Приложение
к ОПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.01 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Изучение дисциплины «Материаловедение» осуществляется в рамках
изучения дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материалы в профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в
профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
Обладать общими и профессиональными компетенциями:
Код
ПК, ОК
ОК 1-10
ПК 2.1
ПК 3.1 3.5
Умения
Знания
- использовать материалы в
профессиональной деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа
их
свойств
для
основные
свойства,
классификация,
характеристики применяемых
в
профессиональной
деятельности материалов;
- физические и химические
конкретного применения.
свойства
горючих
и
смазочных материалов;
области
применения
материалов;
характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов;
- требования к состоянию
лакокрасочных покрытий.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины
Самостоятельная работа
Объем в
часах
36
-
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
практические занятия:
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
16
18
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Металлы и сплавы
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Строение и
1. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов. Аллотропические
свойства
превращения металлов
металлов
2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы теории сплавов
Практические занятия:
1. Микроструктурный анализ металлов и сплавов.
2. Определение твердости металлов.
3. Диаграммы состояния двойных сплавов
Тема 1.2.
Содержание учебного материала:
Железоуглеродис 1. Технология термической обработки сталей: отжиг, нормализация, закалка, отпуск, старение
тые сплавы
2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их свойства.
Инструментальные стали. Маркировка сталей
3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые, ковкие,
высокопрочные, легированные, антифрикционные чугуны
Практические занятия:
1. Диаграмма состояния двойных сплавов системы Al – Са.
2. Диаграмма состояния Fe – C , Fe3C.
3. Микроанализ железоуглеродистых сплавов в равновесном состоянии
Тема 1.3.
Содержание учебного материала:
Цветные
1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства, применение
металлы и
2.Маркировка свойства и применение цветных сплавов
сплавы
Практические занятия:
1. Изучение микроструктуры цветных сплавов
2.Расшифровка различных марок цветных сплавов
Объем в
часах
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1. – ПК 3.3
6
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 –
3.5
6
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
6
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.4
6
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
6
ОК 01. – ОК 10.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
36
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические
и техническими средствами обучения:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов/ Ю.П.
Солнцев, Е.И. Пряхин. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2022. – 288 с.
2. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учебник/
Г.П. Фетисов. – М.: Инфра - М, 2023. – 624с.
3.Стуканов, В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы:
учебное пособие. Лабораторный практикум/ В.А. Стуканов – М.: ФОРУМИНФРА-М, 2022. – 208 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
https://ru/wiripedia.org/wiki/
Электронный учебник:
techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы:
учебное пособие/ Н. Б. Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия»,
2015. – 208 с.
2.
Черепахин, А.А. Материаловедение: учебное пособие/ А.А.
Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. – М.: Издательство Кнорус, 2020
г. – 240 с.
3.
Электронные учебники: For-students/ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знать:
- основные свойства,
классификацию, характеристики
применяемых в профессиональной
деятельности материалов;
- физические и химические
свойства горючих и смазочных
материалов;
- области применения материалов;
- марки и модели автомобилей, их
технические характеристики и
особенности конструкции;
- характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы для
ремонта кузова;
- требования к состоянию
лакокрасочных покрытий.
уметь:
- использовать эксплуатационные
материалы в профессиональной
деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств, для
конкретного применения
Использование
эксплуатационных
материалов в
соответствии с
поставленной
задачей, и
основными
свойствами.
Использование
эксплуатационных
материалов в
соответствии с
поставленной
задачей, и
основными
свойствами.
Формы и
методы оценки
Оценка
результатов
тестирования
Экспертная
оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и
защите
лабораторных и
практических
занятий