Приложение 2
к ООП по профессии
23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДОУ.01 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
2023 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
литература»…..…………………………………………………………………………………….4
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса…………….. …………….………9
Раздел 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная
литература»…………………………………………………………………………11
2
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
литература»
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,
метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской родной литературы;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического.
- Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
3
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
- Предметные:
В том числе: (по разделам)
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный
пафос
литературного
произведения;
характеризовать
его
героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительно-
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы
и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
4
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному
или
прочитанному
тексту,
создавать
устные
монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание
русского
слова
в
его
эстетической
функции, роли
изобразительно-
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Реализация программы нацелена на достижение результатов:
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять
фольклорную
сказку и
её интерпретацию
средствами
других искусств
(иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о
русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
5
•
пересказывать
сказки,
чётко
выделяя
сюжетные
линии,
не
пропуская
значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями,
действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и
презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание),
определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,
6
проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в
разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса.
Как курс, имеющий частный характер,
курс русской родной литературы опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение
которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший
опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но
и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и истории.
Во втором блоке «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие
возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся.
В третьем блоке «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными
аспектами жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.
В четвертом блоке «Из русской поэзии» представлены стихотворения о главном человеке в жизни
каждого – маме.
В пятом
блоке «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с
произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения к
людям любой национальности, гуманизма.
В шестом блоке «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения,
помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.
8
Раздел 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная литература»
Наименование разделов и
тем
1
Введение
Тема 1.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
2
Объём часов
Введение. Любите читать!
3
1
Содержание учебного материал
1
ОК4, ОК5,ЛР4
ЛР9.
Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие Сергия Радонежского».
Тема 2.
Содержание учебного материала
1
ОК3, ОК5,ЛР3,
ЛР36.
1
ОК6,ЛР9.
1
ОК6.ЛР4.
А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы
("Баран и барышня", "В аптеке")
Тема 3.
Содержание учебного материала
Коды
компетенций
4
А.П Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы
("Душечка", "Анна на шее")
Тема 4.
Содержание учебного материала
История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние
воды».
Тема 5.
Содержание учебного материала
1
ОК6.ЛР3, ЛР5.
М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие
композиции. Художественные особенности.
Тема 6.
Содержание учебного материала
1
9
Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского
«Телеграмма».
Тема 7.
Содержание учебного материала
ОК7.ЛР4. ЛР36.
1
ОК3.ЛР4.
Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль
детали в раскрытии темы.
Тема 8.
Содержание учебного материала
1
ОК3, ОК4
ОК5,ЛР1
В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб»
(из книги «Затеси»). Личные переживания героярассказчика.
Тема 9.
Содержание учебного материала
1
ОК3,ЛР18.
А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры
героев. Смысл названия.
Тема 10.
Содержание учебного материала
1
ОК5, ОК3,ЛР18.
1
ОК6,ЛР36.
Ю.К.Олеша «Друзья».
Тема 11.
Содержание учебного материала
Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе
Ю.П. Казакова «Запах хлеба»
Тема 12.
Содержание учебного материала
2
ОК6,ЛР1, ЛР3.
Б. Екимов. Обзор жизни и творчества. "Говори,
мама, говори…" Тема равнодушия в рассказе
Тема 13.
Содержание учебного материала
1
10
Б. Екимов. Милосердие в рассказе "Ночь
исцеления".
Тема 14.
Содержание учебного материала
ОК6.ЛР3.
2
ОК6,ЛР1, ЛР.2,
ЛР4.
2
ОК4, ОК6,ЛР5.
1
ОК6,ЛР3, ЛР36.
Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе "Меня
зовут Иваном"
Тема 15.
Содержание учебного материала
А.Платонов. Обзор жизни и творчества.
Настойчивость и упорство героини в произведении
"Песчаная учительница"
Тема 16.
Содержание учебного материала
Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое
ответственность?
Тема 17.
Содержание учебного материала
1
ОК6.ЛР3.
А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои.
Тема 18.
Содержание учебного материала
2
ОК4, ОК6.ЛР4.
Нравственные уроки (по повести А.Алексина
«Безумная Евдокия»).
Тема 19.
Содержание учебного материала
1
ОК6.ЛР4.
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о
первой любви.
Тема 20.
Содержание учебного материала
1
11
Проблема взаимоотношения подростков в повести
Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».
Тема 21.
Содержание учебного материала
1
Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н.
Щербаковой «Вам и не снилось».
Тема 22.
Содержание учебного материала
2
ОК4, ОК6,ЛР1,
ЛР2, ЛР3.
2
ОК6.ЛР1, ЛР,2.
«Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова
«Третий адъютант».
Тема 23.
Содержание учебного материала
А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера
русского человека.
Содержание учебного материала
1
Тема 24.
Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».
Тема 25.
Содержание учебного материала
2
ОК3 ,ОК6,ЛР1,
ЛР2, ЛР3.
1
ОК6,ЛР36.
1
ОК6,ЛР3.
К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в
лагере военнопленных.
Тема 26.
Содержание учебного материала
Проблемы и уроки литературы ХХ века
Содержание учебного материала
Тема 27.
Л. Улицкая «Детство сорок девять».
Тема 28.
Содержание учебного материала
1
Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве.
Всего
36
12
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию ,демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией.
ОК 11.Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1