Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Биология

Приложение
к ООП по профессии

35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 12. «БИОЛОГИЯ »
35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»

2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Биология» .......................................................... 3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................... 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины…….16
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.................................................................................................................... 18

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы и является обязательной частью общеобразовательного
цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии
35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами
для
выявления
естественных
и
антропогенных
изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать
меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие (личностные, метапредметные)

Дисциплинарные (предметные)

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем

- сформировать знания о месте и роли биологии в
системе естественных наук, в формировании
современной естественнонаучной картины мира, в
познании законов природы и решении жизненно
важных
социально-этических,
экономических,
экологических проблем человечества, а также в
решении
вопросов
рационального
природопользования; в формировании ценностного
отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе
российских и зарубежных ученых - биологов в
развитие биологии; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем,
- уметь владеть системой биологических знаний,
которая включает:
основополагающие биологические термины и
понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция,
экосистема,
биоценоз,
биосфера;
метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет,
биосинтез белка, биополимеры, дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение,
наследственность, изменчивость, энергозависимость,
рост и развитие);
биологические теории: клеточная теория Т. Шванна,
М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного
иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

теория наследственности Т. Моргана, закон
зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория
Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н.
Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах
многообразия
и
происхождения
культурных
растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях
эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере;
законы (единообразия потомков первого поколения,
расщепления признаков, независимого наследования
признаков Г. Менделя, сцепленного наследования
признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана;
гомологических
рядов
в
наследственной
изменчивости
Н.И.
Вавилова,
генетического
равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого
сходства К. Бэра, биогенетического закона Э.
Геккеля, Ф. Мюллера);
принципы (чистоты гамет, комплементарности);
правила (минимума Ю. Либиха, экологической
пирамиды чисел, биомассы и энергии);
гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного
бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса,
рибозима Т. Чек);
- сформировать умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной,
хромосомной,
мутационной,
эволюционной, происхождения жизни и человека;
владение системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в биологических
исследованиях живых объектов и экосистем
(описание, измерение, проведение наблюдений);
способами выявления и оценки антропогенных
изменений в природе;

сформировать
умения
раскрывать
основополагающие
биологические
законы
и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И.
Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы
их применимости к живым системам;
- уметь выделять существенные признаки:
строения вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов, экосистем и биосферы;
строения органов и систем органов растений,
животных, человека; процессов жизнедеятельности,
протекающих в организмах растений, животных и
человека;
биологических
процессов:
обмена
веществ
(метаболизм), информации и превращения энергии,
брожения, автотрофного и гетеротрофного типов
питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,
гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального
развития, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), взаимодействия генов,
гетерозиса;
действий
искусственного
отбора,
стабилизирующего, движущего и разрывающего
естественного
отбора;
аллопатрического
и
симпатрического
видообразования;
влияния
движущих сил эволюции на генофонд популяции;
приспособленности организмов к среде обитания,
чередования направлений эволюции; круговорота
веществ и потока энергии в экосистемах;
- приобрести опыт применения основных методов
научного познания, используемых в биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять

зависимости между исследуемыми величинами,
объяснять полученные результаты и формулировать
выводы с использованием научных понятий, теорий и
законов;
- сформировать умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического
обмена,
хемосинтеза,
митоза,
мейоза,
оплодотворения,
развития
и
размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза),
борьбы за существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности организмов к
среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение
энергии в биосфере;
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в
повседневной
жизни
с
целью
обеспечения
безопасности
своего
здоровья
и
здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий
для
рационального
природопользования;
умение
использовать
соответствующие
аргументы,
биологическую
терминологию и символику для доказательства
родства организмов разных систематических групп;

взаимосвязи организмов и среды обитания; единства
человеческих рас; необходимости здорового образа
жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем,
как
условия
сосуществования
природы
и
человечества;
- сформировать умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять
причинно-следственные связи между исследуемыми
биологическими объектами, процессами и явлениями;
делать выводы и прогнозы на основании полученных
результатов;
- сформировать умения критически оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические
проблемы
современности,
формировать по отношению к ним собственную
позицию, умение оценивать этические аспекты
современных исследований в области биотехнологии
и
генетических
технологий
(клонирование,
искусственное
оплодотворение,
направленное
изменение
генома
и
создание
трансгенных
организмов);
- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее

аппарат биологии;
- уметь выдвигать гипотезы, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования, анализировать полученные результаты
и делать выводы;
- принимать участие в научно-исследовательской
работе по биологии, экологии и медицине,
проводимой на базе школьных научных обществ и
публично представлять полученные результаты на
ученических конференциях разного уровня;
-сформировать
умения
критически
оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
- интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию, умение оценивать этические
аспекты современных исследований в области
биотехнологии
и
генетических
технологий
(клонирование,
искусственное
оплодотворение,
направленное изменение генома и создание
трансгенных организмов);
- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать
в
коллективе
и
команде

соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при

- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии;
- уметь выдвигать гипотезы, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования, анализировать полученные результаты
и делать выводы;
- принимать участие в научно-исследовательской
работе по биологии, экологии и медицине,
проводимой на базе школьных научных обществ и
публично представлять полученные результаты на
ученических конференциях разного уровня

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В областиэкологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

- владеть системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в биологических
исследованиях живых объектов и экосистем
(описание, измерение, проведение наблюдений);
способами выявления и оценки антропогенных
изменений в природе;
- уметь выявлять отличительные признаки живых
систем, в том числе грибов, растений, животных и
человека; приспособленность видов к среде обитания,
абиотических и биотических компонентов экосистем,
взаимосвязей
организмов
в
сообществах,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности;
уметь
выделять
существенные
признаки
биологических
процессов:
обмена
веществ
(метаболизм), информации и превращения энергии,
брожения, автотрофного и гетеротрофного типов
питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,
гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального
развития, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), взаимодействия генов,
гетерозиса;
действий
искусственного
отбора,
стабилизирующего, движущего и разрывающего
естественного
отбора;
аллопатрического
и
симпатрического
видообразования;
влияния
движущих сил эволюции на генофонд популяции;
приспособленности организмов к среде обитания,
чередования направлений эволюции; круговорота
веществ и потока энергии в экосистемах

ПК 2.2
Вносить удобрения
с заданными
агротехническими
требованиями

ПК 2.3
Выполнять
механизированные
работы по посеву,
посадке и уходу за
сельскохозяйственн
ыми культурами

ПК 2.7
Выполнять
механизированные
работы по разгрузке
и раздаче кормов
животным, уборке
навоза и отходов
животноводства

- расширение опыта деятельности экологической
направленности
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;

-расширение опыта деятельности экологической
направленности
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;

- сформировать представления о видах минеральных и
органических удобрений; технологических схема;,
-умение вносить удобрения с соблюдением
агротехнических требований;
- соблюдение правил и норм охраны труда;
- умение контролировать и оценивать качества внесения
удобрений.

- умение выполнения механизированных работ по
посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными
культурами;
- умение контролирования качества посева, посадки,
ухода за сельскохозяйственными культурами;
- сформировать представления о способах ухода за
посевами и посадками

- соблюдение правил и норм охраны труда;
- умение контролировать и оценивать качества и нормы
раздачи кормов животных.

дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
144

в т.ч.
Основное содержание

112

в т. ч.:
теоретическое обучение

68

практические занятия

32

лабораторные занятия

12

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

24

теоретическое обучение

8

практические занятия

14

лабораторные занятия

2

Контрольные работы
Промежуточная аттестация (экзамен)

8
-

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука
Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика,
геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира.
Значение биологических знаний. История биологии. Значение цитологии для развития биологии и
познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых
атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток
Тема 1.2. Общая Основное содержание
характеристика Теоретическое обучение:
жизни
Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем:
молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на
разных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы,
происходящие в биосистемах
Тема 1.3.
Основное содержание
Биологически
Теоретическое обучение:
важные
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль.
химические
Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой
соединения
молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов.
Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов.
Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ
Практические занятия:
Роль белков, углеводов и жиров в организме человека. Витамины и биологически активные добавки,
их значение в жизни организма человека. Гипо- и авитаминозы их последствия. Представление
устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
36
2
2

4

ОК 02

2
2
ОК 02

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
2
2

преподавателем
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа “Определение витамина С в продуктах питания”
Подготовка вариантов опыта, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей
таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов
Лабораторная работа «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»
Подготовка вариантов опыта, наблюдение изменения растворимости липидов, заполнение рабочей
таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов
Тема 1.4.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональная Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
организация
теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток
клеток
эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности
строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической
мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз:
пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура и функции клеточной
стенки растений, грибов
Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть
(ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение и
функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор.
Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты,
лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции.
Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды
движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ.
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов
Лабораторная работа «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)»
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ.
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между

2

2

6
4
2

2
ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

2

Тема 1.5.
Структурнофункциональны
е факторы
наследственност
и

Тема 1.6.
Процессы
матричного
синтеза

Тема 1.7.
Неклеточные
формы жизни

Тема 1.8.

изучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы,
гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых
кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК –
двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК.
Функции РНК в клетке
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК.
Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная). Реакции матричного синтеза. Принцип
комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства.
Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и её этапы. Условия биосинтеза белка.
Строение т-РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.
Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов,
ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК-содержащих вирусов, РНК-содержащих
вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека.
Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Основное содержание

4
2
ОК 01
ОК 02
2
4
2

ОК 01
ОК 02
2

4
2

2
2

4

ОК 02
ОК 04

ОК 02

Обмен веществ и Теоретическое обучение:
превращение
Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и
энергии в клетке гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в
обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма
Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и
гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы
энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание
Тема 1.9.
Основное содержание
Жизненный
Теоретическое обучение:
цикл клетки.
Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация
Митоз. Мейоз
клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы.
Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки.
Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле
организмов
Контрольная работа
Молекулярный уровень организации живого
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Содержание
Строение
Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения
организма
Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь
частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.
Функциональная система органов. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы растений.
Органы и системы органов животных и человека. Значение опоры, движения, питания, дыхания,
транспорта веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции
*В том числе на выбор образовательной организации:
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Растения” теоретический материал
темы “Строение организма” изучается углубленно на примере организма растений. Ткани, органы и
системы органов человека и животных рассматриваются обзорно
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Животные” теоретический
материал темы “Строение организма” изучается углубленно на примере организмов животных.

4
2

2

2
2
ОК 02
ОК 04

2
44
6
4

ОК 02
ОК 04
4

Тема 2.2.
Формы
размножения
организмов

Тема 2.3.
Онтогенез
животных и
человека

Ткани, органы и системы органов растений и человека рассматриваются обзорно
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” теоретический материал
темы “Строение организма” изучается углубленно на примере организма человека. Ткани, органы и
системы органов растений и животных рассматриваются обзорно
Основное содержание практического занятия:
Теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлиха, И.И. Мечникова. Инфекционные
заболевания и эпидемия. Важнейшие эпидемии в истории человечества. Вакцинация как
профилактика инфекционных заболеваний.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Содержание
Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения:
простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение,
фрагментация, клонирование. Половое размножение.
*В том числе на выбор образовательной организации:
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Растения” теоретический материал
темы “Формы размножения организмов” изучается углубленно на примере организма растений.
Размножение человека и животных рассматриваются обзорно
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Животные” теоретический
материал темы “Формы размножения организмов” изучается углубленно на примере организмов
животных. Размножение растений и человека рассматриваются обзорно
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” теоретический материал
темы “Формы размножения организмов” изучается углубленно на примере организма человека.
Размножение растений и животных рассматриваются обзорно
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и
эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии
эмбриогенеза
Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с
метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у
животных и человека. Периоды онтогенеза человека. Биологическое старение и смерть.

2
2

2
2

ОК 02
2

4
4
2
ОК 02
ОК 04
2

Тема 2.4.
Онтогенез
растений
Тема 2.5.
Основные
понятия
генетики
Тема 2.6.
Закономерности
наследования

Тема 2.7.
Взаимодействие

Геронтология
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Гаметофит и спорофит. Размножение и развитие водорослей. Размножение и развитие споровых
растений. Размножение и развитие семенных растений. Рост. Периоды онтогенеза растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия
и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и
рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы
генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило
доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков.
Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Полигибридное наследование и его закономерности
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
*В том числе на выбор образовательной организации:
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Растения” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-,
полигибридном и анализирующем скрещивании у растений
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Животные” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-,
полигибридном и анализирующем скрещивании у животных
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-,
полигибридном и анализирующем скрещивании у человека
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2
2

ОК 02
ОК 04

2
2
ОК 02

4
2

2
ОК 02
ОК 04

4
2

ОК 01
ОК 02

генов

Тема 2.8.
Сцепленное
наследование
признаков

Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный
аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов.
Комплементарность. Эпистаз. Полимерия
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания
*В том числе на выбор образовательной организации:
*Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Растения” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов у растений
*Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Животные” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов у животных
*Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов у человека
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория
наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для
составления генетических карт хромосом
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
*В том числе на выбор образовательной организации:
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Растения” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании у растений
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Животные” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании у животных
Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор
генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при

2

4
2

2
ОК 01
ОК 02

Тема 2.9.
Генетика пола

Тема 2.10.
Генетика
человека

Тема 2.11.
Закономерности
изменчивости

сцепленном наследовании у человека
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с
полом, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый,
цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания
человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя
методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных
сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков.
Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной
изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика
модификационной изменчивости
Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины
возникновения мутаций
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление

4
2
ОК 01
ОК 02
2

4
2

ОК 01
ОК 02
2
2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор:
массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм
Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по
селекции, составление генотипических схем скрещивания
Контрольная работа
Строение и функции организма
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного
Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка.
учения
Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для
формирования идеи эволюции
Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование.
Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения
синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной
картины мира
Тема 3.2.
Основное содержание
Микроэволюция Теоретическое обучение:
Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы
эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как
элементарная единица эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.
Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая
(репродуктивная).
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм
действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как
результат микроэволюции
Тема 3.3.
Основное содержание
Макроэволюция Теоретическое обучение:
Тема 2.12.
Селекция
организмов

2
2
ОК 01
ОК 02

2
16
2
2
ОК 02
ОК 04

2
2
2
ОК 02

2
2

ОК 02

Тема 3.4.
Возникновение и
развитие жизни
на Земле

Тема 3.5.
Происхождение
человека –
антропогенез

Контрольная

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы
изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.
Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное)
зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции.
Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и
эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.
Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира
Практические занятия:
Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития
животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных
преподавателем
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с
животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним
признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и
социальных факторов в антропогенезе
Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян.
Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний
человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная
(экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения
человеческих рас. Единство человеческих рас
Практические занятия:
Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность человека к разным условиям
среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека
Защита лент времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечню
источников, рекомендованных преподавателем
Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле

2

4
4
2
ОК 02
ОК 04
2

4
2

ОК 02
ОК 04

2

2

работа
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические
Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикосреды жизни
химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев).
Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов.
Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Тема 4.3.
Основное содержание
Биосфера Теоретическое обучение:
глобальная
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
экологическая
Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции
система
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения
Практические занятия:
Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для
снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания
Тема 4.4.
Основное содержание
Влияние
Теоретическое обучение:

26
2
2
ОК 01
ОК 07

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
2

4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 07
2

4
2

ОК 01
ОК 02

антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия
(химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные
воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения
вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра).
Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества,
животный мир)
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего
региона проживания
*В том числе на выбор образовательной организации:
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Растения” предлагается практикоориентированное расчетное задание по расчету структуры запасов древесины
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Животные” предлагается практикоориентированное расчетное задание по оценке рыбопродуктивности водоемов
Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” предлагается практикоориентированное расчетное задание расчета водопотребления населенного пункта
Для профессий/специальностей связанных с добычей полезных ископаемых предлагается практикоориентированное расчетное задание по расчету срока исчерпаемости природных ресурсов
Для профессий/специальностей связанных с сельским хозяйством предлагается практикоориентированное расчетное задание по оценке баланса органического вещества почвы
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на
здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма
человека. Здоровье и работоспособность.
Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье.
Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты рационального питания. Правила
безопасного использования бытовых приборов и технических устройств
Практические занятия:
Определение суточного рациона питания
Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности

ОК 04
ОК 07
ПК 2.2

2

10
4
2

2

4
2
2

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
2. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием
научных понятий, теорий и законов
*В том числе на выбор образовательной организации:
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная работа
Теоретические аспекты экологии
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Содержание
Биотехнологии в Теоретическое обучение:
жизни каждого
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей
*Тема 5.2. Биотехнологии и растения
Тема
Содержание
5.2.Биотехнологи Практические занятия:

2

2

8
4
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

4
4
4

ОК 01
ОК 02

Развитие биотехнологий с использованием растений, применение продуктов биотехнологии в жизни
человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с использованием растений (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Раздел 6. Биоэкологические исследования
Тема 6.1.
Основное содержание
Основные
Теоретическое обучение:
методы
Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые, лабораторные,
биоэкологически экспериментальные. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный
х исследований
Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках
Лабораторные занятия:
Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента по определению
оптимальных условий для роста и физиологической активности дрожжевых клеток. Выявление
закономерностей, формулирование выводов и прогнозов.
Лабораторные работы на выбор по мини группам:
1. Влияние температуры на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток
2. Влияние углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток
3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность
дрожжевых клеток
Основное содержание
Тема
6.2. Практическое занятие
Биоэкологическ Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Выбор учебно-исследовательского проекта из
ий эксперимент
предложенных. Формирование команды проекта. Алгоритм выполнения проекта.
Каждая группа выбирает один из вариантов учебно-исследовательских проектов:
1. Оценка качества атмосферного воздуха
2. Оценка качества почв методом фитотестирования
3. Оценка качества вод поверхностных водоемов по органолептическим и физико-химическим
свойствам
4. Влияние ПАВ на рост и развитие семян высших растений
5. Влияние солевого загрязнения на рост и развитие семян высших растений
Первый этап выполнения проекта:
Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования, формулирование
и и растения

2

2
14
4
2
2

ОК 04
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.7
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

2
2

10
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

гипотезы. Выбор методов исследования. Выбор точек отбора проб на территории исследования.
Постановка целей и задач исследования. Определение формы представления результатов
исследования. Определение этапов и составление плана исследования
Лабораторные занятия
Второй этап выполнения проекта: подготовка необходимой посуды и материала для эксперимента,
проведение эксперимента, периодическая проверка течения эксперимента/ сбор материала в
выбранных точках отбора проб
Третий этап выполнения проекта: получение первичных экспериментальных данных, проведение
статистической обработки полученных данных
Четвертый этап выполнения проекта: выявление закономерностей, формулирование выводов и
прогнозов, оценка качества исследуемого объекта по результатам биоэкологического анализа
Практические занятия
Защита проекта. Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией)
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

6
2

2
2
2
2
144

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения
Для реализации программы дисциплины «Биология» имеется учебный кабинет химии и
биологии.
Оборудование учебного кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- плакаты;
- микроскоп;
- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук,
-экран,
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Константинов В.М., Рязанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология. Учеб.пособие для
СПО. – М., 2023, рекомендован МО РФ
2. ТупикинЕ.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности.
Учебник. ОИЦ «Академия»,2023, рекомендован МО РФ
Дополнительные источники:
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл.
Учебник. – М., 2021.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.
Учебник. – М., 2022.
3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М.,
2021.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Интернет- ресурсы:
1. Онлайн подготовка. Интерактивный учебник «Открытая биология» http://biology.ru
2. Страничка газеты "Первое
сентября"http://www.biology.ru/modules95bb.html?name=main_menu&op=show_page
&page=internet.inc
3. Электронные ресурсы по биологииmetodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
4. Educational resources of the Internet - Biology. Образовательные ресурсы Интернета Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio.htm
5. Национальный портал «Природа», в т.ч. коллекция ссылок http://list.priroda.ru/
http://priroda.ru/
6. Естественнонаучный образовательный портал
http://en.edu.ru/
7. Информационная система «Биоразнообразие России»
http://www.zin.ru/BioDiv/index.html
8. Статьи о таинственных животных: динозаврах и прочих чудовищах
http://cryptoz.narod.ru/
9. Редкие и исчезающие виды животных
http://nature.ok.ru/redbook.htm
10. Государственный Дарвиновский музей
http://www.darwin.museum.ru/
11. Всероссийский экологический портал
http://ecoportal.ru/
12. информационно-экологический портал
http://www.informeco.ru/
13. Популярная наука: сборник справочных и познавательных публикаций
http://sci.aha.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая
компетенция

ОК 02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Тема №1.1.
Биология как наука

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа “Молекулярный
уровень организации живого”

Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых в
развитие биологии»

ОК 02

Тема №1.2.
Заполнение сравнительной таблицы
Общая характеристика жизни сходства и различий живого и не
живого

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Тема №1.3.
Биологически важные
химические соединения

Фронтальный опрос
Подготовка устных сообщений с
презентацией
Выполнение и защита лабораторных
работ: «Определение витамина С в
продуктах питания»,
«Гидрофильно-гидрофобные свойства
липидов»

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Тема №1.4.
Структурно-функциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению на
про- и эукариотических и по царствам в
мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения, животные,
грибы) и клеточные включения (крахмал,
каротиноиды, хлоропласты,
хромопласты)»,
«Проницаемость мембраны (плазмолиз,
деплазмолиз)»

ОК 01
ОК 02

Тема №1.5.
Фронтальный опрос
Структурно-функциональные Разработка глоссария
факторы наследственности
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов

ОК 01
ОК 02

Тема №1.6.
Процессы матричного
синтеза

Фронтальный опрос
Тест «Процессы матричного синтеза»
Решение задач на определение
последовательности аминокислот в
молекуле белка
Решение задач на определение
последовательности аминокислот в
молекуле белка в случае изменения
последовательности нуклеотидов ДНК

ОК 02
ОК 04

Тема №1.7.
Неклеточные формы жизни

Фронтальный опрос
Подготовка устных сообщений с
презентацией (вирусные и
бактериальные заболевания. Общие
принципы использования
лекарственных веществ. Особенности
применения антибиотиков)

ОК 02

Тема №1.8.
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена веществ

ОК 02
ОК 04

Тема №1.9.
Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени жизненного
цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма

Контрольная работа ”Строение и
функции организма”

ОК 02
ОК 04

Тема №2.1.
Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты тканей,
органов и систем органов организмов
(растения, животные, человек) с
краткой характеристикой их функций
Подготовка и представление устных
сообщений с презентацией (иммунитет,
инфекционные заболевания, эпидемии,
вакцинация)

ОК 02

Тема №2.2.
Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Тема №2.3.
Онтогенез животных и
человека

Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и человека
по микрогруппам
Тест/опрос

ОК 02
ОК 04

Тема №2.4.
Онтогенез растений

Составление жизненных циклов растений
по отделам (моховидные, хвощевидные,
папоротниковидные, голосеменные,
покрытосеменные)

ОК 02

Тема №2.5.

Разработка глоссария

Основные понятия генетики

Тест

ОК 02
ОК 04

Тема №2.6.
Закономерности
наследования

Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем
скрещивании, составление
генотипических схем скрещивания

ОК 01
ОК 02

Тема №2.7.
Взаимодействие генов

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Тема №2.8.
Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление
генотипических схем скрещивания

ОК 01
ОК 02

Тема №2.9.
Генетика пола

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков, сцепленных с
полом, составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Тема №2.10.
Генетика человека

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков, используя
методы генетики человека, составление
генотипических схем скрещивания
Подготовка устных сообщений с
презентацией о наследственных
заболеваниях человека

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Тема №2.11.
Тест
Закономерности изменчивости Решение задач на определение типа
мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических
схем скрещивания

ОК 01
ОК 02

Тема №2.12.
Селекция организмов

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
возможного возникновения

ОК 02
ОК 04

Тема 3.1.
История эволюционного
учения

наследственных признаков по селекции,
составление генотипических схем
скрещивания
Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02

Тема 3.2.
Микроэволюция

Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов

ОК 02

Тема 3.3.
Макроэволюция

Оцениваемая дискуссия
Разработка глоссария терминов

ОК 02
ОК 04

Тема 3.4.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Фронтальный опрос
Подготовка и представление устного
сообщения и ленты времени
возникновения и развития животного и
растительного мира

ОК 02
ОК 04

Тема 3.5.
Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка лент времени и ментальных
карт на выбор:
“Эволюция современного человека”,
“Время и пути расселения человека по
планете”, “Влияние географической
среды на морфологию и физиологию
человека”, “Человеческие расы”,
обсуждение
Контрольная работа “Теоретические
аспекты экологии”
Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

Раздел 3. Теория эволюции

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 07

Тема 4.1.
Экологические факторы и
среды жизни.

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Тема 4.2.
Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговоротавеществ,
используя материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу вещества
и энергии в экосистемах с составление
трофических цепей и пирамид биомассы
и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Тема 4.3.
Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест
Решение практико-ориентированных
расчетных задач на определение
площади насаждений для снижения
концентрации углекислого газа в
атмосфере своего региона проживания

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Тема 4.4.
Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по сохранению
природных ресурсов своего региона
проживания

ОК 02
ОК04
ОК 07

Тема 4.5.
Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнения практических заданий:
“Определение суточного рациона
питания”,
“Создание индивидуальной памятки по
организации рациональной физической
активности”
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Защита кейса: представление результатов
*Профессиональноориентированно содержание решения кейсов (выступление с
Раздел 5. Биология в жизни презентацией)

1

ОК01
ОК 02
ОК 04
ПК1…

*Тема 5.1
Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях в
области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

*Тема 5.2.1.
Биотехнологии в медицине и
фармации

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии биотехнологий в
медицине и фармации (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

*Тема 5.2.2.
Биотехнологии и животные

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии биотехнологий с
использованием животных, применение
продуктов биотехнологии в жизни
человека (по группам), представление
результатов решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

*Тема 5.2.3.
Биотехнологии и растения

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии биотехнологий с
использованием растений (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

*Тема 5.2.4.
Выполнение кейса на анализ
Промышленная биотехнология информации о развитии промышленной
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии /специальности

кейсов
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

*Тема 5.2.5.
Выполнение кейса на анализ
Социально-этические аспекты информации об этических аспектах
биотехнологий
развития биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов
Раздел 6. Биоэкологические
исследования

Представление результатов выполнения
учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Тема 6.1.
Основные методы
биоэкологических
исследований

Выполнение лабораторных работ на
выбор в минигруппах:
1. Влияние температуры на роста и
физиологическую активность
дрожжевых клеток
2. Влияние углеводов на роста и
физиологическую активность
дрожжевых клеток
3. Сочетанное влияние температуры и
углеводов на роста и
физиологическую активность
дрожжевых клеток

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Тема 6.2
Биоэкологический
эксперимент

Выполнение учебноисследовательского проекта на выбор:
1. Оценка качества атмосферного
воздуха
2. Оценка качества почв методом
фитотестирования
3. Оценка качества вод поверхностных
водоемов по органолептическим и
физико-химическим свойствам
4. Влияние ПАВ на рост и развитие
семян высших растений
5. Влияние солевого загрязнения на
рост и развитие семян высших
растений

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Выполнение экзаменационных заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».