Образовательная
программа
профессиональной
подготовки
водителей
транспортных средств категории «СЕ» разработана на основе Приказа №808 от
08.11.2021 г. Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
примерных программ профессионального обучения водителей транспортных
средств соответствующих категорий и подкатегорий».
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Питерский агропромышленный
лицей»
Разработчики:
Преподаватель специальных дисциплин высшей категории государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Питерский агропромышленный лицей» - Абжалимов Юрий Андреевич
Преподаватель специальных дисциплин высшей категории государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Питерский агропромышленный лицей» - Макулов Владимир Юрьевич.
Мастер производственного обучения (вождения) Заралкин Игорь Викторович.
Рекомендована методической комиссией по спецпредметам государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Питерский агропромышленный лицей»
Протокол методической комиссии №1 от «29» августа 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Пояснительная записка ………………………………………….......
4
II.
Учебный план ………………………………………………………..
6
III.
Календарный учебный график ………………………………….......
7
IV.
Рабочие программы учебных предметов …………………………..
8
8
V.
4.1. Специальный цикл Программы ………………………………..
4.1.1. Учебный предмет «Устройство и техническое
обслуживание транспортных средств категории «СЕ» как
объектов управления» ……………………………………………….
4.2. Учебный предмет «Основы управления транспортными
средствами категории «СЕ» ……………
4.2.1. Учебный предмет «Вождение транспортных средств
категории «СЕ» (для транспортных средств с механической
трансмиссией) ………………………………………………………..
4.2.2. Первоначальное обучение вождению
4.2.3. Обучение вождению в условиях дорожного движения
Планируемые результаты освоения Программы ………………….
10
10
11
12
VI.
Условия реализации Программы …………………………………...
13
VII.
Система оценки результатов освоения Программы ………………
21
VIII. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию
Программы …………………………………………….
IX.
Литература …………………………………………………………..
23
23
8
9
2
I. Пояснительная записка
Образовательная
программа
профессиональной
подготовки
водителей
транспортных средств категории «СЕ» (далее –программа) разработана в
соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 12.1995 г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 50, ст.4873; 2021, №49, ст.8153) (далее - Федеральный закон №
196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, №53,ст.7598) (далее – Федеральный закон об
образовании),
пунктом
2
Правил
разработки
примерных
программ
профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих
категорий
и
подкатегорий,
утвержденных
постановлением
Правительства
Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №980 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, №45, ст.5816; 2018, №52, ст. 8305), Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. №438 (зарегистрирован
Министерством
регистрационный
юстиции
Российской
№59784),
Федерации
профессиональными
11
сентября
2020
г.,
и
квалификационными
требованиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок к работникам
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанными в абзаце
первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного
движения», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 31 июля 2020 г. №282 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 23 ноября 2020 г., регистрационный № 61070).
Содержание программы представлено пояснительной запиской, учебным
планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами
освоения Рабочей программы, условиями реализации программы, системой оценки
результатов
освоения
программы,
учебно-методическими
материалами,
обеспечивающими реализацию Рабочей программы.
3
Учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с
указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время,
отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории
«СЕ» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «СЕ»;
«Вождение
транспортных
средств
категории
«СЕ»
механической
(с
трансмиссией).
Рабочие
программы
учебных
предметов
раскрывают
рекомендуемую
последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов
по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов определяется
образовательной
транспортных
программой
средств
профессиональной
категории
«СЕ»,
подготовки
разработанной
и
водителей
утвержденной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с
частями 3 и 5 статьи 12 Федерального закона об образовании (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598, 2021, №1, ст.56),
согласованной с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно подпункту «в»
пункта
5
Положения
о
лицензировании
образовательной
деятельности,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18
сентября 2020 г. №1490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020.
№39, ст.6067) (далее – образовательная программа).
Условия
реализации
рабочей
программы
составляют
материально
–
техническую базу организации, осуществляющей образовательную деятельность, и
содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические
и
материально-технические
требования.
Учебно-методические
материалы
обеспечивают реализацию программы.
4
Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и
развития практических навыков и компетенций объем практики.
Программа может быть использована для разработки рабочей программы
профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при
соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
II. Учебный план
профессиональной подготовки
водителей транспортных средств категории «СЕ»
Таблица 1
Количество часов
В том числе
Всего Теоретические
Практические
занятия
занятия
Учебные предметы специального цикла
Устройство и техническое обслуживание
7
3
4
транспортных средств категории «СЕ» как
объектов управления
Основы управления транспортными средствами
7
3
4
категории «СЕ»
Вождение транспортных средств категории «СЕ»
24
24
(для транспортных средств с механической
трансмиссией)1
Квалификационный экзамен
Квалифицированный экзамен
4
2
2
Учебные предметы
Итого
42
8
34
_______________________
1
Вождение проводиться вне сетки учебного времени. По окончанию обучения вождению на транспортном средстве с
механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалифицированного экзамена на транспортном средстве с
механической трансмиссией.
5
III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 2
Календарный учебный график
Учебные предметы
Устройство и техническое
обслуживание транспортных
средств категории «СЕ» как
объектов управления
Количество часов
Номер занятия
всего
из них:
1
2
3
4
Учебные предметы специального цикла
Т. 1
Т. 2
теор.
3
2
1
7
Т. 2
Т. 3
практ.
4
1
2
Основы управления
транспортными средствами
категории «СЕ»
7
теор.
практ.
Итоговая аттестация –
квалификационный экзамен
Итого
Вождение транспортных средств
категории «С» (с механической
трансмиссией)
3
Т. 1
2
4
Квалификационный экзамен
теор.
2
4
практ.
2
18
4
5
Т.3
Зачет
1
Т. 2
1
Т. 1
2
Т. 2
Зачет
2
3
2
4
1
24
Продолжение табл. 2
Учебные предметы
Номер занятия
6
7
8
9
Учебные предметы специального цикла
Устройство и техническое
обслуживание транспортных
средств категории «В» как
объектов управления
Основы управления
транспортными средствами
категории «С»
Итоговая аттестация –
квалификационный экзамен
Итого
10
11
Итого
3
4
3
4
Квалификационный экзамен
Экзамен
2
Экзамен
2
4
2
2
18
6
IV. Рабочая Программа учебных предметов
4.1.Специальный цикл Программы.
4.1.1.Учебный
предмет
«Устройство
и
техническое
обслуживание
транспортных средств категории «СЕ» как объектов управления».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические
Практические
занятия
занятия
Устройство транспортных средств
Общее устройство прицепов, тягово2
2
сцепных и опорно-сцепных устройств
Итого по разделу
2
2
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание прицепов,
2
1
1
тягово-сцепных и опорно – сцепных
устройств
Подготовка автопоезда к движению2
3
3
Итого по разделу
5
1
3
Итого
7
3
4
2
Практическое задание проводится на учебном транспортном средстве.
Качество усвоения материала по учебному предмету оценивается преподавателем по итогам промежуточной аттестации.
4.1.1.1.Устройство транспортных средств.
Общее устройство прицепов: классификация прицепов; краткие технические
характеристики прицепов категории О3,общее устройство прицепа, виды подвесок,
применяемых на прицепах, назначение и устройство рабочей тормозной системы
прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки,
способы фиксации страховочных тросов (цепей) неисправности, при наличии
которых запрещается эксплуатация прицепа.
4.1.1.2. Техническое обслуживание.
Техническое обслуживание прицепов: виды и периодичность технического
обслуживания
прицепов,
контрольный
осмотр
и
ежедневное
техническое
обслуживание прицепов, подготовка прицепа к техническому осмотру.
7
Подготовка автопоезда к движению: проверка наличия смазки в механизме
узла сцепки, проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес,
проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей), проверка работы
внешних световых приборов прицепа.
4.2. Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами
категории «СЕ».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 4
Наименование разделов и тем
Всего
Особенности управления автопоездом в
штатных ситуациях
Особенности управления автопоездом в
нештатных ситуациях
Всего
4
Количество часов
В том числе
Теоретических
Практических
2
2
3
1
2
7
3
4
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях: причины
возникновения поперечных колебаний прицепа во время движения автопоезда;
управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор
безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне,
опережение в встречном разъезде; маневрирование автопоезда в ограниченном
пространстве;
предотвращение
управление
автопоездом
«складывания»
автопоезда
при
при
движении
движении
задним
задним
ходом;
ходом.
Обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; обеспечение
безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления
автопоезда в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности
управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом
сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах
различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза;
особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого
груза; особенности управления автоцистерной. Решение ситуационных задач.
8
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях: причины
ухудшения курсовой устойчивости и «складывания» автопоезда при торможении;
причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа
привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа;
действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной
скорости на входе автопоезда в поворот. Решение ситуационных задач.
4.2.1. Учебный предмет «Вождение транспортных средств категории «СЕ».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 5
Наименование заданий
Количество
часов
практического
обучения
Первоначальное обучение вождению
Приемы управления транспортным автопоездом
5
Управление автопоездом в ограниченных проездах
7
Итого по разделу
12
Обучение вождению в условиях дорожного движения
Вождение по учебным маршрутам3
12
Итого по разделу
12
Всего
24
___________________
3
Для выполнения задания учебной организацией разрабатываются маршруты, содержащие
соответствующие участки дорог.
4.2.2. Первоначальное обучение вождению.
Приемы управления автопоездом: подготовка к выезду, сцепка автопоезда,
проверка технического состояния автопоезда, начало движения, движение по
кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение
двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в
заданном месте с применением различных способов торможения; движение с
поворотами направо, налево и разворотом для движения в обратном направлении;
начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом
по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала
заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка,
9
движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование
траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка,
расцепка автопоезда.
Управление автопоездом в ограниченных проездах: повороты налево и направо
на 90 градусов при ограниченной ширине полосы движения (при движении вперед);
начало движения задним ходом, въезд в «габаритный коридор» с поворотом на 90
градусов направо (налево), движение в «габаритном коридоре», подъезд задним
бортом к имитатору погрузочной платформы (ряду стоек), остановка перед
имитатором погрузочной платформы, выезд из «габаритного коридора» передним
ходом в сторону, противоположную въезду в «габаритный коридор», остановка,
начало движения задним ходом, проезд перекрестка и железнодорожного переезда;
развороты без применения и с применением заднего хода; начало движения задним
ходом, движение по прямой в «габаритном коридоре» задним ходом, остановка,
начало движения передним ходом, движение по прямой в «габаритном коридоре»
передним ходом, остановка.
4.2.3. Обучение вождению в условиях дорожного движения
Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на
дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах,
подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в
местах стоянки; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей
территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот
вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд,
движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных
транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов;
подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории,
движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых
перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом
для движения в обратном направлении.
10
V. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны
знать:
Правила дорожного движения;
основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения
и перевозок пассажиров и багажа;
основы безопасного управления составом транспортных средств;
назначение, устройство и разновидности тягово – сцепных устройств тягачей;
перечень неисправностей и условий при наличии которых запрещается
эксплуатация прицепа;
основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в
прицепе, опасность и последствия перемещения груза;
особенности управления составом транспортных средств в штатных и
нештатных ситуациях.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны
уметь:
безопасно и эффективно управлять составом транспортных средств в
различных условиях движения;
соблюдать
Правила
дорожного
движения
при
управлении
составом
транспортных средств;
выполнять ежедневное техническое обслуживание состава транспортных
средств;
устранять
мелкие
неисправности
в
процессе
эксплуатации
состава
транспортных средств, не требующие разборки узлов и агрегатов;
прогнозировать
и
предотвращать
возникновение
опасных
дорожно-
транспортных ситуаций в процессе управления составом транспортных средств;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в
сложных и опасных дорожных ситуациях;
совершенствовать свои навыки управления составом транспортных средств.
11
VI. Условия реализации программы
Организационно-педагогические
6.1.
условия
реализации
программы
обеспечивают реализацию программы в полном объеме, соответствие качества
подготовки обучающихся потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень достижения планируемых результатов, соответствие применяемых форм,
средств,
методов
особенностям,
обучения
склонностям,
и
воспитания
способностям,
возрастным,
психофизическим
интересам
и
потребностям
обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения
и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям
обучающихся
организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность,
проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов
или с использованием аппаратно – программного комплекса тестирования и
развития психофизиологических качеств водителя (далее – АПК).
Обучение проводится с использованием учебно – материальной базы,
соответствующей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 16 и пунктом 1
статьи 20 Федерального закона №196 – ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, №50, ст.4873, 2021, №27, ст.5159) и подпунктом «б» пункта 11
Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных
мерах
по
обеспечению
безопасности
дорожного
движения»
(Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, №25, ст.2897; 2018, №38, ст. 5835).
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий
должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного
часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час
(60 минут).
12
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для
теоретического обучения:
П= Рпр * n / 0,75 Фпом
где: П - число необходимых помещений;
Рпр - расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну
группу в часах;
n - общее число групп;
0,75 – постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается
равной 75%);
Фпом - фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером
производственного
обучения
индивидуально
с
каждым
обучающимся
в
соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и
обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного
движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на
закрытой площадке.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения
допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным
средством, представившие медицинскую справку установленного образца и
знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения
проводится на учебных маршрутах, утверждаемых ГБПОУ СО «ПАЛ».
На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь
при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной
категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством
соответствующей категории или подкатегории согласно особым условиям допуска к
работе,
указанным
в
пункте
3.1.
профессионального
стандарта
«Мастер
13
производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 28 сентября 2018 г. №603н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2018
г., регистрационный №52440).
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, соответствует
материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4 программы.
6.2. Педагогические работники, реализующие образовательную программу, в
том числе преподаватели по программам профессионального обучения, мастера
производственного обучения, удовлетворяют квалификационным требованиям,
указанным в квалифицированных справочниках по соответствующим должностям и
(или) профессиональных стандартах.
Преподаватели по программам профессионального обучения удовлетворяют
требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6
октября 2010 г., регистрационный №18638) с изменениями, внесенным приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
31 мая 20411 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240).
Мастер
производственного
обучения
удовлетворяет
требованиям
профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению
транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28
сентября 2018 г. №603н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 16 октября 2018 г., регистрационный №52440).
6.3. Информационно-методические условия реализации образовательной
программы включают:
14
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
6.4.
Материально-технические
условия
реализации
образовательной
программы.
АПК
обеспечивает
оценку
и
возможность
повышать
уровень
психофизиологических качеств водителя, необходимых для безопасного управления
транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать
навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления
транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных
качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик,
реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения
субъективности в процессе тестирования.
АПК обеспечивает тестирование следующих профессионально важных
качеств
водителя:
психофизиологических
(оценка
готовности
к
психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и
времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания,
память,
психомоторику,
эмоциональную
устойчивость,
динамику
работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка
моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя,
которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно –
психическая
устойчивость,
свойства
темперамента,
склонность
к
риску,
конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК обеспечивает защиту персональных данных.
Учебные
транспортные
средства
категории
«СЕ»
представлены
механическими транспортными средствами и прицепами, относящимися к одной из
категорий О2, О3, О4 (не менее одного), зарегистрированными в Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
15
Российской
Федерации
или
иных
органах,
определяемых
Правительством
Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака
«Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления в
соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску к транспортных средств
к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров
–
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №109 (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №47, ст.4531; Собрание
законодательств Российской Федерации, 2014, №14, ст.1625) (далее – Основные
положения).
Расчет
количества
необходимых
механических
транспортных
средств
осуществляется по формуле:
N тс = ТК / t * 24,5 * 12 + 1
где: N тс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К – количество обучающихся в год;
t – время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2
часа – один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное
средство, 14,4 часа – два мастера производственного обучения на одно учебное
транспортное средство;
24,5 – среднее количество рабочих дней в месяц;
12 – количество рабочих месяцев в году;
1 – количество резервных учебных транспортных средств.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с
ограниченными
соответствующим
возможностями
ручным
или
здоровья,
другим
должны
быть
предусмотренным
для
оборудованы
таких
лиц
управлением.
Механические транспортные средства, используемые для обучения вождению,
согласно
пункту
5
Основных
положений
должно
быть
оборудовано
дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с
16
автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и
опознавательным знаком «Учебное5 транспортное средство» в соответствии с
пунктом 8 Основных положений.
Перечень оборудования учебного кабинета
Таблица 6
Наименование учебного оборудования
Единица
измерения
Оборудование и технические средства обучения
Тренажер
(в
качестве
тренажера
может комплект
использоваться учебное транспортное средство)
Опорно-сцепное устройство
комплект
Компьютер с соответствующим программным
обеспечением
комплект
Мультимедийный проектор
комплект
Экран (монитор, электронная доска)
комплект
4
Магнитная доска со схемой населенного пункта
комплект
Количество
1
1
1
1
1
Учебно-наглядные пособия
(допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета,
модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов)
Устройство и техническое обслуживание
транспортных средств категории «СЕ» как объектов
управления
Классификация прицепов
Общее устройство прицепов категории О2, О3, О4
Виды подвесок, применяемых на прицепах
Устройство рабочей тормозной системы прицепа
Электрооборудование прицепа
Устройство узла сцепки и опорно-сцепного
устройства
Контрольный осмотр и ежедневное техническое
обслуживание автопоезда
штука
штука
штука
штука
штука
1
1
1
1
1
штука
1
штука
1
Основы управления транспортными средствами
категории «СЕ»
Управление
автопоездом
при
прохождении
поворотов
штука
Управление автопоездом при обгоне, опережении и
встречном разъезде
штука
Маневрирование автопоезда в ограниченном
1
1
17
пространстве
Управление автопоездом при движении задним
ходом
Перевозка грузов в прицепах различного назначения
Причины ухудшения курсовой устойчивости и
«складывания» автопоезда при торможении
Причины возникновения заноса и сноса прицепа
Особенности управления автопоездом в горной
местности
Типичные опасные ситуации
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД
штука
1
штука
штука
1
1
штука
штука
1
1
штука
штука
штука
1
1
1
штука
1
штука
штука
штука
штука
1
1
1
1
штука
штука
штука
1
1
1
штука
1
штука
1
Информационные материалы
Информационный стенд
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992г. №
2300-1 «О защите прав потребителей» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, №3,
ст.140; 2021, №24, ст.4188)
Копия лицензии с соответствующим приложением
Примерная программа
Образовательная программа
Учебный план
Календарный учебный график (на каждую учебную
группу)
Расписание занятий (на каждую учебную группу)
График учебного вождения (на каждую учебную
группу)
Схемы
учебных
маршрутов,
утвержденные
руководителем
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность
Книга жалоб и предложений
Адрес официального сайта в информационно –
телекоммуникационной сети «Интернет»
___________
4
Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием
5 Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма,
видеофильма, мультимедийных слайдов.
Закрытая
площадка
имеет
установленное
по
периметру
ограждение,
препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов, за
исключением транспортных средств, используемых для обучения вождению и
проведения квалификационного экзамена, и лиц, непосредственно задействованных
18
в проведении квалификационного экзамена, согласно пункту 2 Требований к
техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными
средствами кандидатов в водители, прилагаемых к Правилам проведения экзаменов
на право управления
удостоверений,
транспортными
утвержденным
средствами и выдачи
постановлением
Правительства
водительских
Российской
Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными
средствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №44,
ст.6063; 2019, №52, ст.7974) (далее – Требования к техническим средствам
контроля).
Размеры и оборудование закрытой площадки обеспечивают возможность
выполнения испытательных упражнений в зависимости от категорий или
подкатегории
транспортного
средства,
используемых
для
проведения
квалификационного экзамена согласно пункту 3 Требований к техническим
средствам контроля.
Размер закрытой площадки для первоначального обучения вождению
транспортных средств составляет 0,34 га. Для разметки границ выполнения
соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные),
стойки разметочные, вехи стержневые.
Зоны испытательных упражнений закрытой площадки имеют однородное
цементобетонное покрытие, согласно пункту 5 Требований к техническим
средствам контроля.
Наклонный участок имеет продольный уклон в пределах 8-16 процентов
включительно. Использование колейной эстакады не допускается согласно пункту 5
Требований к техническим средствам контроля.
На участках, предназначенных
для движения
транспортных
средств,
предусмотрен водоотвод. Проезжая часть горизонтальная с максимальным
продольным уклоном не более 100 промилле согласно
пункту 5 Требований к
техническим средствам контроля.
Коэффициент
сцепления
покрытия
обеспечивает
безопасные
условия
движения. В зоне движения транспортных средств не допускается наличие
19
посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству закрытой
площадки согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля.
Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием не менее 0,3 при его
измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без
рисунка в соответствии с пунктом 5.2.2. Национального стандарта Российской
Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения. Методы контроля» ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26
сентября 2017 г. №1245-ст (М., Стандартинформ, 2017).
При снижении естественной освещенности до 20 люксов используются
наружные осветительные установки согласно пункту 5 Требований к техническим
средствам контроля.
В целях реализации программы на закрытой площадке оборудован перекресток,
пешеходный переход, установлены дорожные знаки.
Условия
реализации
Программы
составляют
требования
к
учебно-
материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования
образовательной организацией размещена на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://liceipiterka.my1.ru
VII. Система оценки результатов освоения Программы
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения
относится
к
компетенции
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность.
Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией в
форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя
практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица,
20
получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к
сдаче квалификационного экзамена не допускается.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются
представители
работодателей, их объединений согласно статьи 74 Федерального закона об
образовании (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53,
ст.7598; 2020, №22, ст.3379).
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена
проводится по предметам:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории
«СЕ» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «СЕ».
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении
квалификационного
экзамена
проводятся
с
использованием
материалов,
утверждаемых директором ГБПОУ СО «ПАЛ», осуществляющей образовательную
деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного
экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные
навыки управления транспортным средством категории «СЕ» на закрытой площадке
или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления
транспортным средством категории «СЕ» в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По
результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии
водителя, согласно пункту 2 части 10 статьи 60 Федерального закона
об
образовании (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53,
ст.7598, 2020, №22, ст.3379).
При
обучении
вождению
на
транспортном
средстве,
оборудованном
автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается
соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательной
программы, а также хранение в архивах информации об этих результатах на
21
бумажных
и
(или)
электронных
носителях,
обеспечивается
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
VIII. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию
Программы
Учебно-методические материалы представлены:
Примерной
программой
профессиональной
подготовки
водителей
транспортных средств категории «СЕ», утвержденной в установленном порядке;
образовательной
программой
профессиональной
подготовки
водителей
итоговой
аттестации
транспортных средств категории «СЕ»;
материалами
для
проведения
промежуточной
и
обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
IX. Литература
В.С. Кланица Охрана труда на автомобильном транспорте: учеб. пособие для НПО.
М: Издательский центр «Академия». 2018 г. - 160 с.
А.В. Смагин. Правовые основы деятельности водителя: Учебник водителя
автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е». М: Издательский
центр «Академия», 2014г. – 112 с.
М.В. Графкина, В.А. Михайлов Экология и автомобиль. Учебник для НПО. М:
Издательский центр «Академия», 2019 г. – 320 с.
А.С. Кузнецов. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. В двух частях.
Часть 1. Учебник для НПО. М: Издательский центр «Академия», 2018г. – 365 с.
А.С. Кузнецов. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. В двух частях.
Часть 2. Учебник для НПО. М: Издательский центр «Академия», 2018г. – 252 с.
А.С. Кузнецов. Техническое обслуживание и диагностика двигателя внутреннего
сгорания. Учебное пособие для НПО. (4-е изд. стереот.). М: Издательский центр
«Академия», 2013г. – 80 с.
22
А.С. Кузнецов. Ремонт двигателя внутреннего сгорания. Учебное пособие для НПО.
(2-е изд. стереот.). М: Издательский центр «Академия». 2013г. – 64 с.
Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для
студентов учреждений СПО. (6-е издание стер.). М: Издательский центр
«Академия», 2008г. – 480 с.
Доронкин В.Г. Ремонт автомобильного электрооборудования. Учебное пособие. (2-е
издание стереотипное). М: Издательский центр «Академия», 2012г. – 80 с.
С.К. Шестопалов. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых
автомобилей: Учебник для НПО: Учебное пособие для СПО. (2-е изд. стереот.). М:
Издательский центр «Академия», 2003. –544 с.
Пехальский А.П. Альбом: Устройство автомобилей. Иллюстрированное учебное
пособие. (2-е издание стереотипное). М: Издательский центр «Академия», 2012г.
А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для
студентов учреждений СПО. (4-е издание исправ.). М: Издательский центр
«Академия», 2007г. – 560 с.
В.И. Нерсисян Устройство автомобилей: Практикум. Учебное пособие для НПО. М:
Издательский центр «Академия», 2007г.
В.К. Вахламов Автомобили: Основы конструкции: Учебник для студентов высших
учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2004г. – 528 с.
А.С. Кузнецов. Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания. Учебное
пособие для НПО. (3-е изд. стереот.). М: Издательский центр «Академия». 2013г –
80с.
А.С. Кузнецов. Устройство и работа топливной системы бензинового двигателя.
Учебное пособие для НПО. (2-е изд. стереот.). М: Издательский центр «Академия».
2013г. – 80 с.
Семёнов В.М. Организация перевозок грузов. Учебник: для студентов учреждений
СПО.
(4-е издание стереотипное). М: Издательский центр «Академия», 2012г -
304с.
23
Спирин И.В. Организация и
управление пассажирскими автомобильными
перевозками. Учебник: для студентов учреждений СПО. (7-е издание стереотипное).
М: Издательский центр «Академия», 2012г. – 400с.
В.Н. Николенко. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник
водителя
автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е». - 7-е изд. стереот. М:
Издательский центр «Академия». 2009 г. - 400 с.
Ю.И. Шухман.
Основы управления транспортным средством и безопасность
движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «В». М.: ООО
«Книжное издательство «За рулём»», 2008г. – 160 с.: ил.
О.В. Майборода. Основы управления транспортным средством и безопасность
движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «D», «E».
(5-е изд. стереот.) М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 256 с.
С.К. Шестопалов Безопасное и экономичное управление автомобилем. Учебное
пособие для НПО. (6-е изд. стереот.), М: Издательский центр «Академия», 2008г. –
112 с.
Н.Я. Жульнев Учебник водителя. Правила дорожного движения. – М.: ООО
«Книжное издательство «За рулём»», 2010 г. 224 с.: ил.
Правила дорожного движения 2013г.
Электронные учебно-наглядные пособия
1. Обслуживание, диагностика и ремонт ВАЗ 2108-09
2. Топливная система карбюраторных двигателей.
3. Двигатель КШМ и ГРМ. – 2 экз.
Устройство современного легкового автомобиля:
1. Устройство и обслуживание ВАЗ 2101-07.
2. Система смазки.
3. Маленькие хитрости – 2 экз.
Устройство автомобилей:
1. Бензиновый двигатель.
2. Система питания карбюраторного двигателя.
3. Топливо и ГСМ.
24
4. Устройство системы питания автомобиля на газовом топливе.– 2 экз.
Устройство автомобилей:
1. КШМ и ГРМ.
2. Система смазки.
3. Охлаждение.
Устройство автомобилей:
1. Бензиновый двигатель.
2. Система питания карбюраторного двигателя.
3. Топливо и ГСМ.
4. Устройство системы питания автомобиля на газовом топливе.– 2 экз.
Устройство легкового автомобиля:
1. Система питания карбюраторных двигателей.
2. Автомобиль: Ваше первое знакомство.
3. Двигатель.
Устройство легкового автомобиля:
1. Коробка передач.
2. Синхронизатор.
3. Сцепление.
Устройство легкового автомобиля:
1.Двигатель.
2.Устройство легкового автомобиля:
1. Автомобиль с АКПП.
2. Современные трансмиссии: функционирование и смазка.
Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД. 2010 год. Официальная
версия.
ПДД – Репетитор. Теория. Практика. Основы безопасности вождения. Пособие по
вождению автомобиля и подготовке к экзаменам в ГИБДД с 1 сентября 2009 года.
1. Правила дорожного движения
2. Особенности движения
3. Неисправности автомобиля
25
Будьте благоразумны:
1. Авария авто с мотоциклом
2. Ваше зрение
3. Вождение с прицепом
4. Дорожные знаки
5. ДТП Грузового авто
6.Ж/д переезд
Безопасность дорожного движения
1. Основы безопасности движения.
2. Элементы движения теории автомобилей.
3. Обгон. Движение в сложных условиях.
1. Мастерство вождения.
2. Начало движения.
Курс вождения для категории «В».
Уроки безопасности вождения:
2. Мастер-класс BMW.
3. Программа экономичного вождения.
Уроки безопасности вождения:
1. Психологические пробки.
2. Экзамен на право управлять снегоходом и мотовездеходом.
1. Перед выездом
2. Заезд в бокс задним ходом
3. Безопасное управление авто на подъёме и спуске
4. Управление авто в ночное время
5. Безопасная дистанция
6. Безопасная скорость
Анализ дорожно-транспортного происшествия. Фильм
Действия водителей в критических ситуациях. Дети на улице:
1. Перевозка детей двух лет
2. Штрафы, которые нас не пугают
26
1. Особенности движения
2. Неисправности авто
3. Первая медицинская помощь
27