Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ОП Базы данных

Приложение 1.1

к ООП по профессии
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ. 01.03 Базы данных

2024

СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
- Структура и содержание учебной дисциплины
- Условия реализации учебной дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

•

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОП 03 «Базы данных»
• Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 09.01.03 – Оператор информационных систем и ресурсов.
• Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
дисциплина
входит
в
общепрофессиональный цикл.
•

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код
Умения
ПК, ОК
ОК 01, ОК 02, Проектировать
ПК 1.6, ПК 1.7 реляционную базу данных;
Использовать язык запрос
для программного
извлечения сведений из баз
данных;

•

Основы теории баз данных;
Модели данных;
Особенности реляционной
модели и проектирование баз
данных;
Изобразительные средства,
Используемые в ERмоделировании;
основы реляционной алгебры;
Принципы проектирования
баз данных;
Обеспечение
непротиворечивости
И целостности данных;
Средства проектирования
структур баз данных;
Язык запросов SQL

Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

ОФО: максимальной учебной нагрузки – 36 часов, в том числе:
теоретическое обучение - 12 часов;

-

Знания

практические занятия – 10 часов;
лабораторные занятия - 14 часов;
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в 1
семестре.

• Структура и содержание учебной дисциплины
•

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы

Объем часов
36

в том числе:
Лекционные занятия

12

Лабораторные занятия
Практические занятия

14

Самостоятельная работа

10
0

в том числе:
Промежуточная аттестация

Диф. зачет
1 семестр

•

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем
Тема 1.1
Основные понятия
баз данных

Тема 1.2
Реляционный
подход к
построению
моделей

Тема 1.3
Цели и задачи при
проектировании
баз данных

Тема 1.4
Этапы

Содержание учебного материала и
формы организации деятельности обучающихся
Раздел 1. Технология проектирования баз данных
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1.Определения: БД, СУБД, БД, их характеристика, функции и назначение.
2.Объекты в БД. Виды связей между объектами. Классы принадлежности связи. Технологии
работы с БД
Лабораторные занятия
1. Анализ предметной области БД.
2. Разработка концептуальной, инфологической модели БД.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Логическая и физическая независимость данных
2. Типы моделей данных. Реляционная модель данных
3. Реляционная модель данных. Основные понятия РМД.
4. Реляционная алгебра
Лабораторные занятия
1 Преобразование реляционной БД в сущности и связи.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Цели и задачи разработчика БД. Целостность и непротиворечивость данных в РМД.
2. Дублирование и избыточное дублирование данных в отношениях БД.
3. Аномалии при работе с универсальным отношением в БД.
Лабораторные занятия
1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Четыре этапа проектирования базы данных. Описание, задача и цель каждого этапа.

Объѐм
часов

2

2

2

2

2

2

2

проектирования
баз данных

2. Принцип построения концептуальной, инфологической модели в БД.
3. Нормализация отношений БД. Понятие «нормальная форма Бойса-Кодда» (3НФБК).
4. Метод выполнения нормализации: «построение ER-диаграммы».
5. Принцип построения логической схемы БД. Анализ качества проектирования БД.
Лабораторные занятия
1 Проектирование реляционной БД, нормализация таблиц.
Самостоятельная работа:
Составление таблицы объектов по предметной области «Учет оптовой продажи товара»

2
0

Раздел 2. Технология проектирования баз данных. Язык SQL
Тема 2.1
Проектирование
структур баз
данных

Тема 2.2
Организация
пользовательского
интерфейса

Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1.Средства проектирования структур БД.
2 Ключевые и индексированные поля отношения. Ограничение, условие на значение поля
отношения.
Лабораторные занятия
1. Создание и модификация таблиц БД.
2. Установка связей между таблицами БД в соответствии с логической схемой.
3. Создание основных объектов БД, задание ключей и индексов.
4. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла.
5. Работа с командами ввода-вывода, использование функций для работы.
6. Создание программного файла и работа с табличными файлами.
7. Проверка введенного в поле значения и отображение данных числового типа.
8. Задание значений и ограничений полей.
Самостоятельная работа:
Создание дополнительных индексированных полей отношений БД.
Содержание учебного материала:
1.Основные характеристики СУБД MS Access
2 Типы данных MS Access.
3 Организация интерфейса. Создание форм.

2

2

0
2

приложения

Тема 2.3
Язык SQL.
Обработка данных
через SQLзапросы.

Лабораторные занятия
ЛЗ 14 Создание файла проекта базы данных и создание меню различных видов.
ЛЗ 15 Схема данных в MS Access.
ЛЗ 16 Создание отчѐтов в MS Access. Использование конструктора.
Самостоятельная работа:
Конструирование дополнительных рабочих окон приложения.
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
2 Категории команд SQL: DDL, DML, DQL, DCL.
3 Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными.
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL. Сортировка и группировка
данных в SQL.
Лабораторные занятия
1. Работа с запросами в MS Access. Перекрестные запросы. SQL-запросы.
2. Формы в MS Access. Проектирование кнопочных форм.

Промежуточная аттестация
Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности

2

0

2

2

Диф. зачет
36

•

Условия реализации программы учебной дисциплины
ОП 03 «Базы данных»
•
Материально-техническое обеспечение
Реализации программы дисциплины «Базы данных» требует наличия
учебного кабинета «Информационные технологии»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
• рабочее место преподавателя.
• аудиторная доска для письма.
• стенды, плакаты, учебные пособия.
• компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся с
выходом в Интернет.
Технические средства обучения:
2. компьютеры с выходом в сеть Internet;
3. сайт «Личная студия» с возможностью работы с электронным
образовательным ресурсом;
4. электронные
библиотечные
ресурсы,
размещенные
в
телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
5. методические рекомендации по организации практических работ;
6. методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Прокушев Я.Е. Базы данных: учебник с практикумом / Прокушев
Я.Е.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2022. — 264 c. — ISBN 978-5-43830250-6. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/120171.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим доступа: для авторизир.
 Швецов В.И. Базы данных: учебное пособие для СПО / Швецов
В.И.. — Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-44880357-4. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/86192.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим доступа: для авторизир. пользователей
 Зуев С.В. Методы анализа данных: учебное пособие / Зуев С.В.. —
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 132 c. — ISBN 978-5-4497-2107-5. —
Текст:
электронный
//
IPR
SMART:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/129059.html (дата обращения: 27.03.2023). —
Режим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/129059

Интернет-ресурсы (базы данных, информационно-справочные и
поисковые системы):
http://www.biblioclub.ru
http://fcior.edu.ru
https://www.lektorium.tv
https://openedu.ru
http://www.informika.ru
https://distant.msu.ru
http://www.informika.ru
http://www.apkit.ru/
Программное обеспечение:
Программное обеспечение, являющееся частью электронной
информационно-образовательной среды и базирующееся на
телекоммуникационных технологиях:
-компьютерные обучающие программы;
-тренинговые и тестирующие программы;
-интеллектуальные роботизированные системы оценки качества
выполненных работ.
Роботизированные системы для доступа к компьютерным обучающим,
тренинговым и тестирующим программам:
1 ПО «Комбат»;
2 ПО «ЛиК»;
3 ПК «КОП»;
4 ИР «Каскад».
3.3. Организация образовательного процесса
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики, предусмотренных учебным планом образовательного
учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам.

 Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
1 проектировать реляционную
базу данных;
2 использовать язык запросов
для программного извлечения
сведений из баз данных

Критерии оценки

Методы
оценки
- тестирование;
«Отлично» - теоретическое
- контрольная работа;
содержание курса освоено
- рефераты;
полностью, без пробелов,
- эссе;
умения сформированы, все
предусмотренные программой - вебинар;
- учебное
учебные задания выполнены, экспертирование эссе;
качество их выполнения
- учебное
экспертирование
оценено высоко.
рефератов;
Перечень знаний, осваиваемых в «Хорошо» - теоретическое
- учебное
рамках дисциплины:
содержание курса освоено
экспертирование
1.
основы теории баз данных; полностью, без пробелов,
вебинаров;
2.
модели данных;
некоторые умения
- дифференцированный
3.
особенности
сформированы
зачет;
реляционной модели и
недостаточно, все
- комбинированный
проектирование баз данных;
предусмотренные
метод в форме
4.
изобразительные
программой учебные задания фронтального опроса и
средства, используемые в
выполнены, некоторые виды групповой
ERсамостоятельной
заданий выполнены с
моделировании;
работы;
ошибками.
5.
основы реляционной
- домашние задания
«Удовлетворительно» алгебры;
проблемного характера;
теоретическое содержание
6.
принципы
- практические задания
курса освоено частично, но
проектирования баз
по работе с
пробелы
не
носят
информацией,
данных;
документами,
существенного
характера,
7.
обеспечение
необходимые умения работы с литературой;
непротиворечивости и
- подготовка и защита
освоенным материалом в
целостности данных;
индивидуальных и
- средства проектирования
групповых заданий
структур баз данных;
проектного характера
основном сформированы,
(коллективный
большинство
тренинг/семинар)
предусмотренных
программой обучения
учебных заданий
выполнено, некоторые из
выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено,
необходимые умения не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые
ошибки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества образования

Результаты НОКО.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».