Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ОП Матеиаловедение

Приложение 2
к ООП по профессии
23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Срок обучения 1год и 10 месяцев.

2023 год

1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Питерский агропромышленный лицей»
Разработчик:
АбжалимовЮ.А.., преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных,
специальных дисциплин, протокол №1 от «30» августа 2023 года.

Утверждена Педагогическим Советом образовательной организации Протокол № 1 от
«30» августа 2023 года.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП

17

3

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с
ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материалы в профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в
профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.

4

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает
элементы компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК

05.

Осуществлять

устную

и

письменную

коммуникацию

на

государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ПК 2.1.Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК

2.2.

Осуществлять

техническое

обслуживание

электрических

и

электронных систем автомобилей.
ПК

2.3. Осуществлять

техническое

обслуживание

автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.

5

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы

часов

Максимальная учебная нагрузка

47

Обязательная учебная нагрузка

36(47)

в том числе:
теоретическое обучение

29

лабораторные занятия

6

практические занятия:

12

Итоговая аттестация проводится в форме

7

зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение
Объем часов

Наименовани е Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем обучающихся

Осваиваемые
элементы
компетенций

1

3

2

Раздел 1.

28

Металлы и
сплавы
Тема 1.1.
Строение и
свойства
металлов

Содержание учебного материала:

Уровень

12

освоения
1. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов.
Аллотропические превращения металлов
2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы
теории сплавов.

4

6

ОК 01. - ОК 10. ПК
3.1. - ПК 3.3
ОК 01. - ОК 10.

2

ПК 3.1; ПК 3.3 - ПК
3.5

Лабораторные работы:

6

1. Изучение микроструктуры металлов и сплавов

2

ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 - 3.5

2. Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов
Практические занятия:

2
2

8

ОК 01. - ОК 10.

3. Построение диаграммы состояния сплавов первого рода
Тема 1.2.
Железоуглер
одистые
сплавы

2

Содержание учебного материала:

Уровень
освоения

16

1. Технология термической обработки сталей: отжиг,
нормализация, закалка, отпуск, старение

2

10

2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их
свойства. Инструментальные стали. Маркировка сталей

4

ОК 01. - ОК 10.

ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.3; ПК 3.4

3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые,
ковкие, высокопрочные, легированные, антифрикционные
чугуны

ОК 01. - ОК 10. ПК

4

3.1

Практические занятия:

6

1. Анализ диаграммы «железо - углерод»

2

2. Сравнение свойств стали до и после закалки

2

ОК 01. - ОК 10.
ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.3 - ПК 3.4

3.Определение состава легированных сталей и чугуна

2

ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.3 - ПК 3.5

Тема 1.3.
Цветные
металлы и
сплавы

Содержание учебного материала:

1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства,
применение

Уровень
освоения

6

4

4

ОК 01. - ОК 10.
ПК 3.1

Практические занятия:

2
9

1. Изучение состава сплавов цветных металлов

2

Раздел 2.

ОК 01. - ОК 10.

6

Неметалличе
ские
материалы
Тема 2.1

Содержание учебного материала:

Уровень
освоения

Полимерные
материалы

6

1. Состав и строение полимеров. Пластические массы

2

2. Резины. Клеящие материалы. Лакокрасочные материалы

2

4

ОК 01. - ОК 10. ПК
3.1; ПК 3.5
ОК 01. - ОК 10. ПК
3.5

Практические занятия:

2

1. Технологические свойства пластических масс

2

ОК 01. - ОК 10. ПК
3.5

Раздел 3.

6

Автомобильн
ые
эксплуатацио
нные
материалы
Тема 3.1

Содержание учебного материала:

Уровень
освоения

Автомобильн
10

6

Автомобиль 1.Автомобильные топлива - бензины, дизельные топлива, альтернативные
ные
топлива. Смазочные материалы и специальные жидкости
топлива.
Смазочные
материалы.
Специальн
жидкости. Лабораторные работы:
ые жид
жидкости.ж 1.Определение качества бензина
идкости

4

4

ОК 01. - ОК 10.
ПК 2.1; ПК 2.3 - ПК 2.5;
ПК 3.1; ПК 3.3 - 3.5

1
2

ОК 01. - ОК 10.
ПК 2.1

1

Дифференцированный зачет

Всего:

47

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей предполагает наличие учебного кабинета
«Материаловедение».
Оборудование:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические.
Технические средства обучения:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение
обучения Основные источники:
1. Солнецев Ю.П. , Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для вузов Санкт - Петербург: ХИМИЗДАТ, 2014 - 288 с.
2. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов: Учебник - М.:
Инфра - М, 2014- 624с.

12

3. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб.
Пособие. Лабораторный практикум. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016. 208 с.
4. СолнцевЮ.П.,ВологжанинаС.А.,ИголкинА.Ф.-12-изд.,стер.-М.:
Издательскийцентр«Академия»,2016.-496с.
Электронныеучебники:
Покровский Б.С. Основы слесарного дела (1-е изд.) 2017г.
techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43
Дополнительныеисточники:
1. Кириченко

Н.Б.

Автомобильные

эксплуатационные

материалы:

Учеб.пособие для сред. проф. образования / Нина Борисовна
Кириченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 208 с.
2. Черепахин А. Материаловедение: Учебное пособие - М.: Издательство
Кнорус, 2010г.
3. Электронные учебники: Ашихмин С.А. Заправка транспортных средств
горючими

и

смазочными

материалами

For-students/ru.
Интернет - ресурсы:
1. https://ru/wiripedia.org/wiki/
2. matenoloqy.info/

13

(1-е

изд.)

2017г.

3.3. Организация образовательного процесса
Освоение программы дисциплины по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей предшествует изучению следующих
дисциплин:
1. Электротехника;
2. Охрана труда;
3. Безопасность жизнедеятельности;
4. ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля;
5. ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы должна быть обеспечена
руководящими и педагогическими

работниками

образовательной

организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей

и

работников

организаций,

направление

деятельности

которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в
пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию

автомобилейи

имеющих

стаж

работы

в

данной

профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических

работников

образовательной

организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального

образования».

Педагогические

работники получают дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в

14

организациях направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности «40 Сквозные виды профессиональной
деятельности в промышленности», не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям

ставок),

обеспечивающих

освоение

обучающимися

профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в
общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

В результате освоения дисциплины Уровень
Экспертная
оценка
обучающийся должен уметь:
самостоятельности выполнение результатов
деятельности
заданий
студентов при выполнении и
использовать
защите
лабораторных
и
эксплуатационные
материалы
в
практических занятий
профессиональной деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств, для конкретного
применения

Тестирование - 75%

В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные
свойства,
классификацию,
характеристики
применяемых в профессиональной
деятельности материалов;
- физические
и
химические
свойства горючих и смазочных
материалов;
области
материалов;

применения

- марки и модели автомобилей, их
технические
характеристики
и
особенности конструкции;
- характеристики
лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы для
ремонта кузова.
–
требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий.

16

устный опрос, тестовые
занятия, текущий контроль в
форме ответов на
контрольные
вопросы;итоговый зачет

5. Возможности использования программы в других ПООП
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

может

быть

использована

в

профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта
автомобилей по профессии: 23.01.03 «Автомеханик»; по специальности 23.02. 03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».