Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Химия

Приложение
к ООП по профессии

09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 12. «ХИМИЯ»
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

2025г

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Химия» ...................................................................... 3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» ........ 12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............ 22
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.......................................................................................................................................... 23

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы

Общеобразовательная учебная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего
профессионального образования
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
Учебная дисциплина Химия обеспечивает формирование общих компетенций в
соответствии с ФГОС профессии среднего профессионального образования
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
компетенций:
Код
ОК 1.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;

ОК 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных
ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ,
уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты
химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и
лабораторным оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и
технологий для развития социальной и производственной сфер.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и
наименование
формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие (личностные, метапредметные)

Дисциплинарные (предметные)

ОК 01.
Выбирать
способы
решения задач
профессиональн
ой деятельности
применительно
к различным
контекстам

В части трудового воспитания:

- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион,
молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем,
углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия,
изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества
(углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено,
высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы
химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель,
восстановитель, скорость химической реакции, химическое
равновесие), теории и законы (теория химического строения
органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической
диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон
сохранения массы), закономерности, символический язык химии,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности
человека;

- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в

- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных
понятий, применять соответствующие понятия при описании
строения и свойств неорганических и органических веществ и их
превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями

рассматриваемых явлениях;

и представлениями других естественнонаучных предметов;

- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;

- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный
газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь,
питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и
органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их
смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений
химических реакций;

- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в

- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
органических веществ к определенным классам и группам
соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства;
определять виды химических связей (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная), типы кристаллических решеток
веществ; классифицировать химические реакции;
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к
своему здоровью и природной среде;
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы,
объема (нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия решений в
конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением

познавательной и социальной практике
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационны
е технологии
для выполнения
задач
профессиональн
ой деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды,
крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании,
цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена,
определять среду водных растворов, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из
разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и
другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы,
объема (нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия решений в
конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением

представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
ОК 04.
Эффективно
взаимодействов
ать и работать в
коллективе и
команде

- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды,
крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании,
цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена,
определять среду водных растворов, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов

распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбереже
нию, применять
знания об
изменении
климата,

В области экологического воспитания:

- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
- сформированность экологической культуры, природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
понимание влияния социальнофункциональной грамотности, необходимой для решения
экономических процессов на состояние
практических задач и экологически обоснованного отношения к
природной и социальной среды, осознание
своему здоровью и природной среде;
глобального характера экологических
проблем;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения
в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья
- планирование и осуществление действий в
и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия

принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;

на живые организмы определенных веществ, понимая смысл
показателя предельной допустимой концентрации

активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Профессиональные
компетенции*

Вид
деятельности

Код и
наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

Дисциплинарные

ПМ 1.
Оформление и
компоновка
технической
документации

ПК 1.1
Выполнять ввод и
Обработку текстовых
данных

Навыки/ практический опыт:
Выполнять ввод и обработку текстовых данных.
Умения:
-работать в современном текстовом редакторе;
-создавать, настраивать, применять стили в
документе с помощью текстового процессора;
-находить в интернете источники информации
по заданной теме;
-использовать программы распознавания
символов;
-реферировать источники научно-технического
характера;
-составлять научно-технический текст,
придерживаясь правил, присущих научнотехническому стилю.

-умение реферировать источники научнотехнического характера ;
-умение оформлять текстовые документы в
соответствии с требованиями, изложенными в
инструкции и в методических рекомендациях;
-умение использовать программы распознавания
символов для описания обменных процессов и
преобразования документов в различные
Форматы (темы всех разделов) (например, Online
OCR);

ПК 1.2
Выполнять
преобразование
данных, связанных с
изменениями
структуры
документов.

Навыки/практический опыт:
Выполнять преобразование данных, связанных с
изменениями структуры документов.
Умения:
-преобразовывать рисункив форматы .pngи
.jpeg;
-преобразовывать документ в различные
выходные форматы.

-умение создавать схемы, графики, диаграммы и
Преобразовывать их в различные выходные
форматы
-умение редактировать и обрабатывать
изображения.

ПК 1.3.
Выполнять разметку
и форматирование
документов

Навыки/практический опыт:
Выполнять разметку иформатирование
документов различных форматов.
Умения:

-решение практико-ориентированных заданий
по разделам дисциплины, составленных в
соответствии с профессиональными
компетенциями

различных
форматов.

- Обнаруживать и устранять ошибки разметки
в документе;
- Придавать разметке документа
удобночитаемый структурированный вид.

ПМ2.
Подготовка
интерфейсной
графики

ПК1.4.
Конвертировать
аналоговые данные в
цифровые.
ПК 1.5
Выполнять
подготовку
цифровых данных
для дальнейшей
обработки и
архивирования

Навыки/практический опыт:
Конвертировать аналоговые данные в цифровые.
Умения:
- готовить графические схемы с помощью
инструментов, предусмотренных в наиболее
распространенных пакетах офисных
приложений;
- подготавливать графические схемы с помощью
специализированных визуальных редакторов.

- Владеть системой химических знаний,
основополагающих понятий;
- умение составлять логические схемыконспекты;
- умение составлять схемы реакций;
- умение составлять схемы применения
веществ.

ПК 2.1
Создавать
визуальный дизайн
элементов
графического
пользовательского
интерфейса.
ПК2.2.
Подготавливать
графические
материалы для
включения в
графический
пользовательский
интерфейс.

Навыки/практический опыт:
Создавать визуальный дизайн элементов
графического пользовательского интерфейса.
Умения:
- создавать графические документы в
программах подготовки растровых изображений

- владеть системой химических знаний,
основополагающих понятий, законов, теорий,
правил, закономерностей;
- умение решать кейсы по разделам дисциплины;
- умение визуализировать результаты решения
практико-ориентированных задач, кейсов,
выполнения индивидуальных проектов (видео
ролики, видео-презентации, презентации с
использованием ИИ, макеты landin gpage и др.)

Навыки/практический опыт:
Подготавливать графические материалы для
включения в графический пользовательский
интерфейс.
Умения:
-создавать анимационные последовательности и
раскадровку

*ПК указаны в соответствии с ФГОС СПОпопрофессии09.01.03«Оператор информационных систем и ресурсо

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

64

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

6

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Формируемые
Объем часов
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
компетенции
1
2
3
4
Основное содержание
64
Раздел 1. Основы строения вещества
6
Тема 1.1.
ОК 01
Основное содержание
4
Строение атомов Теоретическое обучение
ПК 1.1
2
химических
ПК 1.2
Современная модель строения атома. Символический язык химии.Химический элемент.
элементов и
ПК 1.3
Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы).
природа
Валентные
электроны.
Валентность.
Электронная
природа
химической
связи.
2
химической
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
связи
водородная) и способы ее образования
Практические занятия
2
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных
названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов,
2
гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением Периодической системы.
Тема 1.2.
ОК 01
Основное содержание
2
Периодический
Практические занятия
2
ОК 02
закон и таблица Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
ПК 1.1
Д.И. Менделеева Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
ПК 1.2
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением
ПК 1.3
химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение
2
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых
химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических

элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1. Типы
Основное содержание
химических
Теоретическое обучение
реакций
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения,
окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов
Практические занятия
Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса.
Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная
плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества
Тема 2.2.
Основное содержание
Электролитическа Теоретическое обучение
я диссоциация и Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
ионный обмен
обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных
ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций
Лабораторные занятия
Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных
растворов. Задания на составление ионных реакций
Контрольная
Строение вещества и химические реакции
работа 1
Раздел 3.
Строение и свойства неорганических веществ

10
4
2

2

ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

2

2

4
2
2
2
2

2
16

ОК 01
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Основное содержание
Теоретическое обучение

4
2

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные
вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость
химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Причины многообразия веществ

2

Практические занятия
Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы
или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной
(ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических
веществ, определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие).
Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам
Тема 3.2. Физико- Основное содержание
химические
Теоретическое обучение
свойства
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
неорганических металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия
веществ
металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства
неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты
биогенных элементов в природе
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов
Практические занятия

ОК 01
ОК 02

2

2

8
6
2

2

2
2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

Контрольная
работа 2
Раздел 4.
Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей,
характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека
Основное содержание
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония

2

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

Свойства неорганических веществ

2

Строение и свойства органических веществ
Основное содержание
Теоретическое обучение
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и
значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических
соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических
соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах
(углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер,
структурное звено)
Практические занятия

24
4
2

2

2

ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Основное содержание
Теоретическое обучение
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов
– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды
и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола.
Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные
соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия
Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная
номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы),
непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы,
карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты,
высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с
участием органических веществ на основании их состава и строения
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений),

2

12
6

2

2

2
4

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы
их получения и название органических соединений по тривиальной или международной
систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических
соединений отдельных классов
Лабораторная работа
Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений
на примере этана, этилена, ацетилена и др.
Тема 4.3.
Основное содержание
Идентификация
Теоретическое обучение
органических
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление
веществ, их
углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот.
значение и
Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические
применение в
функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности
бытовой и
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
производственной
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники
деятельности
энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных
человека
классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.),
смысл показателя предельно допустимой концентрации
Лабораторные занятия
Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и
характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции
белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при
протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические
вещества
Контрольная
Структура и свойства органических веществ
работа 3
Раздел 5.
Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

2
2
6
4
2

2

2

2

2
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Раздел 6.
Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Основное содержание
4

Теоретическое обучение
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье
Практические занятия
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту
и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов,
влияющих на смещение химического равновесия
Растворы
Основное содержание
Теоретическое обучение
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно
допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и
производственной деятельности человека

2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

2

2

2

4
2
2

2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Тема 6.2.
Основное содержание
Исследование
Лабораторные занятия
свойств растворов
Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.
Химия в быту и производственной деятельности человека
Химия в быту и Основное содержание
производственной Теоретическое обучение
деятельности
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
человека
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет)
Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные
удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет)
Всего

2
2
2

6
6
2
2

4

2
72

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК.2.1
ПК 2.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «Химия» имеется учебный кабинет химии и
биологии, а так же химическая лаборатория.
Оборудование учебного кабинета:
– стенд «Периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева»;
- стенд «Растворимость гидрооксидов и солей в воде»;
- стенд «Электорохимический ряд напряжений металлов»;
- модели молекул органических соединений.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- лабораторная посуда;
- лабораторное оборудование;
- реактивы;
- спиртовки;
- коллекции образцов нефти и продуктов ее переработки;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Габриелян О.С. Химия: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2023, рекомендован МО РФ.
2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб.пособие для студ.
сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2023,
рекомендован МО РФ.
3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,
Дорофеева Н.М. – М., 2023, рекомендован МО РФ
4. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2023, рекомендован МО РФ
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов – М., 2021.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян,
Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2021.
3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М., 2021.
4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М., 2021.
Для преподавателя:

1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении
3. федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и
6. ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Интернет-ресурсы
1. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51- Энциклопедия “Кругосвет”: химия.
Научно-популярные публикации
2. http://www.n-t.org/ri/ps Популярная библиотека химических элементов . История
открытия, физические свойства элементов
3. http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/ Ни дня без химии: календарь-справочник по
химической безопасности .
4. http://www.chemistry.bsu.by/abc/ Азбука Веб-поиска для химиков . Путеводитель по
поиску химической информации в интернете для начинающих.
5. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html Обучающая энциклопедия:
химия Теоретические основы общей, неорганической и органической химии,
тесты, справочные материалы.
6. http://www.anriintern.com/chemistry/intro.shtml Электронный учебник по общей и
неорганической химии: теоретические основы, большое количество задач с
решениями, справочные материалы, домашние задания, рекомендации к
экзаменам.
7. http://alhimik.ru/index.htm - Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в
Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химических веществах и явлениях
интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от
самых маленьких до студентов и учителей.
8. http://www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm Учебное пособие по химии,
содержащее базовый и дополнительный материал, иллюстрации, справочные
таблицы, разбор решений типовых задач, задания для самостоятельной работы.
9. http://www.chemistry.ru Интерактивный курс химии, включающий учебник,
большое количество моделей и демонстраций, справочные материалы,
тестирование, обратную связь с учениками.
10. http://www.chem.msu.su/rus/ Российские научные и образовательные публикации.
Электронные каталоги библиотек МГУ, РАН, Государственной публичной научнотехнической библиотеки. Мультимедиа-публикации.
11. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и
демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных
мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом
ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

Основное содержание

1

1.1 ОК 01

Раздел 1. Основы
строения вещества
Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Формулировать
базовые понятия и
законы химии
Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со
степенью окисления
химических элементов,
исходя из валентности и
электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов
химических элементов и
природа химической
связи».
2. Задачи на составление
химических формул
двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на
использование химической
символики и названий
соединений по
номенклатуре
международного союза
теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических
формул двухатомных
соединений (оксидов,
сульфидов, гидридов и
т.п.) и других
неорганических
соединений отдельных
классов

№

ОК/ПК

1.2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Результат обучения

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

Типы оценочных
мероприятий
1. Тест «Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева».
2. Практические задания
на установление связи
между строением атомов
химических элементов и
периодическим
изменением свойств
химических элементов и
их соединений в
соответствии с
положением
Периодической системе.
3. Практикоориентированные
теоретические задания на
характеризацию
химических элементов:
«Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева»

Характеризовать типы Контрольная работа
Раздел 2. Химические
«Строение вещества и
химических реакций
реакции
химические реакции»

2

2.1

Модуль/Раздел/Тема

ОК 01

Типы химических

Составлять реакции

1. Задачи на составление

№

2.2

3

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

реакций

соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

уравнений реакций:
– соединения, замещения,
разложения, обмена;
– окислительновосстановительных
реакций с использованием
метода электронного
баланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объёма
газов по известному
количеству вещества,
массе или объёму одного
из участвующих в реакции
веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов
реакции, если одно из
веществ имеет примеси

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием
неорганических веществ

1. Задания на составление
молекулярных и ионных
реакций с участием
кислот, оснований и солей,
установление изменения
кислотности среды
2. Лабораторная работа
"Типы химических
реакций"

Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Контрольная работа
«Свойства
неорганических
веществ»

Исследовать строение и
свойства
неорганических
веществ

№

ОК/ПК

3.1 ОК 01
ПК 2.2

3.2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические
вещества в соответствии
с их строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществ исходя из их
химической формулы или
составление химической
формулы исходя из
названия вещества по
международной или
тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчет
массовой доли (массы)
химического элемента
(соединения) в молекуле
(смеси).
3. Практические задания
по классификации,
номенклатуре и
химическим формулам
неорганических веществ
различных классов.
4. Практические задания
на определение
химической активности
веществ в зависимости
вида химической связи и
типа кристаллической
решетки

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической
решетки

1. Тест «Особенности
химических свойств
оксидов, кислот,
оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием
простых и сложных
неорганических веществ:
оксидов металлов,
неметаллов и амфотерных
элементов;
неорганических кислот,

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий
оснований и амфотерных
гидроксидов,
неорганических солей,
характеризующих их
свойства и способы
получения.
3. Практикоориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

3.3 ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

4.1

ОК 01
ПК 2.2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
1. Практикокачественные реакции
ориентированные задания
неорганических веществ по составлению
химических реакций с
участием неорганических
веществ, используемых
для их идентификации.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
неорганических веществ”

Раздел 4. Строение и
свойства
органических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства органических «Строение и свойства
веществ
органических веществ»

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

1. Задания на составление
названий органических
соединений по
тривиальной или
международной
систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ
отдельных классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы,
исходя из элементного
состава (в %)

ОК/ПК

4.2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Свойства органических Устанавливать
соединений
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием
органических веществ на
основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций,
иллюстрирующих
химические свойства с
учетом механизмов
протекания данных
реакций и генетической
связи органических
веществ разных классов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций с
участием органических
веществ.
4. Лабораторная работа
“Превращения
органических веществ при
нагревании"

4.3

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических
соединений отдельных
классов

1.Практикоориентированные задания
по составлению
химических реакций с
участием органических
веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
органических соединений
отдельных классов”

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания

Характеризовать
влияние различных
факторов на
равновесие и скорость
химических реакций

5

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

№

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

химических реакций

5

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Скорость химических
реакций. Химическое
равновесие

6
Раздел 6. Растворы

Характеризовать
влияние концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать
влияние изменения
концентрации веществ,
реакции среды и
температуры на
смещение химического
равновесия

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками

6.1

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Понятие о растворах

6.2

ОК 01
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Исследование свойств Исследовать физикорастворов
химические свойства
истинных растворов

II
7

Практикоориентированные
теоретические задания на
анализ факторов,
влияющих на изменение
скорости химической
реакции. Практикоориентированные задания
на применение принципа
Ле-Шателье для
нахождения направления
смещения равновесия
химической реакции и
анализ факторов,
влияющих на смещение
химического равновесия

Различать истинные
растворы

1. Задачи на
приготовление растворов.
2. Практикоориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной
деятельности человека
Лабораторная работа
“Приготовление
растворов”

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
Раздел 7.
Химия в быту и

Оценивать последствия Защита кейса (с учетом
бытовой и
будущей

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема
производственной
деятельности
человека

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК.2.1
ПК 2.2

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

производственной
профессиональной
деятельности человека деятельности)
с позиций
экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климата и
высвобождение газовых
гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для
авиа-, машино- и
приборостроения.
3. Новые материалы для
солнечных батарей.
4. Лекарства на основе
растительных препаратов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».