Приложение №2
к ОПОП
по профессии 09.01.03. «Оператор информационных систем и ресурсов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 01 «ИСТОРИЯ РОССИИ»
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 09.01.03. «Оператор информационных систем и ресурсов»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.
Программа учебного предмета СГ 01 «История России» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021
№ 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету СГ 01 «История России» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности
профессии/ специальности;
интеграции и преемственности содержания по предмету СГ 01 «История России» и
содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории
России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых
национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет
также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и
готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти,
противодействию фальсификации исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины СГ 01 «История России» заключается в его
практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и
государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию
патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.
Реализация программы учебного предмета СГ 01 «История России» структуре ООП СПО
направлена на достижение цели по:
освоению образовательных результатов ФГОС СОО: личностные (ЛР), метапредметные
(МР), предметные базового уровня (ПР),
подготовке обучающихся к освоению общих и профессиональных компетенций (далее
– ОК, ПК) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03. «Оператор информационных
систем и ресурсов»
– В соответствии с ПООП СОО содержание программы направлено на достижение
следующих задач:
3
–
рассматривать
историю
России как неотъемлемую
часть
мировогоисторическогопроцесса;
– знатьосновныедатыивременныепериодывсеобщейиотечественнойисторииизразделадид
актическихединиц;
– длительность исторических событий, явлений ,процессов;
– характеризовать
место,
обстоятельства,
участников,
результатыважнейшихисторическихсобытий;
– представлятькультурноенаследиеРоссииидругихстран;
– работатьсисторическими документами;
– сравнивать
различные
исторические
документы,
давать им
общуюхарактеристику;
– критическианализироватьинформациюизразличныхисточников;
– соотносить иллюстративный
материал
с историческими
событиями,явлениями,процессами, персоналиями;
– использовать
статистическую
(информационную)
таблицу,
график,диаграммукак источникиинформации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, Интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной
терминологией
исторической
науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных в опросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
В процессе освоения предмета СГ 01 «История России» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия (далее – УУД), включая формирование
компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в свою
очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС СПО.
Формирование УУД ориентировано на профессиональное самоопределение обучающихся,
развитие базовых управленческих умений по планированию и проектированию своего
профессионального будущего.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды ОК,
ПК
Умения
Знания
4
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07
ПК …
Должен уметь:
Должен знать:
−отражать понимание России
в
мировых
политических
и
социально-экономических
процессах XX - начала XXI века,
знание достижений страны и ее
народа; умение характеризовать
историческое значение Российской
революции, Гражданской войны,
−
основные периоды истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические
процессы, а также даты важнейших
событий отечественной истории;
Новой экономической политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
научно-технологических
успехов,
освоения
космоса;
понимание
причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как
мировой
державы,
воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на
Украине и других важнейших
событий XX – начала XXI века;
особенности развития культуры
народов СССР (России);
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социально-экономическое,
политическое
и
культурное
развитие России в XX – начале XXI
века;
−составлять
описание
(реконструкцию) в
устной
и
письменной форме исторических
событий,
явлений,
процессов
истории родного края, истории
годы революций и Гражданской
войны;
−имена
героев
Первой
мировой, Гражданской, Великой
−ключевые события, основные
даты и этапы истории России и
мира в XX – начале XXI века;
выдающихся
деятелей
отечественной
и
всемирной
истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров;
−основные
этапы
эволюции
внешней политики России, роль и
место России в общемировом
−анализировать
текстовые,
пространстве;
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе −основные тенденции и явления в
исторические
карты/схемы,
по культуре; роль науки, культуры и
истории России и зарубежных стран религии в сохранении и
национальных
и
XX – начала XXI века; сопоставлять укреплении
информацию, представленную в государственных традиций;
различных
источниках; −Россия накануне Первой мировой
формализовать
историческую войны. Ход военных действий.
информацию в виде таблиц, схем, Власть,
общество,
экономика,
графиков, диаграмм;
культура. Предпосылки революции;
−защищать историческую правду,
−Февральская революция 1917
не допускать умаления подвига
года. Двоевластие. Октябрьская
народа при защите
революция. Первые преобразования
Отечества, готовность давать отпор
большевиков. Гражданская война и
фальсификациям
российской
интервенция. Политика «военного
истории;
коммунизма». Общество, культура в
5
−Нэп. Образование СССР. СССР в
годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация,
России и всемирной истории XX начала XXI века и их участников,
образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию,
оценку) с опорой на фактический
материал, в том числе используя
источники разных типов;
−выявлять существенные черты
исторических событий, явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию
в
соответствии
с
заданными
критериями; сравнивать изученные
исторические события, явления,
процессы;
−осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия исторической
действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
− соотносить год с веком,
устанавливать последовательность
и длительность исторических
событий;
− давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку зрения с помощью
исторических фактов и собственных
аргументов;
− применять исторические знания в
учебной и внеучебной деятельности,
в современном поликультурном,
полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
− демонстрировать
6
коллективизация,
культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя
политика
СССР.
Укрепление Обороноспособности;
−Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского народа, единство фронта
и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
−СССР
в
1945-1991
годы.
Экономические
развитие
и
реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР
и
мировая
социалистическая
система.
Причины
распада
Советского
Союза;
−
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI
веке.
Экономическая
и
социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с Крымом
и
Севастополем. Специальная
военная операция. Место России в
современном мире.
патриотизм, гражданственность,
уважение к своему Отечеству —
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей
современного общества.
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В рамках программы учебного предмета СГ 01 «История России» обучающимися
осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР),
предметные для базового(ПРб):
7
Коды
результатов
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Личностные результаты (ЛР)
ЛР 01
ЛР 02
ЛР 03
ЛР 04
ЛР 05
ЛР 06
ЛР 08
ЛР 13
МР 01
МР 02
МР 03
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты (МР)
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
8
МР 04
МР 05
МР 06
МР 07
МР 08
МР 09
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
задач, применению различных методов познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
Умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей.
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Предметные результаты базовый уровень (ПР б)
Сформированность представлений о современной исторической науке,
ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире.
Владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом
историческом процессе.
Сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном
общении.
Владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников.
Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
В процессе освоения предмета СГ 01 «История России» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций
обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в свою
очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС СПО.
Виды универсальных
учебных действий
ФГОС СОО
Коды
ОК
Наименование ОК
(в соответствии с ФГОС) по
профессии 23.01.06 Машинист
дорожных и строительных машин
9
Познавательные
универсальные учебные
действия (формирование
собственной
образовательной
стратегии, сознательное
формирование
образовательного запроса)
Коммуникативные
универсальные учебные
действия (коллективная и
индивидуальная
деятельность для решения
учебных, познавательных,
исследовательских,
проектных,
профессиональных задач)
Регулятивные
универсальные учебные
действия (целеполагание,
планирование,
руководство, контроль,
коррекция, построение
индивидуальной
образовательной
траектории)
ОК 02
Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных
руководителем.
ОК 07
Исполнять воинскую обязанностьв том
числе с применением полученных
профессиональных
знаний
(для
юношей).
ОК 6
Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 5
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 01.
Понимать сущность и социальную
значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 04.
Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 05.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 04
Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 03
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей
работы.
ОК 06
Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
10
ОК 07.
Исполнять воинскую обязанность, в том
числе с применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей).
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы
36
в т.ч. в форме практической подготовки
-
в т. ч.:
теоретическое обучение
36
11
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
1
2
3
Тема 1. Россия –
великая наша
держава
Тема 2.
Александр
Невский как
спаситель Руси
Содержание учебного материала
2
имн России. Становление духовных основ России. Место и роль России
в мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее.
Содержание учебного материала
ыбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Любечский съезд.
Русь и Орда.
Отношение Александра с Ордой.
Тема 3. Смута и её Содержание учебного материала
преодоление
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными
захватчиками
и
зарождение
гражданскопатриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Тема 4. Волим под Содержание учебного материала
12
2
2
2
2
2
2
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
царя восточного,
православного
заимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и
культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной
Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством
Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада
1654 г.
Содержание учебного материала
2
2
Тема 5. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
прутские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
2
Тема 6.
Отторженная
возвратих
Содержание учебного материала
2
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи
в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Тема 7. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Тема 8.
Гибель
империи
Тема
9.
Содержание учебного материала
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход
военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил.
Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция
на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война.
От Содержание учебного материала
13
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
2
2
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания.
От
Коллективизация
и
ее
последствия.
Индустриализация.
великих
потрясений
к Патриотический поворот в идеологии советской власти и его
выражение в Великой Отечественной Войне.
Великой победе
Тема 10. Вставай,
страна огромная
Содержание учебного материала
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем
народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины
и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
Содержание учебного материала
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
Тема
12.
От Содержание учебного материала
перестройки
к Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
кризису,
от
1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
кризиса к
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий
возрождению
среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе.
Положение национальных
меньшинств в новообразованном
государстве.
Тема 13. Россия.
Содержание учебного материала
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
2
Тема 11. В буднях
великих строек
14
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю
политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите
Донбасса.
Тема 14. История Содержание учебного материала
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда
в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Тема 15. Слава Содержание учебного материала
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
русского оружия
пушечный
двор,
тульские
оружейники.
Значение
военнопромышленного комплекса в истории экономической
модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский
заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки.
ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для
победы.
Космическая
отрасль,
авиация,
ракетостроение,
кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
ХХI век
Тема 16. Россия в
деле
Содержание учебного материала
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков.
Всего:
2
2
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
4
4
4
36
15
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК05, ОК 06,
ОК 10 ПК …
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины СГ 01 «История России» имеется учебный
кабинет гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
– плакаты
Технические средства обучения:
- телевизор;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1.
Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для
студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е
изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2.
Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3.
История России XX – начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4.
История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.
Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб
:Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2.
История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный
//
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
3.
Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. —
Москва :
16
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 9785534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
4.
История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А.
Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб
:Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим
доступа:
по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд.,
испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-09384. – Текст: непосредственный.
3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное
образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409549-4. – Текст:
непосредственный.
5. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального
образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-553408560-0. – Текст: непосредственный.
6. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное
образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
7. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-553409199-1. – Текст: непосредственный.
8. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408376-7. –
Текст: непосредственный.
9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. –
17
Текст: непосредственный.
10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной
редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.
11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-0343510. – Текст: непосредственный.
12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:
непосредственный.
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
Демонстрация знания
Экспертное наблюдение
и оценивание знаний на
обосновных тенденциях
−
основные периоды
истории
Российского
государства, экономического, политического теоретических занятиях.
ключевые
социально- и культурного развития России. Оценивание выполнения
знания
об индивидуальных и
экономические процессы, а также Демонстрация
источниках групповых заданий.
даты
важнейших
событий основных
информации и ресурсов для
отечественной истории;
решения задач и проблем в
−имена героев Первой мировой,
историческом контексте.
Гражданской,
Великой
Демонстрирование знания о
Отечественной
войн,
структурирования
исторических личностей, внесших приемах
значительный вклад в социально- информации.
Демонстрация
знания
о
экономическое,
формате
оформления
политическое
и
культурное
поиска
развитие России в XX – начале XXI результатов
информации.
века;
Демонстрирование знания
−ключевые события, основные
о возможных траекториях
даты и этапы истории России и
личностного развития
в
мира в XX – начале XXI века;
выдающихся
деятелей соответствии с принятой
отечественной
и
всемирной системой ценностей.
истории; важнейших достижений Демонстрация знания о
культуры,
ценностных психологии коллектива
психологии личности.
ориентиров;
Сформированность знаний о
−основные
этапы
эволюции
и
внешней политики России, роль и роли науки, культуры
религии
в
место России в общемировом
сохранении и
укреплении
пространстве;
национальных и
−основные тенденции и явления в государственных традиций.
культуре; роль науки, культуры и
Демонстрация знания о
религии
в
сохранении
и
сущности гражданскоукреплении
национальных
и
патриотической позиции.
государственных традиций;
Демонстрация
знания
−Россия
накануне
Первой
об общечеловеческих
мировой войны. Ход военных
действий.
Власть,
общество, ценностях.
экономика,
культура. Демонстрация знания о
содержании и назначении
Предпосылки революции;
важнейших правовых и
−Февральская революция 1917
года. Двоевластие. Октябрьская законодательных актов
революция.
Первые государственного значения.
19
преобразования
большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Политика
«военного
коммунизма». Общество, культура
в годы революций и Гражданской
войны;
Сформированность знаний
о перспективных
направлениях
и
основных проблемах развития
РФ на современном этапе.
−Нэп. Образование СССР. СССР в
годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и
репрессии.
Внешняя
политика
СССР.
Укрепление
Обороноспособности;
−Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского
народа,
единство
фронта и тыла, человек на войне.
Нацистский
оккупационный
режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
−
СССР
в
1945-1991 годы.
Экономические
развитие
и
реформы. Политическая система
«развитого социализма». Развитие
науки, образования, культуры.
«Холодная война» и внешняя
политика. СССР и мировая
социалистическая система.
Причины распада Советского
Союза;
−
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление
новой
России.
Возрождение
Российской
Федерации
как
великой державы в XXI веке.
Экономическая
и
социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная
20
жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем.
Специальная
военная операция. Место России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса
Демонстрация умения
Подготовка выступлений
−анализировать текстовые,
ориентироваться
в
современной
с
визуальные источники
экономической, политической и проблемнотематическими
исторической информации, в том
культурной ситуации в России и сообщениями
числе исторические карты/схемы,
мире.
(докладами,
по истории России и зарубежных
Демонстрирование умения
презентациями).
стран XX – начала XXI века;
распознавать задачу и/или
сопоставлять информацию,
проблему в историческом
представленную в различных
контексте.
источниках; формализовать
Демонстрация умения
историческую информацию в виде
анализировать задачу и/или
таблиц, схем, графиков, диаграмм;
проблему в историческом
−защищать историческую правду,
контексте и выделять ее
не допускать умаления подвига
составные части.
Демонстрация умения
народа при защите Отечества,
оценивать результат и
готовность давать отпор
последствия исторических
фальсификациям российской
событий.
истории;
Сформированность умений
−составлять описание
определять задачи поиска
(реконструкцию) в устной и
исторической информации.
письменной форме исторических
Демонстрация умения
событий, явлений, процессов
истории родного края, истории
определять необходимые
России и всемирной истории XX источники информации.
начала XXI века и их участников,
Демонстрация умения
образа жизни людей и его
структурировать получаемую
изменения в Новейшую эпоху;
информацию.
формулировать и обосновывать
Демонстрация умения выделять
собственную точку зрения
наиболее значимое в перечне
(версию, оценку) с опорой на
информации.
фактический материал, в том числе Демонстрация умения
используя источники разных
оценивать практическую
типов;
значимость результатов поиска
−выявлять существенные черты
и умения оформлять результаты
исторических событий, явлений,
поиска.
процессов; систематизировать
Сформированность умения
историческую информацию в
выстраивать траекторию
21
соответствии с заданными
критериями; сравнивать изученные
исторические события, явления,
процессы;
−осуществлять с соблюдением
правил информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала
XXI века в справочной литературе,
сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия исторической
действительности;
– характеризовать места,
участников, результаты
важнейших исторических событий
в истории Российского
государства;
−соотносить год с веком,
устанавливать
последовательность и
длительность исторических
событий; −давать оценку
историческим событиям и
обосновывать свою точку зрения с
помощью исторических
фактов и собственных аргументов;
личностного развития
в
соответствии с принятой
системой ценностей.
Демонстрация умения
организовывать и мотивировать
коллектив для совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать
свои мысли в контексте
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире.
Демонстрирование умения
осознавать личную
ответственность за судьбу
России.
Демонстрация умения проявлять
социальную активность и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование умения
применять средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач.
Сформированность умения
анализировать правовые и
законодательные
акты
регионального значения.
−применять исторические знания в
учебной и внеучебной
деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
−демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к
своему Отечеству —
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами,
в духе демократических ценностей
современного общества.
22