайных
ситуаций.

2

2

ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

14

Тема
2.3.
Современные
средства поражения и их
поражающие
факторы.
Мероприятия
по
защите
населения:
эвакуация
и
инженерная защита.

Содержание учебного материала

1. Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Современные обычные
средства поражения. Высокоточное оружие. Боеприпасы объемного взрыва.
Зажигательное оружие. Эвакуация
населения в условиях чрезвычайных
ситуаций. Виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны.
Тема
2.4.
Изучение
и Содержание учебного материала
использование
средств
индивидуальной защиты от
Практическая работа
поражающих факторов в ЧС 1. СИЗ органов дыхания. Фильтрующие, изолирующие противогазы.
мирного и военного времени.
Респираторы. Простейшие СИЗ органов дыхания. СИЗ кожи. Фильтрующие,
изолирующие средства защиты кожи. Специальная защитная одежда.
Простейшие СИЗ кожи (бытовая одежда). Медицинские средства защиты.
Аптечка индивидуальная (АИ-2). Индивидуальный противохимический пакет
(ИПП-8). Индивидуальный перевязочный пакет.
2. Практическое надевание ОЗК и противогаза.
Тема
2.5.
Экстремизм,
терроризм
в
Российской
Федерации. Государственные
службы по охране здоровья и
безопасности граждан.

Содержание учебного материала
1. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации.
Основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения
при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры
безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. МЧС
России - федеральный орган управления в области защиты населения
от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации -система
государственных органов исполнительной власти в области защиты
здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных
посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия
человека
(Роспотребнадзор
России).
Другие
государственные службы в области безопасности. Правовые основы
организации
защиты
населения
Российской
Федерации
от
чрезвычайных ситуаций мирного времени.

2
ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

13
ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

1
ЛР
9,29,11,5,14, 30
10.
ОК 3,6,7,8.

15

2 семестр
Раздел 3.
Основы
государства
обязанность.

и

34
26

обороны
воинская

Тема 3.1. История создания Содержание учебного материала
Вооруженных Сил России.
1. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV
веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная
реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.
Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура
и предназначение. Основные предпосылки проведения военной
реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном
этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил
Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения
национальной безопасности.
Тема 3.2. Организационная Содержание учебного материала
структура Вооруженных Сил
Российской Федерации (ВС
РФ).
Их
состав
и
предназначение.

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

2

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

8

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

1. Виды и рода ВС РФ: Сухопутные войска (СВ). Воздушнокосмические силы (ВКС). Военно-морской флот (ВМФ).
2. Отдельные рода ВС РФ: Ракетные войска стратегического
назначения (РВСН). Воздушно-десантные войска (ВДВ).
3. Другие войска: Пограничные войска ФСБ РФ. Росгвардия или
национальная гвардия МВД РФ. Войска гражданской обороны (ГО)
МЧС РФ.
Тема
3.3.
обязанность.

Воинская Содержание учебного материала
Основные

2

16

понятия
о
обязанности.

воинской 1. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности
граждан
по
воинскому
учету.
Организация
медицинского
освидетельствования граждан при первоначальной постановке на
воинский учет.

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

Тема 3.4. Альтернативная Содержание учебного материала
гражданская служба.
1. Основные условия прохождения альтернативной гражданской
службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения
альтернативной гражданской службы.

2

Тема
3.5.
дисциплина.

2

Воинская

Содержание учебного материала

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

1.
Военнослужащий
подчиненный,
строго
соблюдающий
Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации,
выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников.

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

Тема
3.6.
Военно- Содержание учебного материала
профессиональная
1. Порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
деятельность.
Особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно
учебных заведениях.

2

Тема
3.7.
начальной
подготовки.

2

Элементы Содержание учебного материала
военной
1. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

17

Практическая работа
1. Назначение Строевого устава ВС РФ. Строевые приемы и движения без
оружия.
2-7. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Назначение,
боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Практическая
разборка и сборка АК-74, снаряжение магазина АК-74.

Раздел 4.
Основы
знаний.

медицинских

Тема 4.1. Понятие первой
помощи. Понятие травм и
кровотечений,
их виды.
Правила первой помощи при
ранениях.

Содержание учебного материала

6

ЛР
1,2,3,4,5.14,
19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

8

ЛР
4,17,22,29,3
3,35,36.
ОК 3,6,9.

2

1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки
жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об
основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Правила наложения
повязок различных типов. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и
брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного
мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и
повреждении молнией. Первая помощь при наружных кровотечениях. Основные
признаки внутреннего кровотечения.

Тема 4.2. Первая помощь Содержание учебного материала
при ожогах и воздействии

ЛР
4,17,22,29,3
3,35,36.
ОК 3,6,9.

2

18

низких температур. Первая 1. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических и
помощь при отсутствии химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур.
сознания.
Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные
признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие
ультрафиолетовых лучей на человека. Последствия воздействия низких
температур на организм человека. Основные степени отморожений. Признаки
.
обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца).
Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и
клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа
сердца и искусственного дыхания.
Тема 4.3. Первая помощь
при
отравлениях
и
синдроме
длительного
сдавливания.
Основные
инфекционные болезни, их
классификация
и
профилактика.

Содержание учебного материала

ЛР
4,17,22,29,3
3,35,36.
ОК 3,6,9.

4

1. Острое и хроническое отравление. Понятие травматического токсикоза.
Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды
развития травматического токсикоза. Классификация и пути передачи
возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная
профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым
путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

Всего:

ЛР
4,17,22,29,3
3,35,36.
ОК 3,6,9.

68
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ ДЛЯ ЮНОШЕЙ ВНЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Основы военной службы.
(Практические занятия )
Тема 1.1. Основы подготовки
гражданина к военной службе.
Начальная
военная
подготовка
в
войсках.
Размещение
и
быт
военнослужащих.
Тема 1.2. Суточный наряд,

Практические занятия по основам военной службы

35*

Содержание учебного материала
Практическое занятие.
Вводное занятие проводимое перед началом учебных сборов на территории
воинской части. Инструктаж студентов. Ознакомление с воинской частью.
Размещение военнослужащих. Распорядок дня военнослужащих.

7

Содержание учебного материала

7

ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.
ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.
19

обязанности лиц суточного
наряда.
Организация
караульной
службы,
обязанности
часового.
Тактическая подготовка.
Тема 1.3. Строевая
подготовка.

Тема 1.4. Огневая подготовка.

Тема 1.5. Физическая
подготовка.

Практическое занятие.
Назначение, состав и подготовка суточного наряда воинской части. Караульная
служба. Подготовка и наряд караулов. Часовой и его обязанности. Основные
виды боя. Действия, обязанности и передвижения солдата в бою. Команды,
подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения. Выбор места для
стрельбы, самоокапывания и маскировки.
Содержание учебного материала
Практическое занятие.
Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на
месте и в движении. Отработка строевых приёмов и движений без оружия.
Отработка правил воинского приветствия, без оружия на месте и в движении.

ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.
7

ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.

Содержание учебного материала
Практическое занятие.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов, смазка и хранение автомата.
Меры безопасности при стрельбе. Подготовка автомата к стрельбе. Правила
стрельбы. Практическая стрельба из пневматической винтовки и пистолета

7

Содержание учебного материала
Практическое занятие.
Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по
физической подготовке по программам пополнения.

7

Всего:
*- практические занятия только для юношей
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.
ЛР1,2,3,4,5.
14,19,2510.
ОК
3,4,6,7,8,9.
35*

20

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ
безопасности жизнедеятельности
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- дидактические материалы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор.
-автомат АК-74(учебный)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
 организовывать и проводить мероприятия по
защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и
устранения
их
последствий
в
профессиональной деятельности и быту;
 использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения;
 применять
первичные
средства
пожаротушения;
 ориентироваться в перечне учетно-военных
специальностей и самостоятельно определять
среди
них
родственные
полученной
специальности;
 применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с
полученной специальностью;
 владеть способами безконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Практическая
работа
с
приборами радиационной и
химической разведки, надевание
средств
индивидуальной
защиты. Тренировка в оказании
первой медицинской помощи.
Применение
средств
пожаротушения.

21

 оказывать первую помощь пострадавшим.
Тестирование, устный опрос
знать:
 принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях, в том числе, в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
 основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности, принципы снижения вероятности
их реализации;
 основы
военной
службы
и
обороны
государства;
 задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
 способы защиты населения от оружия
массового поражения;
 меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
 организация и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
 основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
 область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
 порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим.

22

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ Основы безопасности и защиты Родины
I. Паспорт ФОС
Предмет(ы) оценивания

Показатели и критерии

Таблица 1
Тип задания

оценки
- перечисление различных
знать принципы
подходов к принципам
обеспечения устойчивости
обеспечения устойчивости
объектов экономики,
объектов экономики,
прогнозирования развития
прогнозирования развития
событий и оценки
событий и оценки
последствий при
последствий при
техногенных чрезвычайных техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных
ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе
явлениях, в том числе
в условиях противодействия в условиях противодействия
терроризму как серьезной
терроризму как серьезной
угрозе национальной
угрозе национальной
безопасности России;
безопасности России;

знать основные виды
потенциальных опасностей
и их последствия в
профессиональной
деятельности и в быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;

знать основы военной
службы и обороны
государства;

Тема 2.1-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

- объяснение и
представление основных
видов потенциальных
опасностей и их
последствий в
профессиональной
деятельности и в быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;

Тема 1.2-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

- представление и
значимость Вооружённых
Сил РФ; перечисление
различных видов
Вооружённых Сил, родов
войск и их предназначение;
перечисление руководства
военной организацией

Тема 3.1-3.7.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

23

знать задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
знать способы защиты
населения от оружия
массового поражения;
знать меры пожарной
безопасности и правила
безопасного поведения при
пожарах;
знать организацию и
порядок призыва граждан
на военную службу и
поступления на нее
в добровольном порядке;
знать основные виды
вооружения, военной
техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военноучетные специальности,
родственные
специальностям СПО;
знать область применения
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении
обязанностей военной
службы;

знать порядок и правила
оказания первой помощи
пострадавшим.

уметь организовывать и
проводить мероприятия
по защите работающих и
населения от негативных
воздействий чрезвычайных

государства.
- формулирование и
понимание задач и
основных мероприятий
гражданской обороны;
- перечисление различных
способов защиты населения
от оружия массового
поражения;
- формулировка мер
пожарной безопасности и
правил безопасного
поведения при пожарах;
- объяснение воинской
обязанности; понимание
прохождения военной
службы по призыву и по
контракту.
- перечисление основных
видов вооружения, военной
техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военноучетные специальности,
родственные
специальностям СПО;
- приведение примера
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении
обязанностей военной
службы;
- перечисление видов ран;
объяснение первой
медицинской помощи при
кровотечениях, травмах и
при отравлении аварийно –
химически опасными
веществами (АХОВ).
- правильность выполнения
мероприятий по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций с

Тема 2.2.
Устные ответы.

Тема 2.3-2.4.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка
Тема 2.1-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка
Тема 3.3-3.7.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка
Тема 3.2.
Устные ответы.

Тема 3.2.
Устные ответы.

Тема 4.1-4.4.
Устные ответы.

Тема 1.2-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

24

ситуаций;
уметь предпринимать
профилактические меры
для снижения уровня
опасностей различного вида
и их последствий в
профессиональной
деятельности и в быту;
уметь использовать
средства индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового
поражения;

уметь применять
первичные средства
пожаротушения;

уметь ориентироваться в
перечне военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
уметь применять
профессиональные знания в
ходе исполнения
обязанностей военной
службы на воинских
должностях в соответствии
с полученной
специальностью;
уметь владеть способами
бесконфликтного общения
и саморегуляции в
повседневной деятельности
и экстремальных условиях
военной службы;

соблюдением правил
безопасности труда;
- обоснованность и
качественность принятия
профилактических мер
для снижения уровня
опасностей различного вида
и их последствий в
профессиональной
деятельности и в быту;
- своевременность и
правильность
использования средств
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового
поражения;
- своевременность и
правильность применения
первичных средств
пожаротушения;
- точность и
аргументированность
ориентирования в перечне
военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
- демонстрация
способностей применять
профессиональные знания в
ходе исполнения
обязанностей военной
службы на воинских
должностях в соответствии
с полученной
специальностью;
- правильность и
техничность владения
способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности
и экстремальных условиях
военной службы;

Тема 1.1-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

Тема 2.3-2.4.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

Тема 2.1-2.6.
Устные ответы.
Наблюдение и оценка

Тема 3.2.
Устные ответы.

Тема 3.2.
Устные ответы.

Тема 1.1.
Устные ответы.

25

уметь оказывать первую
помощь пострадавшим;

- своевременность и
правильность оказания
первой помощи
пострадавшим;

Тема 4.1-4.4.
Устные ответы.

Описание правил оформления результатов оценивания
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
- сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент – системность
знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др.
критерии оценки);
- понимание сущности жизненных (социальных) явлений и процессов и их
взаимозависимостей;
- умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их
возникновения;
- умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем
(теории и практики).
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он (она):
- обнаруживает всестороннее систематическое и глубокое знание программного
материала;
- демонстрирует знание современной учебной и научной литературы;
- способен творчески применять знание теории к решению практических задач;
- владеет понятийным аппаратом;
- демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению
заявленной в вопросе проблематики;
- подтверждает теоретические постулаты примерами из жизненной практики.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он (она):
- обнаруживает твёрдое знание программного материала;
- усвоил основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
- способен применять знание теории к решению задач практического характера;
- допускает отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он (она
- в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящего
ориентирования в жизненных ситуациях, а так же по вопросам военной службы;
- в целом усвоил основную литературу;
- допускает существенные погрешности в ответе на поставленные вопросы
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он (она):
- обнаруживает значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
- допускает принципиальные ошибки в ответе на поставленные вопросы;
- демонстрирует незнание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Критерии оценки самостоятельных работ обучающихся:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.

26

Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности
Оценка уровня подготовки
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
неудовлетворительно
II. Комплект оценочных средств
Задания. Текст задания: Выполнить практическое задание
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
Практическая работа № 1. Отработка правил поведения при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в
защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Краткий ход работы:
1. Изучить правила поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно
плану образовательного учреждения.
2. Изучить правила поведения при укрытии в защитных сооружениях.
3. Изучить правила поведения при эвакуации.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 2. Санитарная обработка людей после их пребывания в
зонах заражения (дезактивация, дегазация, дезинфекция).
Краткий ход работы:
1. Изучить дезактивацию (удаление радиоактивных веществ).
2. Изучить дегазацию (обезвреживание или удаление отравляющих веществ).
3. Изучить дезинфекцию (уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и
разрушение их токсинов).
4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 3. Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Краткий ход работы:
1. Изучить оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих
в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 4. Правила поведения в защитных сооружениях.
Краткий ход работы:
1. Изучить что запрещается в защитных сооружениях.
2. Изучить что разрешается в защитных сооружениях.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 5. СИЗ органов дыхания. Фильтрующие, изолирующие
противогазы. Респираторы. Простейшие СИЗ органов дыхания. СИЗ кожи. Фильтрующие,
изолирующие средства защиты кожи. Специальная защитная одежда. Простейшие СИЗ
кожи (бытовая одежда). Медицинские средства защиты. Аптечка индивидуальная (АИ-2).
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8). Индивидуальный перевязочный
пакет.
27

Краткий ход работы:
1. Изучить фильтрующие, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие СИЗ
органов дыхания.
2. Изучить фильтрующие, изолирующие средства защиты кожи, специальную защитную
одежду, простейшие СИЗ кожи (бытовая одежда).
3. Изучить аптечку индивидуальную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет
(ИПП-8), индивидуальный перевязочный пакет.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 6. Практическое надевание ОЗК и противогаза.
Краткий ход работы:
1. Изучить практическое надевание ОЗК и противогаза.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность.
Практическая работа № 7. Строевые приемы и движения без оружия.
Краткий ход работы:
1. Изучить строевые приемы и движения без оружия.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 8. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова. Практическая разборка и сборка АКС-74, снаряжение магазина АК-74.
Краткий ход работы
1. Изучить назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
2. Изучить практическую разборку и сборку АК-74, снаряжение магазина АК-74.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Условия выполнения практического задания
1. Место выполнения задания кабинет безопасности жизнедеятельности
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

Основные источники:
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник:
Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 6-е изд., стер. , - М., ОИЦ «Академия», 2019.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:
учебник для учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд., стер. — М., ОИЦ
«Академия», 2018.
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности.
Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд., стер — М.,
ОИЦ «Академия», 2019.
4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред.
образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также
преподавателей этого курса. — М., Кнорус, 2020.
5. Конституция Российской Федерации 1993г.,
6. Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 1011 классы. – М., Издательский центр Вентана-Граф, 2019.
7. «Основы военной службы». Учебное пособие для студентов учреждений СПО
под
общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Высшая школа, 2003г.
8. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие для студентов учреждений СПО
под общей редакцией С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2003г.

28

9. «Гражданская оборона». Учебное пособие под общей редакцией Е.П. Шубина. – М.:
Просвещение, 1991г.

Дополнительные источники:
1. Видеофильмы.
2. «Армия государства Российского и защита Отечества» ред. В.В. Смирнова.
М..Просвещение.
3. «Военный энциклопедический словарь» М. Военное издательство 1983г. 4. «Первая
помощь в экстремальных ситуациях»: Практическое пособие –М…Издательство НЦ
ЭИАС,2000.
4. «Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний
старшеклассников: 10-11 кл.» - М…Просвещение, 2002.
5. ФЗ РФ «Об обороне» 31.05.96г.
6. ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 28.03.98г.
7. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» 27.05.98г.
8. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 1994г.
9. «Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда».
Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией П.П. Кукина. –
М.: Высшая школа, 2001г.
10. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание
для преподавателей. – М., 2001г.
11. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание
для преподавателей. – М., 2000г.
12. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка
журнала «Военное знание», 1997г. гл. 4, стр. 8-24.
13. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка
журнала «Военное знание», 1997г. тема 5, стр. 41-56.
14. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка
журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-6, стр. 6-71.
15. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка
журнала «Военное знание», 1997г. тема 6, стр. 3-24.
16. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка
журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-4, стр. 3-6; 11-13.
Интернет-ресурсы
1. http://prezentacii.com/obzh/
2. http://bjd-online.ru/
3. http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=1458
4. http://vk.bstu.ru/book11/list.htm
5. http://www.sigmamsk.ru/catalog/1/42.htm
6. http://festival.1septembe.ru/articles/415115/
7. http://vts.hadson.cc/index.php?option=com_content&task=view&id=428&Itemid=4

29

Вопросы для дифференцированного зачёта:
1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы,
способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание
организма.
2. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные
привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их
профилактика.
3. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность
дорожного движения.
4. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Опасности
современных молодежных хобби.
5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера.
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.
6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
7. Гражданская оборона (ГО) - составная часть обороноспособности страны.
8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР),
проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
9. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
10. Мероприятия по защите населения: эвакуация и инженерная защита.
11.Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
12. Средства индивидуальной защиты кожи.
13. Медицинские средства защиты.
14. Экстремизм, терроризм и наркотизм Российской Федерации.
15. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
16. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV
веках.
17. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.
18. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.
19. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии.
20. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил
Российской Федерации на современном этапе.
21. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской
Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной
безопасности.
22. Виды и рода ВС РФ: Сухопутные войска (СВ). Воздушно-космические
силы (ВКС). Военно-морской флот (ВМФ).
23. Отдельные рода ВС РФ: Ракетные войска стратегического назначения
(РВСН). Воздушно-десантные войска (ВДВ).
24. Другие войска: Пограничные войска ФСБ РФ. Росгвардия или национальная
гвардия МВД РФ. Войска гражданской обороны (ГО) МЧС РФ.
25. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности.
26. Альтернативная гражданская служба.
27. Воинская дисциплина.

30

28. Военно-профессиональная деятельность.
29. Назначение Строевого устава ВС РФ.
Максимальная
учебная
нагрузка
обучающегося
освоениив
30. Меры
безопасности при
обращении
с автоматом
Калашниковапри
и патронами
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.
дисциплины: 68 часов.
31. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа.
32. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
33. Первая помощь при переломах.
Форма
промежуточной
аттестации:
дифференцированный
зачет
34. Первая
помощь
при электротравмах
и повреждении
молнией.
35. Первая помощь при наружных кровотечениях. Основные признаки внутреннего
кровотечения.
36. Первая помощь при ожогах и воздействии низких температур.
37. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные
причины остановки сердца.
38. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти.
39. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного
дыхания.
40. Первая помощь при отравлениях и синдроме длительного сдавливания.
41. Классификация и пути передачи возбудителей инфекционных болезней.
42. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».