Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей — копия

Образовательная программа составлена с учетом проекта примерной образовательной программы,
разработанной государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы
«Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева».
Составитель образовательной программы: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Питерский агропромышленный лицей»

Содержание
Раздел 1. Общие положения…………………………………………………………………….
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника………………………
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ……………………
4.1. Общие компетенции…………………………………………………………………………….
4.2. Профессиональные компетенции………………………………………………
Раздел 5. Структура образовательной программы………………………………………
5.1. Учебный план……………………………………………………………………………………
5.2. Календарный учебный график…………………………………………………………………
5.3 Рабочая программа воспитания………………………………………………………………
5.4 Календарный план воспитательной работы……………………………………………………
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы……………………………………
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы……
6.2 Требования к учено-методическому обеспечению образовательной программы………
6.3 Требования к организации воспитания обучающихся………………………………………
6.4.Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы………………
6.3 Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы…………
Раздел 7. Государственная итоговая аттестация…………………
Раздел 8. Разработчики образовательной программы…………………………………
Приложения…………………………………………………………………………………………
1. Рабочие программы профессиональных модулей
2. Рабочие программы учебных дисциплин
3. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы
4. Программа государственной итоговой аттестации

Раздел 1. Общие положения
Настоящая образовательная программа (далее – ОП) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного
приказом
Министерства просвещения Российской
Федерации от 16.08.2024 № 580 (далее – ФГОС СПО) (регистрационный номер 79490 от 17.09.2024 г.).
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе основного общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разработана образовательной организацией на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего
образования с учетом получаемой специальности.
1.1. Нормативные основания для разработки ОП:
 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
 Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
 Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 августа 2024 г. № 580 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2024 г., регистрационный № 79490);
 Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 25 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября 2022 г., регистрационный № 70167) (далее – Порядок организации
образовательной деятельности);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2021 г., регистрационный № 66211);
 Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе
с «Положением о практической подготовке обучающихся».
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 275н «Об утверждении профессионального
стандарта «Специалист по мехатронным системам автомобиля».
 Приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. № 187н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по техническому
диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2015 г., регистрационный № 37055);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. № 37 об утверждении методик расчета показателей
федеральных проектов национального проекта «Образование»;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года.
1.2. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ПОП – примерная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ГИА – государственная итоговая аттестация.

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Получение среднего профессионального образования допускается только в профессиональной образовательной организации.
Форма обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 2952 академических часа.
Срок получения среднего профессионального образования по образовательной программе, реализуемой на базе основного общего
образования 1 год 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 17 Транспорт, 31 Автомобилестроение, 33 Сервис, оказание услуг населению.
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименование видов деятельности

Наименование профессиональных модулей

1

2

Виды деятельности
Выполнение

регламентных

работ

по

поддержанию ПМ

автотранспортных средств в исправном состоянии
Ремонт

механических

систем

и установка

оборудования на автотранспортные средства

01

Выполнение

регламентных

работ

по

поддержанию

автотранспортных средств в исправном состоянии
дополнительного

ПМ 02 Ремонт механических систем и установка дополнительного
оборудования на автотранспортные средства

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности

ОК 02

ОК 03

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях

Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства
информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности в
том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования

Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального
и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного
контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей
значимость профессиональной деятельности по
специальности
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

ОК 07

Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы

Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Выполнение регламентных
работ по поддержанию
автотранспортных средств в
исправном состоянии

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить
предпродажную подготовку
автотранспортных средств в
процессе оказания услуг по
продаже автотранспортных
средств потребителям

Показатели освоения компетенции
Навыки:
Проверка соответствия автотранспортного средства технической и
сопроводительной документации.
Проверка комплектности и работоспособности автотранспортного средства
в соответствии с требованиями, установленными заводом-изготовителем.
Подготовка автотранспортного средства в соответствии с требованиями,
установленными заводом-изготовителе
Умения:
Выполнять перечень работ согласно технической документации
организации-изготовителя автотранспортного средства.
Осуществлять поиск технической документации в бумажном и электронном
виде, работать с технологическими картами организации-изготовителя
автотранспортного средства
Применять в работе ручной слесарно-монтажный, пневматический и
электрический инструмент, оборудование и оснастку в соответствии с
технологическим процессом
Проверять герметичность систем автотранспортных средств
Проверять работоспособность узлов, агрегатов и систем автотранспортных
средств
Проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить до
нормы
Проводить затяжку крепежных соединений узлов, агрегатов и систем
автотранспортных средств
Проверять соответствие номеров номерных узлов и агрегатов с паспортом
автотранспортного средства
Проверять комплектность автотранспортных средств на соответствие
сопроводительной документации организации-изготовителя
Проверять модели деталей, узлов и агрегатов автотранспортных средств на

соответствие технической документации
Визуально выявлять внешние повреждения автотранспортного средства
Проводить удаление элементов внешней консервации
Проводить уборку, мойку и сушку автотранспортного средства
Монтировать составные части автотранспортного средства,
демонтированные в процессе доставки

ПК 1.2. Осуществлять
техническое обслуживание
автотранспортных средств

Знания:
Назначение, устройство и правила применения ручного слесарномонтажного, пневматического и электрического инструмента,
универсальных и специальных приспособлений
Технологии выполнения ручных слесарных работ
Технологии проведения измерений контрольно-измерительным
инструментом, применяемым в процессе выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
Правила охраны труда и техники безопасности
Конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем автотранспортных
средств
Общее устройство автотранспортных средств
Технические и эксплуатационные характеристики автотранспортных
средств
Порядок оформления и ведения сопроводительной документации
автотранспортных средств
Назначение и правила работы с бумажными и электронными версиями
технической документации организации-изготовителя автотранспортных
средств
Навыки:
Проверка технического состояния автотранспортных средств
Выполнение технического обслуживания автотранспортных средств
Умения:
Проверять уровень горюче-смазочных материалов, технических жидкостей
и смазок и при необходимости проводить работы по их доливке и замене
Заменять расходные материалы, детали одноразового монтажа, детали
подверженные естественному износу
Проверять герметичность механизмов и систем автотранспортного средства

Проверять исправность и работоспособность механизмов, агрегатов и
систем автотранспортного средства
Использовать специальное диагностическое оборудования, требуемое для
выполнения технического обслуживания автотранспортных средств
Проверять моменты затяжки резьбовых соединений в механизмах, агрегатах
и системах автотранспортных средств и в случае необходимости
осуществлять их затяжку
Проводить контрольно-измерительные операции для определения зазоров,
биения, люфтов в механизмах, агрегатах и системах автотранспортных
средств и в случае необходимости осуществлять их регулировку
Выполнять демонтаж, монтаж и разборочно-сборочные операции составных
частей механизмов, агрегатов и систем автотранспортных средств
Пользоваться справочными материалами и технической документацией по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
Подбирать и применять контрольно-измерительный, механический,
автоматизированный инструмент и оборудование, соответствующие
технологическому процессу выполняемых работ
Управлять автотранспортным средством соответствующей категории
Знания:
Наименование, назначения и маркировка технических жидкостей, смазок,
моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения
и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона
Технология выполнения ручных слесарных работ
Технологию проведения измерений контрольно-измерительным
инструментом, применяемым в процессе выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
Правила охраны труда и техники безопасности
Конструктивные особенности, технические и эксплуатационные
характеристики автотранспортных средств, их агрегатов, систем,
механизмов и узлов
Общее устройство автотранспортных средств
Методы проверки герметичности систем автотранспортных средств
Назначение, устройство и правила применения ручного слесарно-

монтажного, пневматического и электрического инструмента,
универсальных и специальных приспособлений, применяемых в процессе
выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств и их компонентов

Ремонт механических систем
и установка
дополнительного
оборудования на
автотранспортные средства

ПК 2.1. Выполнять
монтажные, демонтажные,
регулировочные и
диагностические работы
механических компонентов
автотранспортных средств

Правила работы с бумажными и электронными версиями технической
документации организации-изготовителя автотранспортных средств
Навыки:
Выявление неисправностей узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Демонтаж / монтаж узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Дефектовка узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных
средств
Умения:
Подбирать и использовать специальные приспособления и оборудование
для поиска неисправностей в узлах, агрегатах и механических системах
автотранспортных средств
Подбирать и использовать инструменты, приспособления и оборудование
для разборки/сборки узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Подбирать и использовать контрольно-измерительные инструменты для
определения технического состояния узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств
Осуществлять установку и демонтаж узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств на испытательный стенд,
Выполнять базовые калибровочные операции испытательных стендов для
проведения тестирования узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Проводить диагностику и анализировать результаты, полученные в ходе
тестирования узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных
средств на испытательном стенде
Проводить дефектовку деталей, узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Анализировать возможность восстановления и ремонта дефектной детали
соответствующего узла, агрегата, механической системы автотранспортного

средства
Проводить замену дефектной детали соответствующего узла, агрегата,
механической системы автотранспортного средства на новую
Проводить регулировку узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств
Проводить обкатку узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств после ремонта
Проводить настройку потребительского оборудования автотранспортных
средств после завершения работ по ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
Пользоваться справочными материалами и технической документацией по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
Знания:
Общее устройство, конструктивные особенности и принцип действия
агрегатов, механизмов и механических систем автотранспортных средств и
их компонентов
Назначение и правила применения ручного слесарно-монтажного,
пневматического и электрического инструмента, универсальных и
специальных приспособлений, применяемых в процессе выполнения работ
по диагностике, снятию и установке агрегатов, механизмов и механических
систем автотранспортных средств и их компонентов
Технология
проведения
измерений
контрольно-измерительным
инструментом и оборудованием, применяемым в процессе выполнения работ
по диагностике агрегатов, механических систем, механизмов и узлов
автотранспортных средств и их компонентов
Технология проведения слесарных работ
Правила охраны труда и техники безопасности
Методы проверки герметичности систем автотранспортных средств и их
компонентов
Принцип действия и правила применения диагностического оборудования,
предназначенного для диагностики узлов, агрегатов и систем
автотранспортных средств и их компонентов
Методики проведения тестирования узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов

ПК 2.2. Выполнять ремонт
узлов, агрегатов и
механических систем
автотранспортных средств

Наименование, назначение и маркировка технических жидкостей,
технических газов, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов
и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости
от сезона
Методы дефектовки деталей узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств их компонентов
Правила работы с бумажными и электронными версиями технической
документации организации-изготовителя автотранспортных средств
Навыки:
Восстановление работоспособности или замена узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств и их компонентов
Регулировка узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных
средств и их компонентов
Обкатка узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств
и их компонентов после ремонта
Умения:
Выполнять разборочно-сборочные операции узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств и их компонентов в
соответствии с технологией завода-изготовителя
Выполнять визуальную и инструментальную диагностику состояния деталей
и сборочных единиц узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов в соответствии с технологией
завода-изготовителя
Анализировать итоги визуальной и инструментальной диагностики
состояния деталей и сборочных единиц узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств и их компонентов в соответствии с
технологией завода-изготовителя
Подбирать детали и сборочные единицы для замены неисправных
компонентов по итогам анализа их технического состояния
Подбирать и использовать инструменты, приспособления и оборудование
для выполнения ремонта узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов
Подбирать и использовать специальные приспособления и оборудование для
ремонта узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств
и их компонентов

Составлять технологический процесс по восстановлению и ремонту узлов,
агрегатов и механических систем автотранспортных средств и их
компонентов
Пользоваться справочными материалами и нормативной документацией по
ремонту узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Регулировать узлы, агрегаты и механические системы автотранспортных
средств и их компонентов в процессе проведения ремонтных работ
Выбирать методику обкатки и проводить обкатку отремонтированных
узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств и их
компонентов по итогам проведенных ремонтных работ
Знания:
Методики проведения диагностики состояния деталей и сборочных единиц
узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных средств и их
компонентов
Особенности подбора и использования диагностического оборудования в
ходе проведения диагностики состояния деталей и сборочных единиц узлов,
агрегатов и механических систем автотранспортных средств и их
компонентов
Назначение и правила работы с бумажными и электронными версиями
технической документации организации-изготовителя автотранспортных
средств
Устройство и особенности конструкции узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств и их компонентов
Методика
обновления
программного
обеспечения
электронного
оборудования, используемого в ходе проведения ремонтных работ узлов,
агрегатов и механических систем автотранспортных средств и их
компонентов
Технология обновления программного обеспечения диагностических
программных продуктов
Применяемость масел, технических жидкостей, технических газов и смазок
в ходе проведения ремонтных работ
Приемы проведения ремонтных работ в соответствии с технологией
организации-изготовителя
Методы обкатки узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных

средств и их компонентов
ПК 2.3 Выполнять установку
дополнительного
оборудования на
автотранспортные средства

Навыки:
Выполнение демонтажно-монтажных и разборочно-сборочных работ на
автотранспортных средствах и их компонентах
Установка и подключение дополнительных механических и мехатронных
систем на автотранспортные средства и их компоненты
Наладка, программирование и перепрограммирование мехатронных систем,
дополнительно установленных на автотранспортные средства и их
компоненты
Наладка механических систем, дополнительно установленных на
автотранспортные средства и их компоненты
Разработка и формализация технологии установки, подключения и наладки
дополнительных механических и мехатронных систем на автотранспортные
средства и их компоненты
Умения:
Выполнять поиск и пользоваться технической документации на бумажных и
электронных носителях организации-изготовителя автотранспортного
средства и организации-изготовителя дополнительных механических и
мехатронных систем, устанавливаемых на автотранспортные средства и их
компоненты
Выполнять демонтажно-монтажные, разборочно-сборочные, слесарные и
соединительные работы при установке и подключении дополнительных
механических и мехатронных систем на автотранспортные средства и их
компоненты
Применять стандартное и специализированное программное обеспечение в
ходе установки, наладки и программирования дополнительных
механических и мехатронных систем на автотранспортные средства и их
компоненты
Проводить контрольно-измерительные операции с применением
измерительного, диагностического оборудования и специальной оснастки
Пользоваться слесарным, измерительным и специализированным
инструментом
Осуществлять наладку дополнительно установленных механических и
мехатронных систем

Документировать технологический процесс установки и подключения
дополнительных механических и мехатронных систем автотранспортных
средств и их компонентов
Осуществлять контроль качества выполненных работ
Консультировать работников организации по вопросам, связанным с
особенностями работы и эксплуатации дополнительно установленных на
автотранспортных средствах и их компонентах механических и
мехатронных системах
Знания:
Техника безопасности при проведении работ по установке дополнительных
механических и мехатронных систем на автотранспортные средства и их
компоненты
Правила работы с измерительным, слесарным и специализированным
инструментом и оборудованием
Правила работы с технической документации на бумажных и электронных
носителях организации-изготовителя автотранспортного средства и
организации-изготовителя дополнительных механических и мехатронных
систем, устанавливаемых на автотранспортные средства и их компоненты
Методы соединения элементов электропроводки
Принципы работы и регулировки датчиков и исполнительных механизмов
мехатронных систем, дополнительно устанавливаемых на
автотранспортные средства и их компоненты
Технология проведения контрольно-измерительных операций с
применением специального диагностического оборудования, программного
обеспечения и специальных приспособлений
Основы электротехники
Взаимосвязь между материалом, сечением проводника и предельно
допустимым током через него
Электрическая совместимость проводников, выполненных из разных
материалов

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график

5.3 Рабочая программа воспитания
Целью реализации рабочей программы воспитания является личностное развитие обучающихся и
их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций
служащих/специалистов среднего звена на практике.
Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части воспитания,
личностного развития и социализации обучающихся в профессиональных образовательных
организациях (далее – ПОО) с учетом получаемой квалификации на основе соблюдения
непрерывности процесса воспитания в сфере образования, создание воспитывающей среды в
организации, улучшение имиджа ПОО на муниципальном и региональном уровне, расширение
партнерских отношений с предприятиями, социокультурными и спортивными учреждениями.
Рабочая программа воспитания представлена в Приложении 3.
5.4 Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 3.

Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы.
6.1.1.Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
помещения для самостоятельной работы; мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
-Электротехники;
-Охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
-Устройства автомобилей;
-Правил безопасности дорожного движения.
Лаборатории:
-Электротехники;
-Техническое обслуживание транспортных средств;
-Ремонта машин, оборудования и восстановления деталей.
Мастерские:
-Слесарная;
-Сварочная;
-Пункт технического обслуживания и ремонта;
-Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Спортивный комплекс:
- Спортивный зал (аренда ДЮСШ)
-Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
Залы:
-Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
Тренажеры:
-Тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным
средством.

Полигоны:
-Закрытая площадка;
-Гараж с учебными автомобилями категории «В».
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики по
профессии.
Образовательная организация, реализующая программу по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый
обеспечения включает в себя:

для

реализации

ОП

перечень

материально-технического

6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей, должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально
необходимый для реализации ОП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория Электротехники
 рабочее место преподавателя;
 рабочие места обучающихся;
 учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная
параметров электрических цепей;
 комплект электроснабжения "КЭ-400";
 лабораторный комплект по квантовым явлениям;
 лабораторный комплект по электродинамике.

аппаратура для измерения

Лаборатория Техническое обслуживание транспортных средств
 рабочее место преподавателя;
 рабочие места обучающихся;
 комплект ЭВМ;
 проекторView Sonic Projector PJD6211;
 экран настенный Classic Solution;
 макеты и образцы автомобилей, их узлов и агрегатов:
-бензиновый двигатель автомобиля в разрезе с навесным оборудованием и в сборе со сцеплением в
разрезе, коробкой передач в разрезе;
-передняя подвеска и рулевой механизм в разрезе;
-задний мост в разрезе в сборе с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи;
 комплект деталей кривошипно-шатунного механизма:
-поршень в разрезе в сборе с кольцами, поршневым пальцем, шатуном и фрагментом коленчатого
вала;
 комплект деталей газораспределительного механизма:
-фрагмент распределительного вала; впускной клапан; выпускной клапан; пружины клапана; рычаг

привода клапана; направляющая втулка клапана;
 комплект деталей системы охлаждения:
-фрагмент радиатора в разрезе; жидкостный насос в разрезе; термостат в разрезе;
 комплект деталей системы смазки:
-масляный насос в разрезе; масляный фильтр в разрезе;
 комплект деталей системы питания:
а) бензинового двигателя:
бензонасос (электробензонасос) в разрезе; топливный фильтр в разрезе; форсунка (инжектор) в
разрезе; фильтрующий элемент воздухоочистителя;
б) дизельного двигателя автомобиля:
топливный насос высокого давления в разрезе; топливоподкачивающий насос низкого давления в
разрезе; форсунка (инжектор) в разрезе; фильтр тонкой очистки в разрезе;
 комплект деталей системы зажигания:
-катушка зажигания; датчик-распределитель в разрезе; модуль зажигания; свеча зажигания; провода
высокого напряжения с наконечниками;
 комплект деталей электрооборудования:
-фрагмент аккумуляторной батареи в разрезе; генератор в разрезе; стартер в разрезе; комплект ламп
освещения; комплект предохранителей;
 комплект деталей передней подвески:
-гидравлический амортизатор в разрезе;
 комплект деталей рулевого управления:
-рулевой механизм в разрезе; наконечник рулевой тяги в разрезе; гидроусилитель автомобиля в
разрезе;
-комплект деталей тормозной системы автомобилей
главный тормозной цилиндр в разрезе; рабочий тормозной цилиндр в разрезе; тормозная колодка
дискового тормоза; тормозная колодка барабанного тормоза; тормозной кран в разрезе;
энергоаккумулятор в разрезе; тормозная камера в разрезе ;
 тахограф;
 действующая модель двигателя трансмиссий;
 задний ведущий мост «Москвич»;
 коробка передач «Москвич»;
 карданный вал «Москвич»;
 двигатель «Москвич-412»;
 карданный вал;
 детали системы зажигания;
 детали освещения и сигнализации;
 генераторы;
 детали системы питания;
 детали тормозной системы;
 жидкостный насос с вентилятором;
 насос гидроусилителя руля;
 верхний рычаг передней подвески «Москвич»;
 детали сцепления – комплект;
 детали КШМ – комплект.
Лаборатория Ремонта машин, оборудования и восстановления деталей
 рабочее место преподавателя;
 рабочие места обучающихся;
 комплект карданных валов;
 комплект деталей КШМ;


















комплект деталей ТРМ;
комплект деталей системы охлаждения;
комплект деталей системы смазки;
комплект деталей системы зажигания;
комплект деталей тормозной системы;
амортизаторы в разрезе;
рессора в сборе;
гибкое связующее звено;
комплект деталей рулевого управления;
гидроусилитель в разрезе;
-комплект деталей электрооборудования;
воздухоочиститель;
стенд «Ремонт электрооборудования автомобиля»;
набор инструментов и принадлежностей;
контрольно-измерительные приборы и инструменты;
диагностическое оборудование.
6.1.2.2. Оснащение мастерских
Мастерские:

Слесарная мастерская
 рабочее место преподавателя;
 рабочие места обучающихся;
 станок сверлильный;
 станок заточный;
 станок ножовочный;
 стенд: набор слесарных инструментов и приспособлений;
 слесарные верстаки с тисками;
 рабочие места для паяния и лужения металла;
 комплект плакатов по слесарному делу.
Пункт технического обслуживания и ремонта
 диагностический участок:
 смотровая яма;
 диагностическое оборудование;
 набор инструментов;
 слесарно-механический участок:
 смотровая яма;
 компрессор;
 набор инструментов;









кузовной участок:
набор инструментов для рихтовки;
сварочное оборудование-2 поста;
отрезной инструмент;
инструменты для нанесения шпатлевки;
шлифовальный инструмент;
краскопульт.

Тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным
средством
 автомобильный тренажер;
 учебные автомобили оборудованные в установленном порядке:
ВАЗ 21074 – 4шт;
LADA 2121 – 1шт;

Для обучения вождению транспортных средств образовательная организация имеет закрытую
площадку обучения вождению, соответствующую требованиям примерных программ
профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и
подкатегорий, а также парк учебных автомобилей.
Закрытая площадка
 дорожные знаки;
 светофор;
 эстакада;
 учебные автомобили оборудованные в установленном порядке.
Гараж с учебными автомобилями категории «В»
учебные автомобили оборудованные в установленном порядке:
ВАЗ 21074 – 4шт;
LADA 2121 – 1шт;

.
6.1.2.3. Требования к оснащению баз практик
Практика является обязательным разделом программы подготовки по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей предусматриваются следующие
виды практик: учебная и производственная.
Базы практик должны обеспечивать прохождение практики всеми обучающимися в
соответствии с учебным планом.

Учебная практика реализуется в учебных мастерских и лабораториях профессиональной
образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том числе
оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при проведении чемпионатов
«Профессионалы».
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики должны
обеспечить выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством
высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение
рабочих мест производственной практики на предприятиях должно соответствовать содержанию
деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Для демонстрационных экзаменов по модулям оснащаются рабочие места, исходя из выбранной
образовательной организацией технологии их проведения и содержания заданий.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными и
электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине
(модулю) из расчета одно печатное и электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
Наличие электронной информационно-образовательной среды допускает замены печатного
библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов
обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем
учебным дисциплинам (модулям).
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
Рабочая программа воспитания обеспечивает формирование воспитательного пространства при
условии соблюдения условий её реализации, включающих:
- диагностику актуального состояния и индивидуально-личностного развития обучающихся;
- диагностику профессионально-личностного развития;
- оказание помощи в профессиональном выборе обучающихся; определении своих возможностей,
исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, этнокультурных особенностей
и социальной ситуации;
- своевременное выявление и оказание психолого-педагогической помощи в преодолении трудностей
в учебной деятельности, межличностных отношениях (со сверстниками, педагогами, родителями и т
д.), адаптации на рабочем месте при прохождении производственной практики;
- профилактику вредных привычек и правонарушений;
- оказание обучающимся консультационной и психологической помощи в ситуациях семейных
трудностей и неблагополучия;
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных
представителей) по вопросам воспитания

Реализация рабочей программы воспитания предполагает комплексное взаимодействие
педагогических, руководящих и иных работников образовательной организации, обучающихся и
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности и
практическом опыте.
Для реализации программы воспитания определены следующие формы воспитательной работы
с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты, экскурсии
и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.3.1. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение рабочей программы
воспитания
Задачи социально-психологической службы:
1. Осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной помощи и поддержки
обучающегося (в случае возникновения проблем и нахождения подростка в трудной жизненной
ситуации;
2. Предупреждение и снятие психологического дискомфорта, связанного с процессом обучения.
3. Формирование социальной активности подростков, гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии.
4. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности обучающихся в семье,
в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений.
5. Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских
знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
6. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся.
Функции социально-психологической службы:


диагностическая (выяснение проблем обучающегося в отношениях с микросредой);



информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных);



проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социальнопедагогической деятельности);



организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной
самореализации);



координационно-коммуникативная (подготовка обучающихся к позитивному взаимодействию с
окружающими людьми);



профилактическая.

6.3.2 Информационное обеспечение реализации программы воспитания
Информационное обеспечение реализации программы имеет в своей инфраструктуре объекты
обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернет - ресурсами и
специализированным оборудованием.
Система воспитательной деятельности представлена на сайте учебного заведения в разделах:
«Воспитательная работа», «Социальная активность – волонтеры, СООП», «Центр помощи родителям»,
«Разработки педагогов».
Некоторые воспитательные мероприятия (например, виртуальные
проводиться с применением дистанционных образовательных технологий.
6.3.3

Материально-техническое

обеспечение

реализации

экскурсии)

программы

могут

воспитания

Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение указанных в рабочей программе мероприятий. При этом при подготовке к соревнованиям
(чемпионатам)используются ресурсы организаций-партнеров.
Основными условиями реализации рабочей программы воспитания являются соблюдение
безопасности, выполнение противопожарных правил, санитарных норм и требований.
Для проведения воспитательной работы образовательная организация обладает следующими
ресурсами:
библиотечный информационный центр;
клуб техникума с акустическим, световым и мультимедийным оборудованием;
спортивный зал (аренда ДЮСШ);
тренажерный зал;
открытые спортивные площадки, футбольное поле;
мастерские; кабинеты, используемые для учебной практики
Для реализации рабочей программы воспитания инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья создаются специальные условия с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
С учётом целей и задач, форм и методов реализации программы воспитания соответствующие
изменения вносятся в ООП по специальности, включая содержание рабочих программ по учебным
дисциплинам, модулям, в локальные акты учебного заведения
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников
организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности: 17 Транспорт, 31 Автомобилестроение, 33 Сервис, оказание услуг
населению и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности:40 Сквозные виды профессиональной деятельности в
промышленности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности
не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в
промышленности, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.
Для реализации рабочей программы воспитания в учебном заведении
квалифицированные преподаватели и сотрудники образовательной организации.

привлекаются

Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора,
который несёт ответственность за организацию воспитательной работы в учебном заведении,
заместителя директора по воспитательной работе, непосредственно курирующего данное направление,
педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога, кураторов,
преподавателей, мастеров производственного обучения. Функционал работников регламентируется
требованиями профессиональных стандартов.

6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на
оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной
Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации
образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров
производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения
ГИА.
Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в форме демонстрационного
экзамена.
Программа ГИА включает требования к проведению демонстрационного экзамена.
Программа ГИА представлена в приложении 4.
Раздел 8. Разработчики ООП
Составитель основной образовательной программы:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Питерский агропромышленный лицей»
Составители рабочих программ профессиональных модулей и дисциплин:
ПМ. 01 Выполнение регламентных работ по поддержанию автотранспортных средств в
исправном состоянии – Самсонов Юрий Николаевич, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ
СО «Питерский агропромышленный лицей»
ПМ. 02 Ремонт механических систем и установка дополнительного оборудования на
автотранспортные средства - Самсонов Юрий Николаевич, преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»,
Макулов Владимир Юрьевич, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ СО «Питерский
агропромышленный лицей»

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».