Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Документационное и правовое обеспечение управления

Приложение 2

к ООП по профессии
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ. 01.02 Документационное и правовое обеспечение управления

2025

Аннотация рабочей программы дисциплины
Документационное обеспечение управления
­ Область применения рабочей программы:
Рабочая программа дисциплины ОПЦ. 01.02 Документационное обеспечение
управления предназначена для реализации государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников ООП, входящей в состав укрупненной
группы по профессии 09.01.03 – Оператор информационных систем и ресурсов.
Включает в себя: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структура и
содержание учебной дисциплины, условие реализации учебной дисциплины, контроль и
оценка результатов учебной дисциплины.
­ Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина ОПЦ. 01.02

Документационное обеспечение

управления входит

общепрофессиональный учебный цикл ООП.
­ Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном
контексте;
-анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части;
• определять этапы решения задачи;
-определить необходимые ресурсы;
-определять необходимые источники информации;
-выделять наиболее значимое в перечне информации;
-оценивать практическую значимость результатов поиска;
-оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
-обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится
работать и жить;
-основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;

2

в

-грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
современные средства и устройства информатизации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

­ Общая трудоемкость курса, дисциплины составляет 36 ч.
­ Семестр: 1.
­ Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: зачет

3

СОДЕРЖАНИЕ
4.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................... 5

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................ 6
6.

УСЛОВИЯ.......................................................................................................... РЕАЛИЗАЦИИ

1.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........................ 11

4

ПР

4. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
• Область применения рабочей программы:
Рабочая программа дисциплины является частью подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 – Оператор
информационных систем и ресурсов (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 11 ноября 2022 г. N 974).
• Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: ОП.05. Документационное обеспечение управления
относится к общепрофессиональным дисциплинам.
• Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном
контексте;
-анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части;
• определять этапы решения задачи;
-определить необходимые ресурсы;
-определять необходимые источники информации;
-выделять наиболее значимое в перечне информации;
-оценивать практическую значимость результатов поиска;
-оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
-обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится
работать и жить;
-основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
-грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
современные средства и устройства информатизации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

5

• Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе:
1. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;
2. самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.

5.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

•

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы

36

в том числе:
Лекционные занятия

12

Лабораторные занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
в том числе:
Промежуточная аттестация

6

Объем часов

14
10
0
Диф. зачет

•
№
п/п
1.

Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Тема 1.
Понятие о
документах и
способах
документирования

2.
Тема 2.
Унификация и
стандартизация
документов

7

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
 Понятие о документах и способах документирования. Документооборот. Объем
документооборота. Нормативно-методическая база делопроизводства. Основные
современные технологии, применяемые при организации работы с документами в
учреждениях.
 Виды документов и их классификация. Основные способы документирования.
Группировка документов по содержанию, по форме, по происхождению и по виду
оформления.
Практические занятия
3 Определение основных терминов: документ, документирование, официальный,
личный документ.
4 Группировка документов по содержанию, по форме, по происхождению, по виду
оформления. Современные законодательные и нормативно-методические источники
по делопроизводству.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 Делопроизводство по личному составу.
2 Требования к оформлению документов по личному составу: приказы по личному
составу, заявления, характеристики, трудовые книжки, трудовые договора.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
1.
Унифицированная
система
документов.
Общероссийский
классификатор управленческой документации (ОКУД).
2.
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах
исполнительной власти
Практические занятия
1. Документы по личному составу.
2. Права и ответственность службы ДОУ.

Объем часов
очно

2

2

2

1

1

3.
Тема 3.
Организация
делопроизводства

4.
Тема 4.
Юридическая сила
документа
5.
Тема 5.
Бланки
документов
предприятия

6.
Тема 6.
Распорядительные,
информационносправочные
документы

8

3. Организация и оборудование рабочего места секретаря.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Состав унифицированных систем документации.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Практические занятия
1. Определение терминов «реквизиты», «формуляр», «бланк».
2. Конструирование бланков конкретной организации; оформление основных
реквизитов ОРД.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Нормативно – правовое регулирование и организация аудиторской деятельности в
Российской Федерации. (доклад, реферат).
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Организационное построение службы делопроизводства.
2. Организация работы секретаря-референта.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Бланки документов предприятия. Конструирование бланков конкретной
организации.
2. Организационная документация. Определения и классификация организационных
документов.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Распорядительные документы. Определения и классификация распорядительных
документов.
2. Реквизиты распорядительных документов.

2

1
1

2

1
1
2

1
1

4

1
1

4

7.

8.

3. Информационно-справочные документы и их оформление.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Практические занятия
Тема 7.
Самостоятельная работа обучающихся:
Конфиденциальное
1. Особенности делопроизводства по письменные и устные обращения граждан.
делопроизводство
2. Современное деловое письмо.
3. Конфиденциальное делопроизводство. Коммерческая тайна.
4. Сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
5. Защита документов, содержащих коммерческую тайну.
Содержание учебного материала
Теоретические занятия
Тема 8.
Практические занятия
Номенклатура дел.
Подготовка дел к Самостоятельная работа обучающихся:
1. Формирование дел.
передаче на
2. Виды номенклатуры дел.
архивное
3. Организация хранения документов.
хранение.
4. Организация контроля за исполнением документов.
5. Хранение документов, составление номенклатуры дел.
Всего часов
Зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

1
1

4

1
2

4

36

6. УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
• Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
• автоматизированные рабочие места обучающихся;
• автоматизированное рабочее место преподавателя;
• комплект учебно-методической документации;
• комплект справочной и нормативной документации;
• информационные стенды;
• методические пособия для проведения практических занятий
• аудиторная доска для письма;
• компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
• вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия
проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. компьютеры с выходом в сеть Internet;
2. сайт «Личная студия» с возможностью работы с электронным
образовательным ресурсом;
3. электронные библиотечные ресурсы, размещенные в телекоммуникационной
двухуровневой библиотеке (ТКДБ).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
4. методические рекомендации по организации практических работ;
5. методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе.

• Информационное обеспечение обучения
Основная литература
­

­

Кузнецова И.В. Документационное обеспечение управления: учебное пособие для
СПО / Кузнецова И.В., Хачатрян Г.А.. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр
Медиа, 2021. — 166 c. — ISBN 978-5-4486-0404-1, 978-5-4488-0216-4. — Текст:
электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80326.html
(дата обращения: 26.03.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Документационное обеспечение управления: учебник для студентов, обучающихся
по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Информатика»,
«Документоведение
и
документационное
обеспечение
управления»,
«Автоматизация и управление» / А.С. Гринберг [и др.]. — Москва: ЮНИТИДАНА, 2017. — 391 c. — ISBN 978-5-238-01770-9. — Текст: электронный // IPR
SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71213.html (дата обращения:
27.03.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Интернет-ресурсы (базы данных, информационно-справочные и поисковые
системы):

•
•
•

http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека онлайн;
http://jgk.ucoz.ru/dir/;
http://www.ascon.ru.

Программное обеспечение:
Программное обеспечение, являющееся частью электронной информационнообразовательной среды и базирующееся на телекоммуникационных технологиях:
-компьютерные обучающие программы;
-тренинговые и тестирующие программы;
-интеллектуальные роботизированные системы оценки качества выполненных
работ.
Роботизированные системы для доступа к компьютерным обучающим,
тренинговым и тестирующим программам:
• ПО «Комбат»;
• ПО «ЛиК»;
• ПК «КОП»;
• ИР «Каскад».
3.3. Организация образовательного процесса
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных
работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения Коды формируемых
Формы и методы
(освоенные
умения, профессиональных и общих
контроля и оценки
усвоенные знания)
компетенций
результатов обучения
Знания
-актуальный
ОК 01. Выбирать способы
профессиональный и
решения задач
социальный контекст, в
профессиональной
котором приходится работать и деятельности применительно к
жить; -основные источники
различным контекстам.
информации и ресурсы для
ОК 03. Планировать и
решения задач и проблем в
реализовывать собственное
профессиональном и/или
профессиональное и
социальном контексте;
личностное развитие,
-грамотно излагать свои мысли предпринимательскую
и оформлять документы по
деятельность в
профессиональной тематике на профессиональной сфере,
государственном языке,
использовать знания по

11

1.
2.
3.

тестирование;
контрольная работа;
реф

ераты;
эссе;
вебинар;
учебное
экспертирование эссе;
6.
учебное
экспертирование
рефератов;
7.
учебное
экспертирование
вебинаров;
8.
дифференцирова
нный зачет;
4.
5.

9. комбинированный метод

в форме фронтального

12

проявлять толерантность в рабочем коллективе
современные средства и устройства информатизации.

Умения
- распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
-анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части;
- определять этапы решения задачи;
-определить необходимые ресурсы;
-определять необходимые источники информации; выделять наиболее значимое в перечне информации;
-оценивать практическую значимость результатов поиска;
-оформлять результаты поиска определять актуальность
нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности;
-обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

13

правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.

ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.

14

опроса и групповой
самостоятельной работы;
1.
домашние задания
проблемного характера;
2.
практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;
3.
подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий
проектного характера (коллективный
тренинг/семинар)
тестирование;
контрольная работа;
рефераты; эссе;
вебинар;
учебное экспертирование эссе;
учебное экспертирование рефератов;
учебное экспертирование вебинаров;
дифференцированный зачет;
комбинированный метод в форме фронтального
опроса и групповой
самостоятельной работы;
13.
домашние задания
проблемного характера;
14.
практические задания по работе с информацией,
документами, литературой; подготовка и
защита индивидуальных
и групповых
заданий
проектного
характера (коллективный
тренинг/семинар)
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».