Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Биология

Приложение
к ООП по профессии

09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 12. «БИОЛОГИЯ»
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

2025г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Биология» .......................................................... 3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................. 10
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины………….18
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.................................................................................................................... 20

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы и является обязательной частью общеобразовательного
цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами
для
выявления
естественных
и
антропогенных
изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать
меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и
Планируемые результаты освоения дисциплины
наименование
формируемых
Общие (личностные, метапредметные)
Дисциплинарные (предметные)
компетенций
ОК 01. Выбирать
сформированность знаний о месте и роли биологии в
В части трудового воспитания:
способы решения
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, системе научного знания; функциональной грамотности
задач
трудолюбие;
человека для решения жизненных проблем;
профессиональной
- готовность к активной деятельности технологической и сформированность умения раскрывать содержание
деятельности
социальной направленности, способность инициировать, основополагающих биологических терминов и понятий:
применительно к
планировать и самостоятельно выполнять такую жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
различным
деятельность;
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
контекстам
- интерес к различным сферам профессиональной веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
деятельности,
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
Овладение универсальными учебными познавательными организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
действиями:
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
а) базовые логические действия:
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
- самостоятельно формулировать и актуализировать уровневая организация;
проблему, рассматривать ее всесторонне;
сформированность умения раскрывать содержание
- устанавливать существенный признак или основания для основополагающих биологических теорий и гипотез:
сравнения, классификации и обобщения;
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
- определять цели деятельности, задавать параметры и происхождения жизни и человека;
критерии их достижения;
сформированность умения раскрывать основополагающие
- выявлять закономерности и противоречия в биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
рассматриваемых явлениях;
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
- вносить коррективы в деятельность, оценивать Бэра), границы их применимости к живым системам;
соответствие результатов целям, оценивать риски приобретение опыта применения основных методов
последствий деятельности;
научного
познания,
используемых
в
биологии:
- развивать креативное мышление при решении наблюдения и описания живых систем, процессов и
жизненных проблем
явлений; организации и проведения биологического
б) базовые исследовательские действия:
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
- владеть навыками учебно-исследовательской и зависимости
между
исследуемыми
величинами,
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
объяснения полученных результатов и формулирования
выявлять
причинно-следственные
связи
и выводов с использованием научных понятий, теорий и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, законов;

находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,

сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
коллективе
и проектной и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным

приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающей
состояние природной и социальной среды, осознание
среды,
глобального характера экологических проблем;
ресурсосбережению - планирование и осуществление действий в окружающей
, применять знания среде на основе знания целей устойчивого развития
об изменении
человечества;
климата, принципы активное неприятие действий, приносящих вред
бережливого
окружающей среде;
производства,
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
эффективно
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
действовать в
их;
чрезвычайных
- расширение опыта деятельности экологической
ситуациях
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

Профессиональные компетенции*
Вид
деятельности
ПМ 1.
Оформление и
компоновка

Показатели освоения компетенции
Код и
наименование
компетенции
ПК 1.1
Навыки/ практический опыт:
Выполнять ввод и
Выполнять ввод и обработку текстовых данных.
Обработку текстовых Умения:

Дисциплинарные
-умение реферировать источники научноТехнического характера по темам 1.2,1.4,1.5, по
Темам разделов 3,4,5;

технической
документации

данных

ПК 1.2
Выполнять
преобразование
данных, связанных с
изменениями
структуры
документов.
ПК 1.3.
Выполнять разметку
и форматирование
документов

-работать в современном текстовом редакторе;
-создавать, настраивать, применятьстили в
документе с помощью текстового процессора;
-находить в интернете источники информации
по заданной теме;
-использовать программы распознавания
символов;
-реферировать источники научно-технического
характера;
-составлять научно-технический текст,
придерживаясь правил, присущих научнотехническому стилю.
Навыки/практический опыт:
Выполнять преобразование данных, связанных с
изменениями структуры документов.
Умения:
-преобразовывать рисункив форматы .pngи
.jpeg;
-преобразовывать документв различные
выходные форматы.
Навыки/практический опыт:
Выполнять разметку иформатирование
документов различных форматов.
Умения:

-умение оформлять текстовые документы в
соответствии с требованиями, изложенными в
инструкции и вметодических рекомендациях;
-умение использовать программы распознавания
символов для описания обменных процессов и
преобразования документов в различные
Форматы (темы всех разделов) (например, Online
OCR);

-умение создавать схемы, графики, диаграммы и
Преобразовывать их в различные выходные
форматы
-умение редактировать и обрабатывать
изображения.

-решение практико-ориентированных заданий
по разделам дисциплины, составленных в
соответствии с профессиональными
компетенциями

различных
форматов.
ПК1.4.
Конвертировать
аналоговые данные в
цифровые.
ПК 1.5
Выполнять
подготовку
цифровых данных
для дальнейшей
обработки и
архивирования
ПМ2.
Подготовка
интерфейсной
графики

ПК 2.1
Создавать
визуальный дизайн
элементов
графического
пользовательского
интерфейса.
ПК2.2.
Подготавливать
графические
материалы для
включения в
графический
пользовательский
интерфейс.

- Обнаруживать и устранять ошибки разметки
в документе;
- Придавать разметке документа
удобночитаемый структурированный вид.
Навыки/практический опыт:
Конвертировать аналоговые данные в цифровые.
Умения:
- готовить графические схемы с помощью
инструментов, предусмотренных в наиболее
распространенных пакетах офисных
приложений;
- подготавливать графические схемы с помощью
специализированных визуальных редакторов.

Навыки/практический опыт:
Создавать визуальный дизайн элементов
графического пользовательского интерфейса.
Умения:
- создавать графические документы в
программах подготовки растровых изображений
Навыки/практический опыт:
Подготавливать графические материалы для
включения в графический пользовательский
интерфейс.
Умения:
-создавать анимационные последовательности и
раскадровку

- Владеть системой биологических
знаний, основополагающих понятий;
- умение составлять логические схемыконспекты потемам 1.3,1.4,1.5,2.3,2.4,2.2;по
темам разделов 3,4,5,
- умение составлять схемы реакций;
- умение строить графические схемы,
описывающие зависимость факторов среды и
приспособлений организмов различного
характера;
- умение составлять схемы клеточного цикла,
митоза, мейоза.
- владеть системой биологических знаний,
основополагающих понятий, законов, теорий,
правил, закономерностей;
- умение решать кейсы по разделам дисциплины;
- умение визуализировать результаты решения
практико-ориентированных задач, кейсов,
выполнения индивидуальных проектов (видео
ролики, видео-презентации, презентации с
использованием ИИ, макеты landin gpage и др.)

*ПК указаны в соответствии с ФГОС СПОпопрофессии09.01.03«Оператор информационных систем и ресурсов»

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
Контрольная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

40
2
20
8
4
2
6
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристик биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
а жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
ая организация теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ:
Лабораторная
1. Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.3.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
2
2

4

6
2

ОК 2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

2

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2

функциональн
ые факторы
наследственнос
ти

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема
Основное содержание
2.1.Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
организмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
животных и
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.

2

2
2

ОК – 2
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

2
2

ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

2
20
2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
2

ОК – 2
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

2
2

ОК - 2
ОК - 4

человека
Тема 2.4.
Закономерност
и наследования

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Контрольная
Строение и функции организма
работа
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.

4
2

2

4
2

2

4
2

ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ОК - 1
ОК - 2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ПК 1.2
ПК 1.3

2

2
6
2
2

ОК - 2
ОК - 4

учения.
Микроэволюци
я
Тема 3.2.
Макроэволюци
я.
Возникновение
и развитие
жизни на Земле

Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
антропогенез
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная.
среды жизни
Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в
разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические

2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
2

ОК - 2
ОК - 4

18
2
2

4
2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ПК 1.2
ПК 1.3

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система
Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные
с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму
отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа:
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»

2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

2
2

4
2
2

2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5.

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная
Теоретические аспекты экологии
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
Тема 5.2.1.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
в
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ
промышленнос информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
ти
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий
Тема 5.2.2.
Основное содержание

2

2

8
4
2
2

2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

4
4

ОК - 1

4
4
4
2

Социальноэтические
аспекты
биотехнологий

Практические занятия:
Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ
информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам)

4
2

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

Тема 5.2.3. Биотехнологии и технические системы
Тема 5.2.3.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
и технические
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика,
системы
бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по
группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточна
я аттестация по зачет
дисциплине
Всего:

4
4
4
2

2
2

72

ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения
Для реализации программы дисциплины «Биология» имеется учебный кабинет химии и
биологии.
Оборудование учебного кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- плакаты;
- микроскоп;
- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук,
-экран,
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Константинов В.М., Рязанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология. Учеб.пособие для
СПО. – М., 2023, рекомендован МО РФ
2. ТупикинЕ.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности.
Учебник. ОИЦ «Академия»,2023, рекомендован МО РФ
Дополнительные источники:
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл.
Учебник. – М., 2021.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.
Учебник. – М., 2022.
3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М.,
2021.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Интернет- ресурсы:
1. Онлайн подготовка. Интерактивный учебник «Открытая биология» http://biology.ru
2. Страничка газеты "Первое
сентября"http://www.biology.ru/modules95bb.html?name=main_menu&op=show_page
&page=internet.inc
3. Электронные ресурсы по биологииmetodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
4. Educational resources of the Internet - Biology. Образовательные ресурсы Интернета Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio.htm
5. Национальный портал «Природа», в т.ч. коллекция ссылок http://list.priroda.ru/
http://priroda.ru/
6. Естественнонаучный образовательный портал
http://en.edu.ru/
7. Информационная система «Биоразнообразие России»
http://www.zin.ru/BioDiv/index.html
8. Статьи о таинственных животных: динозаврах и прочих чудовищах
http://cryptoz.narod.ru/
9. Редкие и исчезающие виды животных
http://nature.ok.ru/redbook.htm
10. Государственный Дарвиновский музей
http://www.darwin.museum.ru/
11. Всероссийский экологический портал
http://ecoportal.ru/
12. информационно-экологический портал
http://www.informeco.ru/
13. Популярная наука: сборник справочных и познавательных публикаций
http://sci.aha.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
ОК, КП

ОК 02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

Структурно-функциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ

ПК 1.4
ПК 1.5
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма

Контрольная работа “Строение и
функции организма”

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
и человека
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Сцепленное наследование
признаков

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

ПК 1.2
ПК 1.3
Раздел 3. Теория эволюции

наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.2
ПК 1.3

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.4

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на

ПК 1.5

человека (низкие и высокие
температуры)"
Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».