Приложение 2.1
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01. История России»
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии ФГОС
СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории
России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых
национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также
историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность
к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в его практической
направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма,
гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
Должен уметь:
Должен знать:
отражать понимание России в
основные периоды истории
мировых политических и
Российского
государства,
социально-экономических
ключевые
социальнопроцессах XX - начала XXI
экономические процессы, а
века, знание достижений
также
даты
важнейших
страны и ее народа; умение
событий
отечественной
характеризовать
истории;
историческое
значение
имена
героев
Первой
Российской
революции,
мировой,
Гражданской,
Гражданской войны, Новой
Великой
Отечественной
экономической
политики,
войн,
исторических
индустриализации
и
личностей,
внесших
коллективизации в СССР,
значительный
вклад
в
решающую роль СССР в
социально-экономическое,
победе
над
нацизмом,
политическое и культурное
значение советских научноразвитие России в XX –
технологических
успехов,
начале XXI века;
освоения космоса; понимание
ключевые события, основные
причин и следствий распада
даты и этапы истории России
СССР,
возрождения
и мира в XX – начале XXI
Российской Федерации как
века; выдающихся деятелей
мировой
державы,
отечественной и всемирной
воссоединения
Крыма
с
истории;
важнейших
Россией,
специальной
достижений
культуры,
военной операции на Украине
ценностных ориентиров;
и других важнейших событий
основные этапы эволюции
3
XX – начала XXI века;
особенности
развития
культуры народов СССР
(России);
составлять
описание
(реконструкцию) в устной и
письменной
форме
исторических
событий,
явлений, процессов истории
родного края, истории России
и всемирной истории XX начала XXI века и их
участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать
и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять
существенные
черты исторических событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую информацию в
соответствии с заданными
критериями;
сравнивать
изученные
исторические
события, явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической информации по
истории
России
и
зарубежных стран XX –
начала XXI века в справочной
литературе, сети Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных
задач;
оценивать
полноту
и
достоверность информации с
точки зрения ее соответствия
исторической
действительности;
анализировать
текстовые,
визуальные
источники
исторической информации, в
том числе исторические
карты/схемы, по истории
России и зарубежных стран
XX – начала XXI века;
сопоставлять информацию,
представленную в различных
4
внешней политики России,
роль и место России в
общемировом пространстве;
основные
тенденции
и
явления в культуре; роль
науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных
и
государственных традиций;
Россия накануне Первой
мировой войны. Ход военных
действий. Власть, общество,
экономика,
культура.
Предпосылки революции;
Февральская революция 1917
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция.
Первые
преобразования
большевиков. Гражданская
война
и
интервенция.
Политика
«военного
коммунизма».
Общество,
культура в годы революций и
Гражданской войны;
Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация, культурная
революция.
Первые
Пятилетки.
Политический
строй и репрессии. Внешняя
политика СССР. Укрепление
Обороноспособности;
Великая
Отечественная
война
1941-1945
годы:
причины,
силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в
годы
войны,
массовый
героизм советского народа,
единство фронта и тыла,
человек
на
войне.
Нацистский оккупационный
режим, зверства захватчиков.
Освободительная
миссия
Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад
СССР в Великую Победу.
Защита памяти о Великой
Победе;
источниках; формализовать
историческую информацию в
виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм;
защищать
историческую
правду,
не
допускать
умаления подвига народа при
защите Отечества, готовность
давать
отпор
фальсификациям российской
истории;
–
демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей
современного общества;
анализировать,
характеризовать и сравнивать
исторические
события,
явления,
процессы
с
древнейших
времен
до
настоящего времени;
причинно-следственные,
пространственные
связи
исторических
событий,
явлений,
процессов
с
древнейших
времен
до
настоящего времени.
СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и
реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины
распада
Советского
Союза;
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление
новой России. Возрождение
Российской Федерации как
великой державы в XXI веке.
Экономическая и социальная
модернизация. Культурное
пространство и повседневная
жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем. Специальная
военная операция. Место
России в современном мире;
роли России в мировых
политических и социальноэкономических процессах с
древнейших
времен
до
настоящего времени.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы элективного курса
36
в т.ч. в форме практической подготовки
8
в т. ч.:
теоретическое обучение
28
практические занятия
8
Самостоятельная работа
*
5
Дифференцированный
зачет
Промежуточная аттестация
Часы на промежуточную аттестацию в объем часов по дисциплине не входят и выделяются из общего объема
часов, выделенных в учебном плане на промежуточную аттестацию.
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Наименование разделов и
тем
Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
1
2
3
4
Содержание учебного материала
1
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России
в мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее.
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Содержание учебного материала
1
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение
Александра с Ордой.
1
Тема 1. Россия – великая
наша держава
Тема 2. Александр Невский
как спаситель Руси
Тема 3. Смута и её
преодоление
Тема 4. Волим под царя
восточного, православного
Содержание учебного материала
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Содержание учебного материала
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и
культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной
Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством
7
1
1
1
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654
г.
Тема 5. Пётр Великий.
Строитель великой империи
Содержание учебного материала
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
прутские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
Тема 6. Отторженная
Содержание учебного материала
возвратих
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Тема 7. Крымская война – Содержание учебного материала
«Пиррова победа Европы»
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
2
Тема 8. Гибель империи
2
Содержание учебного материала
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война.
Тема
9.
От
великих Содержание учебного материала
потрясений к Великой победе Новая
экономическая
политика.
Антирелигиозная
компания.
Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
Тема 10. Вставай, страна Содержание учебного материала
огромная
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа
8
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
Тема 11. В буднях великих Содержание учебного материала
строек
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи
социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание
патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание
советского ВПК. План преобразования природы.
Тема 12. От перестройки к Содержание учебного материала
кризису,
от
кризиса
к Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
возрождению
1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение
национальных меньшинств в новообразованном государстве.
Тема 13. Россия. ХХI век
Содержание учебного материала
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение:
энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение
ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.
Тема 14. История
Содержание учебного материала
антироссийской пропаганды
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Содержание учебного материала
9
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Тема 15.
оружия
Слава
русского Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного
комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи:
Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская
индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной
Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация,
ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его
новейшие разработки.
Тема 16. Россия в деле
Содержание учебного материала
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков.
Тема 17. Россия в процессе Содержание учебного материала
глобализации
Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир.
Усиление Китая.
Мировой финансовый кризис и его последствия (2008–2009 гг.).
Пандемия и ее влияние на мировое развитие.
Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. «Современный мир на пути решения глобальных
проблем».
Практическое занятие 2. «Роль России в системе международной
безопасности».
Тема 18. Россия в мировой Содержание учебного материала
экономике
Интеграция России в международные экономические организации.
Санкционная война: санкции и контрсанкции.
2
2
2
4
-
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
2
2
4
-
В том числе практических занятий
4
Практическое занятие 3. «Интеграционные процессы современного
мира».
Практическое занятие 4. «Место России на международной арене».
2
10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Промежуточная аттестация
ДЗ
Всего:
36
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1.
Примерной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва: Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.]; под. ред. А. Х. Даудов. - СП : Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
12
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа:
по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие
для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. –
2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05792-8. – Текст:
непосредственный.
2.
История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст:
непосредственный.
3.
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н.
Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее
профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст:
непосредственный.
4.
Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.
5.
Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего
профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст:
непосредственный.
6.
Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с.
– (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст:
непосредственный.
7.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.
8.
Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный.
9.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-05027-1. – Текст: непосредственный.
10.
Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах:
учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин;
под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст:
непосредственный.
11.
Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015.
– 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
13
12.
Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный.
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
основные периоды истории
Российского
государства,
ключевые
социальноэкономические процессы, а
также
даты
важнейших
событий
отечественной
истории;
имена героев Первой мировой,
Гражданской,
Великой
Отечественной
войн,
исторических
личностей,
внесших значительный вклад в
социально-экономическое,
политическое и культурное
развитие России в XX – начале
XXI века;
ключевые события, основные
даты и этапы истории России и
мира в XX – начале XXI века;
выдающихся
деятелей
отечественной и всемирной
истории;
важнейших
достижений
культуры,
ценностных ориентиров;
основные этапы эволюции
внешней политики России,
роль и место России в
общемировом пространстве;
основные тенденции и явления
в культуре; роль науки,
культуры
и
религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
Россия
накануне
Первой
мировой войны. Ход военных
действий. Власть, общество,
экономика,
культура.
Предпосылки революции;
Февральская революция 1917
года. Двоевластие. Октябрьская
революция.
Первые
преобразования большевиков.
Гражданская
война
и
интервенция.
Политика
«военного
коммунизма».
Общество, культура в годы
Критерии оценки
Демонстрация знания об основных
тенденциях
экономического,
политического
и
культурного
развития России.
Демонстрация знания об основных
источниках информации и ресурсов
для решения задач и проблем в
историческом контексте.
Демонстрирование знания о приемах
структурирования информации.
Демонстрация знания о формате
оформления результатов поиска
информации.
Демонстрирование
знания
о
возможных
траекториях
личностного
развития
в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация знания о психологии
коллектива психологии личности.
Сформированность знаний о роли
науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
национальных и государственных
традиций.
Демонстрация знания о сущности
гражданско-патриотической
позиции.
Демонстрация
знания
об
общечеловеческих ценностях.
Демонстрация знания о содержании
и назначении важнейших правовых и
законодательных
актов
государственного
значения.
Сформированность
знаний
о
перспективных
направлениях
и
основных проблемах развития РФ на
современном этапе.
15
Методы оценки
Экспертное
наблюдение и
оценивание
знаний
на
теоретических
занятиях.
Оценивание
выполнения
индивидуальных
и
групповых
заданий.
революций и Гражданской
войны;
Нэп. Образование СССР. СССР
в
годы
нэпа.
«Великий
перелом». Индустриализация,
коллективизация, культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический
строй
и
репрессии. Внешняя политика
СССР.
Укрепление
Обороноспособности;
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского народа, единство
фронта и тыла, человек на
войне.
Нацистский
оккупационный
режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная
миссия
Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад
СССР в Великую Победу.
Защита памяти о Великой
Победе;
СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и
реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;
Российская Федерация в
1992-2022
годы.
Становление
новой
России.
Возрождение
Российской
Федерации
как великой державы в
XXI веке. Экономическая
и
социальная
модернизация.
Культурное пространство
и повседневная жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение с Крымом
и
Севастополем.
Специальная
военная
16
операция. Место России в
современном мире.
Уметь:
отражать понимание России в
мировых
политических
и
социально-экономических
процессах XX - начала XXI
века,
знание
достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать историческое
значение
Российской
революции,
Гражданской
войны, Новой экономической
политики, индустриализации и
коллективизации в СССР,
решающую роль СССР в
победе над нацизмом, значение
советских
научнотехнологических
успехов,
освоения космоса; понимание
причин и следствий распада
СССР,
возрождения
Российской Федерации как
мировой
державы,
воссоединения
Крыма
с
Россией, специальной военной
операции на Украине и других
важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов
СССР (России);
анализировать
текстовые,
визуальные
источники
исторической информации, в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории
России и зарубежных стран XX
–
начала
XXI
века;
сопоставлять
информацию,
представленную в различных
источниках;
формализовать
историческую информацию в
виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм;
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига народа при защите
Отечества, готовность давать
отпор
фальсификациям
российской истории;
составлять
описание
(реконструкцию) в устной и
Демонстрация
умения
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
распознавать задачу и/или проблему
в историческом контексте.
Демонстрация
умения
анализировать
задачу
и/или
проблему в историческом контексте
и выделять ее составные части.
Демонстрация умения оценивать
результат
и
последствия
исторических событий.
Сформированность
умений
определять
задачи
поиска
исторической информации.
Демонстрация умения определять
необходимые
источники
информации.
Демонстрация
умения
структурировать
получаемую
информацию.
Демонстрация умения выделять
наиболее значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения оценивать
практическую
значимость
результатов поиска и умения
оформлять результаты поиска.
Сформированность
умения
выстраивать
траекторию
личностного
развития
в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация
умения
организовывать и мотивировать
коллектив
для
совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать свои
мысли в контексте современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
осознавать личную ответственность
за судьбу России.
17
Подготовка
выступлений с
проблемнотематическими
сообщениями
(докладами,
презентациями).
письменной
форме
исторических
событий,
явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников,
образа жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять существенные черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую информацию в
соответствии с заданными
критериями;
сравнивать
изученные
исторические
события, явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической информации по
истории России и зарубежных
стран XX – начала XXI века в
справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных
задач;
оценивать
полноту
и
достоверность информации с
точки зрения ее соответствия
исторической
действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
соотносить год с веком,
устанавливать
последовательность
и
длительность
исторических
событий;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку зрения с помощью
исторических
фактов
и
собственных аргументов;
применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности, в современном
Демонстрация умения проявлять
социальную
активность
и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование
умения
применять
средства
информационных технологий для
решения поставленных задач.
Сформированность
умения
анализировать
правовые
и
законодательные
акты
регионального значения.
18
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе;
демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к
своему
Отечеству
—
многонациональному
Российскому государству, в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и
мира
между
людьми
и
народами,
в
духе
демократических
ценностей
современного общества.
19