Приложение 1.1
к ООП по профессии
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ. 01.03 Базы данных
2024
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
- Структура и содержание учебной дисциплины
- Условия реализации учебной дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
•
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОП 03 «Базы данных»
• Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 09.01.03 – Оператор информационных систем и ресурсов.
• Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
дисциплина
входит
в
общепрофессиональный цикл.
•
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
Умения
ПК, ОК
ОК 01, ОК 02, Проектировать
ПК 1.6, ПК 1.7 реляционную базу данных;
Использовать язык запрос
для программного
извлечения сведений из баз
данных;
•
Основы теории баз данных;
Модели данных;
Особенности реляционной
модели и проектирование баз
данных;
Изобразительные средства,
Используемые в ERмоделировании;
основы реляционной алгебры;
Принципы проектирования
баз данных;
Обеспечение
непротиворечивости
И целостности данных;
Средства проектирования
структур баз данных;
Язык запросов SQL
Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
ОФО: максимальной учебной нагрузки – 36 часов, в том числе:
теоретическое обучение - 12 часов;
-
Знания
практические занятия – 10 часов;
лабораторные занятия - 14 часов;
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в 1
семестре.
• Структура и содержание учебной дисциплины
•
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
36
в том числе:
Лекционные занятия
12
Лабораторные занятия
Практические занятия
14
Самостоятельная работа
10
0
в том числе:
Промежуточная аттестация
Диф. зачет
1 семестр
•
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Тема 1.1
Основные понятия
баз данных
Тема 1.2
Реляционный
подход к
построению
моделей
Тема 1.3
Цели и задачи при
проектировании
баз данных
Тема 1.4
Этапы
Содержание учебного материала и
формы организации деятельности обучающихся
Раздел 1. Технология проектирования баз данных
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1.Определения: БД, СУБД, БД, их характеристика, функции и назначение.
2.Объекты в БД. Виды связей между объектами. Классы принадлежности связи. Технологии
работы с БД
Лабораторные занятия
1. Анализ предметной области БД.
2. Разработка концептуальной, инфологической модели БД.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Логическая и физическая независимость данных
2. Типы моделей данных. Реляционная модель данных
3. Реляционная модель данных. Основные понятия РМД.
4. Реляционная алгебра
Лабораторные занятия
1 Преобразование реляционной БД в сущности и связи.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Цели и задачи разработчика БД. Целостность и непротиворечивость данных в РМД.
2. Дублирование и избыточное дублирование данных в отношениях БД.
3. Аномалии при работе с универсальным отношением в БД.
Лабораторные занятия
1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Четыре этапа проектирования базы данных. Описание, задача и цель каждого этапа.
Объѐм
часов
2
2
2
2
2
2
2
проектирования
баз данных
2. Принцип построения концептуальной, инфологической модели в БД.
3. Нормализация отношений БД. Понятие «нормальная форма Бойса-Кодда» (3НФБК).
4. Метод выполнения нормализации: «построение ER-диаграммы».
5. Принцип построения логической схемы БД. Анализ качества проектирования БД.
Лабораторные занятия
1 Проектирование реляционной БД, нормализация таблиц.
Самостоятельная работа:
Составление таблицы объектов по предметной области «Учет оптовой продажи товара»
2
0
Раздел 2. Технология проектирования баз данных. Язык SQL
Тема 2.1
Проектирование
структур баз
данных
Тема 2.2
Организация
пользовательского
интерфейса
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1.Средства проектирования структур БД.
2 Ключевые и индексированные поля отношения. Ограничение, условие на значение поля
отношения.
Лабораторные занятия
1. Создание и модификация таблиц БД.
2. Установка связей между таблицами БД в соответствии с логической схемой.
3. Создание основных объектов БД, задание ключей и индексов.
4. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла.
5. Работа с командами ввода-вывода, использование функций для работы.
6. Создание программного файла и работа с табличными файлами.
7. Проверка введенного в поле значения и отображение данных числового типа.
8. Задание значений и ограничений полей.
Самостоятельная работа:
Создание дополнительных индексированных полей отношений БД.
Содержание учебного материала:
1.Основные характеристики СУБД MS Access
2 Типы данных MS Access.
3 Организация интерфейса. Создание форм.
2
2
0
2
приложения
Тема 2.3
Язык SQL.
Обработка данных
через SQLзапросы.
Лабораторные занятия
ЛЗ 14 Создание файла проекта базы данных и создание меню различных видов.
ЛЗ 15 Схема данных в MS Access.
ЛЗ 16 Создание отчѐтов в MS Access. Использование конструктора.
Самостоятельная работа:
Конструирование дополнительных рабочих окон приложения.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
2 Категории команд SQL: DDL, DML, DQL, DCL.
3 Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными.
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL. Сортировка и группировка
данных в SQL.
Лабораторные занятия
1. Работа с запросами в MS Access. Перекрестные запросы. SQL-запросы.
2. Формы в MS Access. Проектирование кнопочных форм.
Промежуточная аттестация
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности
2
0
2
2
Диф. зачет
36
•
Условия реализации программы учебной дисциплины
ОП 03 «Базы данных»
•
Материально-техническое обеспечение
Реализации программы дисциплины «Базы данных» требует наличия
учебного кабинета «Информационные технологии»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
• рабочее место преподавателя.
• аудиторная доска для письма.
• стенды, плакаты, учебные пособия.
• компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся с
выходом в Интернет.
Технические средства обучения:
2. компьютеры с выходом в сеть Internet;
3. сайт «Личная студия» с возможностью работы с электронным
образовательным ресурсом;
4. электронные
библиотечные
ресурсы,
размещенные
в
телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
5. методические рекомендации по организации практических работ;
6. методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Прокушев Я.Е. Базы данных: учебник с практикумом / Прокушев
Я.Е.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2022. — 264 c. — ISBN 978-5-43830250-6. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/120171.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим доступа: для авторизир.
Швецов В.И. Базы данных: учебное пособие для СПО / Швецов
В.И.. — Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-44880357-4. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/86192.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим доступа: для авторизир. пользователей
Зуев С.В. Методы анализа данных: учебное пособие / Зуев С.В.. —
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 132 c. — ISBN 978-5-4497-2107-5. —
Текст:
электронный
//
IPR
SMART:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/129059.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/129059
Интернет-ресурсы (базы данных, информационно-справочные и
поисковые системы):
http://www.biblioclub.ru
http://fcior.edu.ru
https://www.lektorium.tv
https://openedu.ru
http://www.informika.ru
https://distant.msu.ru
http://www.informika.ru
http://www.apkit.ru/
Программное обеспечение:
Программное обеспечение, являющееся частью электронной
информационно-образовательной среды и базирующееся на
телекоммуникационных технологиях:
-компьютерные обучающие программы;
-тренинговые и тестирующие программы;
-интеллектуальные роботизированные системы оценки качества
выполненных работ.
Роботизированные системы для доступа к компьютерным обучающим,
тренинговым и тестирующим программам:
1 ПО «Комбат»;
2 ПО «ЛиК»;
3 ПК «КОП»;
4 ИР «Каскад».
3.3. Организация образовательного процесса
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики, предусмотренных учебным планом образовательного
учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам.
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
1 проектировать реляционную
базу данных;
2 использовать язык запросов
для программного извлечения
сведений из баз данных
Критерии оценки
Методы
оценки
- тестирование;
«Отлично» - теоретическое
- контрольная работа;
содержание курса освоено
- рефераты;
полностью, без пробелов,
- эссе;
умения сформированы, все
предусмотренные программой - вебинар;
- учебное
учебные задания выполнены, экспертирование эссе;
качество их выполнения
- учебное
экспертирование
оценено высоко.
рефератов;
Перечень знаний, осваиваемых в «Хорошо» - теоретическое
- учебное
рамках дисциплины:
содержание курса освоено
экспертирование
1.
основы теории баз данных; полностью, без пробелов,
вебинаров;
2.
модели данных;
некоторые умения
- дифференцированный
3.
особенности
сформированы
зачет;
реляционной модели и
недостаточно, все
- комбинированный
проектирование баз данных;
предусмотренные
метод в форме
4.
изобразительные
программой учебные задания фронтального опроса и
средства, используемые в
выполнены, некоторые виды групповой
ERсамостоятельной
заданий выполнены с
моделировании;
работы;
ошибками.
5.
основы реляционной
- домашние задания
«Удовлетворительно» алгебры;
проблемного характера;
теоретическое содержание
6.
принципы
- практические задания
курса освоено частично, но
проектирования баз
по работе с
пробелы
не
носят
информацией,
данных;
документами,
существенного
характера,
7.
обеспечение
необходимые умения работы с литературой;
непротиворечивости и
- подготовка и защита
освоенным материалом в
целостности данных;
индивидуальных и
- средства проектирования
групповых заданий
структур баз данных;
проектного характера
основном сформированы,
(коллективный
большинство
тренинг/семинар)
предусмотренных
программой обучения
учебных заданий
выполнено, некоторые из
выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено,
необходимые умения не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые
ошибки.