.
Приложение2
к ООП по профессии 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01.03 Техническая механика с основами технических измерений
Срок обучения 1 года и 10 месяцев.
2024 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям
среднего профессионального образования (далее СПО)
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное
учреждение Саратовской области «Питерский агропромышленный лицей»
Разработчики: Абжалимов Ю.А., преподаватель специальных дисциплин
высшей категории ГБПОУ СО «ПАЛ»
Бурлакова Н.Н. зам. директора по УМР ГБПОУ СО «ПАЛ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
8
9
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать кинематические схемы;
- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединения
деталей и сборочных единиц;
- производить расчёт прочности несложных деталей и узлов;
- подсчитывать передаточное число;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды машин и механизмов, принцип действия;
- кинематические динамические характеристики;
- типы кинематических пар;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- основные сборочные единицы и детали;
- типы соединения деталей и машин;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач, их устройство и назначение, преимущества и недостатки, условные
обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- требования к допускам и посадкам;
- принципы технических измерений;
- общие сведения о средствах измерения и их классификацию;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: теоретических занятий
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Количество
часов
36
42
20
16
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика
с основами технических измерений»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.Детали
машин
Введение
Тема 1.1. Основные
понятия и
определения.
Содержание учебного материала, лабораторные работы Объем Коды компетенций и личностных результатов,
и практические занятия, самостоятельная работа
часов формированию которых способствует элемент
обучающихся
2
3
ОК1-ОК11,
26
Введение в предмет, роль машин в жизни человека.
Классификация машин. Кинематические пары и цепи.
Основные требования к машинам и деталям машин.
Краткие сведения о стандартизации и взаимозаменяемости
деталей машин, допусках и посадках.
Тема 1.2. Соединения Заклёпочные соединения. Сварные соединения. Клеевые
деталей.
соединения, соединения пайкой, запрессовкой
,формовкой. Резьбовые соединения. Типы резьбы. Расчёт
резьбовых соединений. Шпоночные и шлицевые
соединения.
Тема 1.3. Общие
Классификация передач и их назначения. Передаточное
сведения о передачах число.
движения.
Тема 1.4. Ремённые
передачи.
Устройство
ремённых передач.
Достоинства и
недостатки ремённой
передачи. Виды
приводных ремней и
шкивов.
Плоскоремённая
передача.
Клиноремённая
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
1
1
4
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22
,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
2
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
2
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
4
передача. Расчёт
ремённых передач.
Особенности и
область применения
цепных передач.
Выбор приводных
цепней и звёздочек.
Достоинства и
недостатки.
Тема 1.7. Червячные
передачи.
Тема 1.8.
Фрикционные
передачи.
Тема 1.9. Механизмы
возвратнопоступательного
движения.
Тема 1.10.
Механизмы
прерывистого
одностороннего
движения.
Тема 1.11. Валы и
оси. Опоры валов и
осей
Тема 1.12.
Механические
муфты.
Виды зубчатых передач. Передаточное число. Геометрия
зубчатого зацепления. Методы изготовления зубчатых
колёс, их конструкция и материалы. Достоинства и
недостатки. Виды разрушений. Расчёт зубьев.
Область применения. Передаточное число и кпд. Виды
червячной передачи. Геометрия и кинематика.
Достоинства и недостатки.
Назначение и особенности фрикционных передачах.
Понятие о вариаторах.
Кривошипно-шатунный механизм. Кулачковые
механизмы.
4
1
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,
ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
1
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,
ЛР28,ЛР33ЛР34
1
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,
Р18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
1
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,
ЛР33ЛР34
2
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,
ЛР33ЛР34
2
2
2
2
ЛР6,ЛР7,ЛР8,ЛР15,ЛР17,ЛР18
,ЛР19,ЛР22,ЛР23,ЛР28,ЛР33ЛР34
Храповые механизмы. Мальтийские механизмы.
Конструкция валов и осей, материалы валов и осей.
Подшипники скольжения. Подшипники качения.
Классификация, обозначение. Выбор типа подшипников.
Смазывание, уплотнения.
Назначение и классификация муфт. Подбор стандартных
муфт.
Практические занятия:1.Расчет резьбовых соединений.
Практические занятия:2.Расчет ременных передач.
Практические занятия:3Расчет на прочность зубьев
шестерен.
Контрольная работа по теме «Детали машин»
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
по разделу 1.
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Виды взаимозаменяемости; допуски и посадки, расчёт и
обозначение(реферат).
Виды заклёпочных и сварочных соединений, их
применяемость, преимущества и недостатки. Клеевые и
паяные соединения, их применяемость, преимущества и
недостатки. Виды резьбовых соединений и обозначение,
расчёт резьбы(реферат)..
16
Ремённые, цепные, зубчатые, червячные передачи – их
применяемость, преимущества и недостатки(реферат)..
Подшипники скольжения и качения – их виды,
применяемость и обозначение(реферат)..
Виды муфт, их применение(реферат)..
Назначение кулачкового и храпового механизмов, их
виды(реферат)..
Раздел 2. Основы
метрологии
Тема 2.1. Основы
метрология
8
Понятия о метрологии. Методы и средства измерения.
Метрологические показатели измерительных средств.
Лабораторная работа
2
4
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР15, ЛР17, ЛР18,
ЛР19, ЛР22, ЛР23, ЛР28, ЛР33, ЛР34
Пользование измерительными приборами и
инструментами
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Понятияоб измерениях и единицах физических
величин(сообщение).
4
Классификация измерительных средств и методов
измерения(реферат).
Выбор средств измерения(реферат).
Контрольная работа по теме «Основы метрологии»
Дифференцированный зачет
1
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Виды передач»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и проектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- измерительный и разметочный инструмент;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники (ОИ):
1. Опарин И.С. «Основы технической механики» для студ. Учреждений СПО-5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2020 г, ОИЦ Академия, рекомендован МО РФ.
2. Опарин И.С. «Основы технической механики», Рабочая тетрадь, 2021 г.-144с.,
рекомендован МО РФ.
Дополнительные источники (ДИ)
№
п/п
ДИ 1
ДИ 2
ДИ 3
ДИ 4
Наименование
Техническая механика
Программа и варианты тестовых блоков для
определения уровня обученности учащихся
по предмету «Техническая механика».
Сборник задач по технической механике.
Прикладная механика. «Теоретические
основы механики».
Автор
Аркуша А.И.
Составитель –
Черноглазкин С.
Ю., к.п.н.
Сетков В.И.
Сылка Н.В.
Издательство, год
издания
М.Высшая школа, 2021
М.: ИРПО, 2022. – 55 с.;
Академия, 2021
М.: Изд-во МГОУ, 2020, 85
с.
Интернет - ресурсы (И-Р):
1. И - Р 1. URL: cherch.ru › ponyatie_o_technicheskoy_mechanike…
Достижения технической механики позволяют не только улучшать конструкции машин и
механизмов, но и совершенствовать производственные процессы;
2. И - Р2. URL: helpkontrolnaya.narod.ru › tehnicheskaya_mehanika…
Методичка адресована студентам технических вузов, желающих систематизировать свои
знания по технической механике.
3. И-Р3 «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебнойдисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы деталей
сборочных единиц;
производить расчёт прочности деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число
пользоваться контрольно-измерительными
приборами и инструментами;
Знания:
виды машин и механизмов, принцип действия,
кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар; основные сборочные
единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
типы соединений деталей и машин;
принцип взаимозаменяемости; требование к
допускам и посадкам;
виды движения и преобразующие движение
механизмы;
виды передач, их устройство, назначение,
условные обозначения; передаточное отношение и
число;
технические измерения, средства измерения и их
классификация
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
практические занятия
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия
лабораторная работа
контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа
контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия
практические занятия
контрольная работа
контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа