Приложение 2
к ООП по профессии
23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Срок обучения 1год и 10 месяцев.
2023 год
1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Питерский агропромышленный лицей»
Разработчик:
АбжалимовЮ.А.., преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных,
специальных дисциплин, протокол №1 от «30» августа 2023 года.
Утверждена Педагогическим Советом образовательной организации Протокол № 1 от
«30» августа 2023 года.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
17
3
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с
ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материалы в профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в
профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
4
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает
элементы компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК
05.
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ПК 2.1.Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК
2.2.
Осуществлять
техническое
обслуживание
электрических
и
электронных систем автомобилей.
ПК
2.3. Осуществлять
техническое
обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
5
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы
часов
Максимальная учебная нагрузка
47
Обязательная учебная нагрузка
36(47)
в том числе:
теоретическое обучение
29
лабораторные занятия
6
практические занятия:
12
Итоговая аттестация проводится в форме
7
зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение
Объем часов
Наименовани е Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем обучающихся
Осваиваемые
элементы
компетенций
1
3
2
Раздел 1.
28
Металлы и
сплавы
Тема 1.1.
Строение и
свойства
металлов
Содержание учебного материала:
Уровень
12
освоения
1. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов.
Аллотропические превращения металлов
2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы
теории сплавов.
4
6
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.1. - ПК 3.3
ОК 01. - ОК 10.
2
ПК 3.1; ПК 3.3 - ПК
3.5
Лабораторные работы:
6
1. Изучение микроструктуры металлов и сплавов
2
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 - 3.5
2. Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов
Практические занятия:
2
2
8
ОК 01. - ОК 10.
3. Построение диаграммы состояния сплавов первого рода
Тема 1.2.
Железоуглер
одистые
сплавы
2
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
16
1. Технология термической обработки сталей: отжиг,
нормализация, закалка, отпуск, старение
2
10
2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их
свойства. Инструментальные стали. Маркировка сталей
4
ОК 01. - ОК 10.
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.3; ПК 3.4
3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые,
ковкие, высокопрочные, легированные, антифрикционные
чугуны
ОК 01. - ОК 10. ПК
4
3.1
Практические занятия:
6
1. Анализ диаграммы «железо - углерод»
2
2. Сравнение свойств стали до и после закалки
2
ОК 01. - ОК 10.
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.3 - ПК 3.4
3.Определение состава легированных сталей и чугуна
2
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.3 - ПК 3.5
Тема 1.3.
Цветные
металлы и
сплавы
Содержание учебного материала:
1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства,
применение
Уровень
освоения
6
4
4
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1
Практические занятия:
2
9
1. Изучение состава сплавов цветных металлов
2
Раздел 2.
ОК 01. - ОК 10.
6
Неметалличе
ские
материалы
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
Полимерные
материалы
6
1. Состав и строение полимеров. Пластические массы
2
2. Резины. Клеящие материалы. Лакокрасочные материалы
2
4
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.1; ПК 3.5
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.5
Практические занятия:
2
1. Технологические свойства пластических масс
2
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.5
Раздел 3.
6
Автомобильн
ые
эксплуатацио
нные
материалы
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
Автомобильн
10
6
Автомобиль 1.Автомобильные топлива - бензины, дизельные топлива, альтернативные
ные
топлива. Смазочные материалы и специальные жидкости
топлива.
Смазочные
материалы.
Специальн
жидкости. Лабораторные работы:
ые жид
жидкости.ж 1.Определение качества бензина
идкости
4
4
ОК 01. - ОК 10.
ПК 2.1; ПК 2.3 - ПК 2.5;
ПК 3.1; ПК 3.3 - 3.5
1
2
ОК 01. - ОК 10.
ПК 2.1
1
Дифференцированный зачет
Всего:
47
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей предполагает наличие учебного кабинета
«Материаловедение».
Оборудование:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические.
Технические средства обучения:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение
обучения Основные источники:
1. Солнецев Ю.П. , Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для вузов Санкт - Петербург: ХИМИЗДАТ, 2014 - 288 с.
2. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов: Учебник - М.:
Инфра - М, 2014- 624с.
12
3. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб.
Пособие. Лабораторный практикум. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016. 208 с.
4. СолнцевЮ.П.,ВологжанинаС.А.,ИголкинА.Ф.-12-изд.,стер.-М.:
Издательскийцентр«Академия»,2016.-496с.
Электронныеучебники:
Покровский Б.С. Основы слесарного дела (1-е изд.) 2017г.
techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43
Дополнительныеисточники:
1. Кириченко
Н.Б.
Автомобильные
эксплуатационные
материалы:
Учеб.пособие для сред. проф. образования / Нина Борисовна
Кириченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 208 с.
2. Черепахин А. Материаловедение: Учебное пособие - М.: Издательство
Кнорус, 2010г.
3. Электронные учебники: Ашихмин С.А. Заправка транспортных средств
горючими
и
смазочными
материалами
For-students/ru.
Интернет - ресурсы:
1. https://ru/wiripedia.org/wiki/
2. matenoloqy.info/
13
(1-е
изд.)
2017г.
3.3. Организация образовательного процесса
Освоение программы дисциплины по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей предшествует изучению следующих
дисциплин:
1. Электротехника;
2. Охрана труда;
3. Безопасность жизнедеятельности;
4. ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля;
5. ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы должна быть обеспечена
руководящими и педагогическими
работниками
образовательной
организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей
и
работников
организаций,
направление
деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в
пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию
автомобилейи
имеющих
стаж
работы
в
данной
профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических
работников
образовательной
организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального
образования».
Педагогические
работники получают дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
14
организациях направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности «40 Сквозные виды профессиональной
деятельности в промышленности», не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в
общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
В результате освоения дисциплины Уровень
Экспертная
оценка
обучающийся должен уметь:
самостоятельности выполнение результатов
деятельности
заданий
студентов при выполнении и
использовать
защите
лабораторных
и
эксплуатационные
материалы
в
практических занятий
профессиональной деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств, для конкретного
применения
Тестирование - 75%
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные
свойства,
классификацию,
характеристики
применяемых в профессиональной
деятельности материалов;
- физические
и
химические
свойства горючих и смазочных
материалов;
области
материалов;
применения
- марки и модели автомобилей, их
технические
характеристики
и
особенности конструкции;
- характеристики
лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы для
ремонта кузова.
–
требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий.
16
устный опрос, тестовые
занятия, текущий контроль в
форме ответов на
контрольные
вопросы;итоговый зачет
5. Возможности использования программы в других ПООП
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
может
быть
использована
в
профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта
автомобилей по профессии: 23.01.03 «Автомеханик»; по специальности 23.02. 03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
17