Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География

Приложение 2
к ОПОП по профессии
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОУД.05. «География»

2025г

Аннотация программы учебной дисциплины «География»
Программа составлена на основе примерной программы учебной
дисциплины «География» для профессий среднего профессионального
образования технологического профиля.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
обучающимися следующих предметных результатов обучения:
- владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем человечества,
- владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологическихпроцессов и
проблем;
- сформированность системы компетенций социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы. Размещения
населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления закономерностей и тенденций, получения новых географических
знаний о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.

2

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «География» ........... 5
2.
Структура
и
содержание
общеобразовательной
дисциплины .......................................... 24
3. Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины .......................................... 37
4.
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
общеобразовательной дисциплины ...................... 39

4

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины«География»
1.1.Место
дисциплины
в
структуре
основной
образовательной программы СПО
Общеобразовательная
дисциплина
«География»
является
обязательной
частью
общеобразовательного
цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии «Оператор информационных систем и ресурсов».
«Оператор информационных систем и ресурсов».

1.2.
Цели
дисциплины

и

планируемые

результаты

освоения

1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном
и
динамично
изменяющемся
мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать
глобальный,
региональный
и
локальный
подходы
для
описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических
процессов
и
явлений;
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира в
целом,
его
отдельных
регионов
и
ведущих
стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей природной среде;
использование
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
разнообразных
географических
методов, знаний и умений, а также географической
информации; нахождение и применение географической
информации,
включая
географические
карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы,
для
правильной
оценки
важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни;
5

понимание географической специфики крупных регионов и
стран
мира
в
условиях
стремительного
развития
международного
туризма
и
отдыха,
деловых
и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.2.2.
Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии
ОК
и
ПК

6

Наименование и код
компетенции
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
понимать
роль
и
место
современной
- готовность к труду, осознание географической
науки
в
системе
научных
ценности мастерства, трудолюбие;
дисциплин, ее участии в решении важнейших
готовность
к
активной проблем
человечества:
приводить
примеры
деятельности
технологической
и проявления глобальных проблем, в решении
социальной
направленности, которых
принимает
участие
современная
способность
инициировать, географическая наука, на региональном уровне,
планировать
и
самостоятельно в разных странах, в том числе в России;
выполнять такую деятельность;
определять
роль
географических
наук
в
- интерес к различным сферам достижении целей устойчивого развития;
профессиональной деятельности,
- освоить и применить знания о размещении
Овладение универсальными учебными основных
географических
объектов
и
познавательными действиями:
территориальной
организации
природы
и
а) базовые логические действия:
общества (понятия и концепции устойчивого
- самостоятельно формулировать и развития, зеленой энергетики, глобализации и
актуализировать
проблему, проблема
народонаселения);
выбирать
и
рассматривать ее всесторонне;
использовать
источники
географической
устанавливать
существенный информации
для
определения
положения
и
признак
или
основания
для взаиморасположения объектов в пространстве;
сравнения,
классификации
и описывать
положение
и
взаиморасположение
обобщения;
географических объектов в пространстве;
- определять цели деятельности, - сформировать системы комплексных социально

задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать
риски
последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые
исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений,
задавать
параметры
и
критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения
задачи
результаты,
критически
оценивать
их

ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения
и
хозяйства:
различать
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между природными условиями и размещением
населения,
между
природными
условиями
и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и
системой
базовых
географических
понятий,
умение
применять
социально-экономические
понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия
природы
и
общества,
о
природных и социально-экономических аспектах
экологических
проблем:
описывать
8

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную
и
практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в
познавательной
и
социальной
практике
В
области
ценности
научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия
между
людьми и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность

географические аспекты проблем взаимодействия
природы
и
общества;
приводить
примеры
взаимосвязи
глобальных
проблем;
приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;

- освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за
отдельными
географическими
объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в
результате
воздействия
природных
и
9

осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах
с
учетом
назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,

антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения
и
выводы
по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать
различные источники географической информации
для получения новых знаний о природных и
социально-экономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития,
прогнозирования:
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации (картографические, статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы),
адекватные
решаемым
задачам;
сопоставлять
и
анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической
информации
для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных
и
экологических процессов и явлений; определять
и сравнивать по географическим картам разного
содержания и другим источникам географической
информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную
и противоречивую географическую информацию
10

ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных
жизненных
ситуациях

гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания
и
защиты
информации,
информационной
безопасности
личности;
В области духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию
и принимать осознанные решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,

для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных
задач;
самостоятельно
находить, отбирать и применять различные
методы
познания
для
решения
практикоориентированных задач;

- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений,
отдельных
территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа
и
интерпретации
информации
из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники
географической
информации
для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;

11

выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения
проблемы
с
учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению
широкой
эрудиции
в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь
оценивать
риски
и
своевременно принимать решения по
их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность,
умение
действовать,
исходя
из
своих возможностей;
12

- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние
других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
с
другими
людьми,
заботиться,
проявлять
интерес
и
разрешать
конфликты;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности
и
взаимодействовать
самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебноколлективе
и исследовательской,
проектной
и
команде
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять
роли
с

- владеть географической терминологией и
системой
базовых
географических
понятий,
умение
применять
социально-экономические
понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

13

учетом
мнений
участников
обсуждать результаты совместной
работы;
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других
людей
при
анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека;
ОК 05.
В
области
эстетического
Осуществлять
воспитания:
устную
и - эстетическое отношение к миру,
письменную
включая эстетику быта, научного и
коммуникацию
на технического творчества, спорта,
государственном
труда и общественных отношений;

- освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
14

языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

способность
воспринимать
различные
виды
искусства,
традиции и творчество своего и
других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности
и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных
видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать
свою
точку
зрения
с

использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать систему комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения
и
хозяйства:
различать
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между природными условиями и размещением
населения,
между
природными
условиями
и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования географических знаний;

15

ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

использованием языковых средств;
осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности;
целенаправленное
развитие
внутренней позиции личности на
основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности
ставить
цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав
и
обязанностей,
уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,

понимать
роль
и
место
современной
географической
науки
в
системе
научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем
человечества:
приводить
примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых
принимает
участие
современная
географическая наука, на региональном уровне,
в разных странах, в том числе в России;
определять
роль
географических
наук
в
достижении целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений,
отдельных
территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа
и
интерпретации
информации
из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
16

религиозным,
расовым,
национальным признакам;
готовность
вести
совместную
деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами
в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому
и
природному
наследию, памятникам, традициям
народов
России,
достижениям

источники
географической
информации
для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять географические особенности стран с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них
глобальных
проблем
человечества;
использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;

17

ОК
Содействовать
сохранению

России
в
науке,
искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная
убежденность,
готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимисямежпредметные понятия
и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками
и
сверстниками,
к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности
07. В
области
экологического - сформировать систему комплексных социально
воспитания:
ориентированных
географических
знаний
о
- сформированность экологической закономерностях развития природы, размещения
18

окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов
на
состояние
природной
и
социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;

населения
и
хозяйства:
различать
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между природными условиями и размещением
населения,
между
природными
условиями
и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений,
отдельных
территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
19

формулировать выводы и заключения на основе
анализа
и
интерпретации
информации
из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники
географической
информации
для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять географические особенности стран с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них
глобальных
проблем
человечества;
использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность
и динамику важнейших социально-экономических
20

ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В
области
ценности
научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия
между
людьми и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые
исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебно-

и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- владеть географической терминологией и
системой
базовых
географических
понятий,
умение
применять
социально-экономические
понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений,
отдельных
территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
21

исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения
практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
- овладение видами деятельности
по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях,
в
том
числе
при
создании
учебных
и
социальных
проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду

различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа
и
интерпретации
информации
из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники
географической
информации
для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять географические особенности стран с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них
глобальных
проблем
человечества;
использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;

22

ПК3 …

23

2. Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в
часах*
36

в т. ч.:
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
*Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

24

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
1
2
Основноесодержание
Введение
Введение.
Источники
географической
информации.
География как наука. Ее роль и значение в системе
наук. Источники географической информации и методы
работы
с
ними.
Традиционные
и
новые
методы
географических исследований. Географические карты
различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними
(видеоблоги,
тематические
группы
в
соцсетях,
художественная литература, путеводители, карты – их
критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Современная
Теоретическое обучение
политическая
Политическая карта мира. Исторические этапы ее
карта мира
формирования и современные особенности. Субъекты
политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка
стран
по
площади
территории
и
численности
населения.
Формы
правления,
типы
государственного устройства и формы государственного
режима
Типология стран по уровню социально-экономического

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

2

ОК01.
ОК02.
ЛР13.ЛР16,ЛР20.

18
6

ОК02.
ОК04.
ОК09.
ЛР8,ЛР9,ЛР10.

25

Наименование
разделов и тем

Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов

Тема 1.3.

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
развития.
Условия
и
особенности
социальноэкономического развития развитых и развивающихся
стран и их типы.
Понятие
о
политической
географии.
Влияние
международных отношений на политическую карту мира.
Региональные
и
локальные
конфликты.
Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Мировые
природные
ресурсы.Ресурсообеспеченность.
Классификация видов природных ресурсов (минеральные,
земельные, водные, биологические, агроклиматические
и
т.д.).
Размещение
различных
видов
природных
ресурсов
на
территории
мировой
суши.
Ресурсы
Мирового океана. Территориальные сочетания природных
ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное
использование
ресурсов
и
охрана
окружающей среды
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира (по выбору)»
№3:
«Выявление
и
обозначение
регионов
с
неблагоприятной экологической ситуацией»
Содержание учебного материала

Объём
часов

Формируемые
компетенции

4

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ЛР15,ЛР20.

4

26

Наименование
разделов и тем

География
населения мира

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее
населенные регионы и страны мира. Воспроизводство
населения и его типы. Демографическая политика.
Качество жизни населения. Территориальные различия в
средней
продолжительности
жизни
населения,
обеспеченности
чистой
питьевой
водой,
уровне
заболеваемости,
младенческой
смертности
и
грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная
структура
населения.
Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения
мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население.
Качество рабочей силы в различных странах мира.
Особенности
размещения
населения
в
регионах
и
странах
мира.
Миграции
населения,
их
основные
причины и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы
урбанизации в различных регионах и странах мира
«Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация.
Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы
Практическоезанятие
№4: «Анализ особенностей населения в различных
странах и регионах мира (особенности демографической
ситуации, расселения, сравнительная оценка качества

Объём
часов

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ЛР9,ЛрЛР13,ЛР16.

27

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4.
Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
жизни населения, сравнительная оценка культурных
традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1.
Современные
особенности
развития
мирового
хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее
развития. Международное географическое разделение
труда. Международная специализация и кооперирование.
Научно- технический прогресс и его современные
особенности.
Современные
особенности
развития
мирового хозяйства. Социально-экономические модели
стран.
Интернационализация
производства
и
глобализация
мировой
экономики.
Региональная
интеграция.
Основные
показатели,
характеризующие
место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов
размещения производительных сил»
*Профессионально-ориентированное содержание

Объём
часов

Формируемые
компетенции

4

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ЛР14,ЛР15,ЛР18.
ПК 4…

28

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический
комплекс
мира.
Электроэнергетика мира. Топливный баланс мира. Рост
производства
различных
видов
топлива.
Газовая,
нефтяная,
угольная
промышленность
мира.
Альтернативные
источники
энергии.
Географические
особенности развития мировой электроэнергетики
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие
чёрной металлургии мира. Металлургические базы мира.
Географические
особенности
развития
цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий
цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения.
Развитие отраслей машиностроения в мире. Главные
центры машиностроения
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура.
Грузо- и пассажирооборот транспорта. Географические
особенности
развития
различных
видов
мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые
порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая) и лёгкая промышленность
Географические
особенности
развития
химической,
лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство

Объём
часов

Формируемые
компетенции

29

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Сельское хозяйство и его экономические особенности.
Интенсивное
и
экстенсивное
сельскохозяйственное
производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География
мирового растениеводства и животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами
и
услугами.
Факторы,
формирующие
международную
хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация
стран
мира
по
уровню
развития
медицинских, образовательных, туристских, деловых и
информационных
услуг.
Особенности
современной
торговли услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран
и регионов мира»
№
7:
«Размещение
профильной
отрасли
мирового
хозяйства на карте мира»
№
8:
«Составление
экономико-географической
характеристики профильной отрасли»
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров
основных видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции,
видов
сырья,
районов
международного
туризма и отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира

Объём
часов

Формируемые
компетенции

12

ОК 01.
30

Наименование
разделов и тем

Тема 2.1.
Зарубежная
Европа

Тема 2.2.
Зарубежная
Азия

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического
положения
региона.
История
формирования его политической карты. Характеристика
природно-ресурсного
потенциала.
Особенности
населения
Хозяйство
стран
Зарубежной
Европы.
Сельское
хозяйство.
Транспорт.
Туризм.
Особенности
отраслевого
состава
промышленности.
Особенности
развития сельского хозяйства Зарубежной Европы.
Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
*Развитие
и
размещение
предприятий
профильной
отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны
Зарубежной
Европы.
Условия
их
формирования
и
развития.
Особенности
политической
системы.
Природно-ресурсный
потенциал,
население,
ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№
10:
«Характеристика
особенностей
природы,
населения и хозяйства европейской страны»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности
географического
положения
региона.
История

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

ОК 02.
ОК 03.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ЛР11,ЛР18,ЛР21,ЛР39.

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
31

Наименование
разделов и тем

Тема 2.3.
Африка

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной
зарубежной
Азии.
Характерные
черты
природно-ресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива
как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их
формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей
природы, населения и хозяйства стран Юго-Западной и
Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место
и
роль
Африки
в
мире.
Особенности
географического
положения
региона.
История
формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала и особенности
населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран
Африки. Особенности развития субрегионов Африки.
Экономическая
отсталость
материка
и
пути
ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в Африке

Объём
часов

Формируемые
компетенции

ЛР11,ЛР18,ЛР39,

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ЛР11,ЛР18,ЛР39.

32

Наименование
разделов и тем

Тема 2.4.
Америка

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности
географического
положения
региона.
История
формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства.
*Развитие
и
размещение
предприятий
профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США.
Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада.
Природные
ресурсы
и
хозяйство
Канады.
Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Население Канады. Ведущие
отрасли хозяйства и экономические районы Канады
2.
Место
и
роль
Латинской
Америки
в
мире.
Особенности
географического
положения
региона.
История
формирования
его
политической
карты.
Население Латинской Америки
Хозяйство
стран
Латинской
Америки.
Отрасли
международной
специализации.
Территориальная
структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской
Америки.
Условия
их
формирования
и
развития.
Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Лр11,ЛР18.ЛР39.

33

Наименование
разделов и тем

Тема 2.5.
Австралия и
Океания

Тема 2.6.
Россия в
современном
мире

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
территориальная структура. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие
№12: «Составление
сравнительной
экономикогеографической характеристики двух стран Северной и
Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире.
Особенности
географического
положения
региона.
История
формирования
его
политической
карты.
Особенности
природно-ресурсного
потенциала,
населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
*Развитие
и
размещение
предприятий
профильной
отрасли в Австралии и Океании
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Россия на политической карте мира. Изменение
географического,
геополитического
и
геоэкономического положения России на рубеже XX —
XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее
участие в международной торговле товарами и других
формах
внешнеэкономических
связей.
Особенности
территориальной
структуры
хозяйства.
География
отраслей международной специализации РФ. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в России

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ЛР11,Лр18,ЛР33.

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ЛР3,ЛР5.ЛР9,ЛР10.

34

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
Практические занятия
№13:
«Оценка
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России. Определение роли
России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14:
«Определение
отраслевой
и
территориальной
структуры внешней торговли товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Классификация Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные
проблемы
человечества.
Глобальные
проблем.
процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные
прогнозы,
проявления
глобальных
процессов.
Понятие
о
гипотезы и
глобальных проблемах современности — естественнопроекты
научных и общественных. Сырьевая, энергетическая,
демографическая, продовольственная и экологическая
проблемы как особо приоритетные, возможные пути их
решения.
Проблема
преодоления
отсталости
развивающихся стран. *Влияние предприятий профильной
отрасли на глобальные проблемы.
Роль
географии
в
решении
глобальных
проблем
человечества
Дифференцированный зачет
Всего

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ЛР18,ЛР20.

2
36
часов
35

36

3. Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрены
следующие
специальные
помещения:наличия
учебного
кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование
лаборатории
и
рабочих
мест
лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
 атлас мира
 контурные карты
 карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие
фильмы:
«Глобальное
потепление»,
«Транссибирский
экспресс»,
«Циклопические
постройки
мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий

Основные источники:
1.Е.В.Баранчиков учебник географии- 10 класс.
2.В.П.Максаковский- рабочая тетрадь.
3.Города мира. География мировой урбанизации. Е.Н. Перцик.
4.Энциклопедический словарь. Народонаселение. М.:БРЭ
37

5.Общая экономическая
А.П.Максаковский.

и

социальная

география.

Курс

лекций.

6.Е.В. Баранчиков учебник географии
Дополнительные источники:
1. География современный мир. Ю.Н.Гладский,В.В. Николина.
2.Контурные карты
3.Энциклопедия стран мира.- М.: Экономика.
4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и
страны. С.Б.Лаврова, Н.В. Каледина.
5.Социально-экономическая география. Справочное пособие. В.Н.Холина,
А.С. Радионова, В.Н. Наумов.
6. География человеческой деятельности. В.Н. Холина.

Интернет-ресурсы :
1. eo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" Статьи по разделам:

Землеведение (136); География материков, океанов, стран (41);
География России (446); Экономическая и социальная география мира
(381).
2. geo.1september.ru - газета "География"
3. my-geography.ru - Сайт учителя географии Сазоновой Галины
Ивановны. Учебно-методический материал, презентации, фото, видео,
работы учащихся, интересные задания по географии.
4. georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте
Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ.
Экономические районы. Часовые пояса и др.
geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира". Сведения
по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые
пояса

38

4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
общеобразовательной
дисциплины
раскрываются
через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профес
Раздел/Тема
сиональная
компетенция
ОК 01.
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 02.
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3,
1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 03.
Р1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 04.
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
ОК 05.
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
ОК 06.
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 07.
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 09.
Р 1, Тема 1.1.
5
ПК …
Профессиональноориентированное содержание

Тип оценочных
мероприятий

тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный
опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций
по
темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный зачет
проводится
в
форме
тестирования

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».