Приложение 2
к ООП по профессии
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 08 «ИНФОРМАТИКА»
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Информатика»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика».
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина
«Информатика» является обязательнойчастью общеобразовательного
цикла образовательной
программы всоответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 «Оператор информационных
систем и ресурсов»
1.1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.1.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Информатика
направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний,
отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,
роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических
системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые
технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных
учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования
цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в
том числе проектной деятельности.
1.1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии ОК и ПК.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
В результате изучения «Информатика» формируются компетенции (из перечней
компетенций по специальностям социально-экономическогопрофиля), такие как:
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
Планируемые результаты освоения предмета
Метапредметные, личностные
Предметные
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- понимать угрозу информационной
безопасности, использовать методы и
средства противодействия этим
угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих
незаконное распространение
персональных данных; соблюдение
требований техники безопасности и
гигиены при работе с компьютерами
и другими компонентами цифрового
окружения; понимание правовых
основ использования компьютерных
программ, баз данных и работы в
сети Интернет;
- уметь организовывать личное
информационное пространство с
использованием различных средств
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике
В области ценности научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и
общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего
цифровых технологий; понимание
возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание возможностей и
ограничений технологий
искусственного интеллекта в
различных областях; наличие
представлений об использовании
информационных технологий в
различных профессиональных
сферах
- уметь реализовать этапы решения
задач на компьютере; умение
реализовывать на выбранном для
изучения языке программирования
высокого уровня (Паскаль, Python,
Java, С++, С#) типовые алгоритмы
обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора
простых сомножителей; нахождение
максимальной (минимальной) цифры
натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не
превышающим 10; вычисление
обобщенных характеристик
элементов массива или числовой
последовательности (суммы,
произведения среднего
арифметического, минимального и
максимального элементов,
количества элементов,
удовлетворяющих заданному
условию); сортировку элементов
массива;
- владеть представлениями о роли
информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и
обществе; понятиями «информация»,
«информационный процесс»,
«система», «компоненты системы»
«системный эффект»,
«информационная система»,
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности
«система управления»; владеть
методами поиска информации в сети
Интернет; уметь критически
оценивать информацию, полученную
из сети Интернет; характеризовать
большие данные, приводить примеры
источников их получения и
направления использования;
- понимать основные принципы
устройства и функционирования
современных стационарных и
мобильных компьютеров; тенденций
развития компьютерных технологий;
владеть навыками работы с
операционными системами и
основными видами программного
обеспечения для решения учебных
задач по выбранной специализации;
- иметь представления о
компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих
принципах разработки и
функционирования интернетприложений;
- понимать основные принципы
дискретизации различных видов
информации; уметь определять
информационный объем текстовых,
графических и звуковых данных при
заданных параметрах дискретизации;
- уметь строить неравномерные коды,
допускающие однозначное
декодирование сообщений
(префиксные коды); использовать
простейшие коды, которые
позволяют обнаруживать и
исправлять ошибки при передаче
данных;
- владеть теоретическим аппаратом,
позволяющим осуществлять
представление заданного
натурального числа в различных
системах счисления; выполнять
преобразования логических
выражений, используя законы
алгебры логики; определять
кратчайший путь во взвешенном
графе и количество путей между
вершинами ориентированного
ациклического графа;
- уметь читать и понимать
программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и
текстовых данных (в том числе
массивов и символьных строк) на
выбранном для изучения
универсальном языке
программирования высокого уровня
(Паскаль, Python, Java, С++, С#);
анализировать алгоритмы с
использованием таблиц трассировки;
определять без использования
компьютера результаты выполнения
несложных программ, включающих
циклы, ветвления и подпрограммы,
при заданных исходных данных;
модифицировать готовые программы
для решения новых задач,
использовать их в своих программах
в качестве подпрограмм (процедур,
функций);
- уметь создавать структурированные
текстовые документы и
демонстрационные материалы с
использованием возможностей
современных программных средств и
облачных сервисов; умение
использовать табличные
(реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы в
базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в базе
данных; наполнять разработанную
базу данных; умение использовать
электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных
(включая вычисление суммы,
среднего арифметического,
наибольшего и наименьшего
значений, решение уравнений);
- уметь использовать компьютерноматематические модели для анализа
объектов и процессов:
формулировать цель моделирования,
выполнять анализ результатов,
полученных в ходе моделирования;
оценивать адекватность модели
моделируемому объекту или
процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
- уметь классифицировать основные
задачи анализа данных
(прогнозирование, классификация,
кластеризация, анализ отклонений);
понимать последовательность
решения задач анализа данных: сбор
первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или
построение модели, преобразование
данных, визуализация данных,
интерпретация результатов;
- иметь представления о базовых
принципах организации и
функционирования компьютерных
сетей;
- уметь определять среднюю
скорость передачи данных,
оценивать изменение времени
передачи при изменении
информационного объема данных и
характеристик канала связи;
- уметь строить код,
обеспечивающий наименьшую
возможную среднюю длину
сообщения при известной частоте
символов; пояснять принципы
работы простых алгоритмов сжатия
данных;
- уметь использовать при решении
задач свойства позиционной записи
чисел, алгоритмы построения записи
числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и
построения числа по строке,
содержащей запись этого числа в
позиционной системе счисления с
заданным основанием; уметь
выполнять арифметические операции
в позиционных системах счисления;
умение строить логическое
выражение в дизъюнктивной и
конъюнктивной нормальных формах
по заданной таблице истинности;
исследовать область истинности
высказывания, содержащего
переменные; решать несложные
логические уравнения; уметь решать
алгоритмические задачи, связанные с
анализом графов (задачи построения
оптимального пути между
вершинами графа, определения
количества различных путей между
вершинами ориентированного
ациклического графа); уметь
использовать деревья при анализе и
построении кодов и для
представления арифметических
выражений, при решении задач
поиска и сортировки; уметь строить
дерево игры по заданному
алгоритму; разрабатывать и
обосновывать выигрышную
стратегию игры;
- понимать базовые алгоритмы
обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в
позиционной системе счисления,
делимость целых чисел; нахождение
всех простых чисел в заданном
диапазоне; обработка
многоразрядных целых чисел; анализ
символьных строк и других),
алгоритмов поиска и сортировки;
умение определять сложность
изучаемых в курсе базовых
алгоритмов (суммирование
элементов массива, сортировка
массива, переборные алгоритмы,
двоичный поиск) и приводить
примеры нескольких алгоритмов
разной сложности для решения одной
задачи;
- владеть универсальным языком
программирования высокого уровня
(Паскаль, Python, Java, С++),
представлениями о базовых типах
данных и структурах данных; умение
использовать основные управляющие
конструкции; уметь осуществлять
анализ предложенной программы:
определять результаты работы
программы при заданных исходных
данных; определять, при каких
исходных данных возможно
получение указанных результатов;
выявлять данные, которые могут
привести к ошибке в работе
программы; формулировать
предложения по улучшению
программного кода;
- уметь разрабатывать и
реализовывать в виде программ
базовые алгоритмы; использовать в
программах данные различных типов
с учетом ограничений на диапазон их
возможных значений, применять при
решении задач структуры данных
(списки, словари, стеки, очереди,
деревья); применять стандартные и
собственные подпрограммы для
обработки числовых данных и
символьных строк; использовать при
разработке программ библиотеки
подпрограмм; знать функциональные
возможности инструментальных
средств среды разработки; умение
использовать средства отладки
программ в среде программирования;
умение документировать программы;
- уметь создавать веб-страницы;
умение использовать электронные
таблицы для анализа, представления
и обработки данных (включая выбор
оптимального решения, подбор
линии тренда, решение задач
прогнозирования); владеть
основными сведениями о базах
данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними;
использовать табличные
(реляционные) базы данных и
справочные системы
ПК 2.1. Структурировать цифровые данные для публикации.
ПК 2.2. Размещать и обновлять информационный материал через систему управления контентом.
ПК 2.4. Собирать статистику по результатам работы веб-ресурса.
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Профессионально-ориентированное содержание
(содержание прикладных модулей)
Модуль 1. Основы аналитики и визуализации
данных
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 2. Аналитика и визуализация данных на
Python
в т. ч.:
контрольные работы
практические занятия
Модуль 3. Основы искусственного интеллекта
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 4. Введение в 3D моделирование
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 5. Разработка веб-сайта с использованием
конструктора Тильда
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 6. Технологии продвижения веб-сайта в
Интернете
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 7. Введение в веб-разработку на языке
JavaScript
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Модуль 8. Введение в создание графических
изображений с помощью GIMP
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Экзамен
ИТОГО
Объем в
часах
144
70
22
48
72
36
8
28
36
2
34
36
14
22
36
6
30
36
6
30
36
10
26
36
14
22
36
14
24
144
1
0
1
1
1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.
Тема 1.1.
Информация и
информационные
процессы
Тема 1.2. Подходы к
измерению
информации
Тема 1.3. Компьютер
и цифровое
представление
информации.
Устройство
компьютера
Тема 1.4.
Кодирование
информации.
Системы счисления
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Основное содержание
Информация и информационная деятельность человека
Основное содержание
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки.
Представление об основных информационных процессах, о системах.
Кодирование информации Информация и информационные процессы
Теоретическое обучение
Основное содержание
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный,
вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты
различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации. Передача и хранение информации. Определение объемов
различных носителей информации. Архив информации
Теоретическое обучение
Основное содержание
Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры.
Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства
ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные
характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его
назначение, сетевое программное обеспечение
Теоретическое обучение
Основное содержание
Представление о различных системах счисления, представление вещественного
числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной
позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из
Объем
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 02
2
4
ОК 02
2
2
ОК 02
2
4
ОК 02
7
Тема 1.5. Элементы
комбинаторики,
теории множеств и
математической
логики
Тема 1.6.
Компьютерные сети:
локальные сети, сеть
Интернет
Тема 1.7. Службы
Интернета
Тема 1.8. Сетевое
хранение данных и
10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС.
Представление числовых данных: общие принципы представления данных,
форматы представления чисел.
Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых
данных.
Представление графических данных.
Представление звуковых данных.
Представление видеоданных.
Кодирование данных произвольного вида
Практические занятия
Основное содержание
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции,
построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод
алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над
множествами. Решение логических задач графическим способом
Практические занятия
Основное содержание
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии
локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация.
Правовые основы работы в сети Интернет
Теоретическое обучение
Основное содержание
Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы,
мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция.
Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в
Интернете
Практические занятия
Основное содержание
Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища
4
2
ОК 02
2
2
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 02
ОК 01
ОК 02
8
цифрового контента
Тема 1.9.
Информационная
безопасность
Раздел 2.
Тема 2.1. Обработка
информации в
текстовых
процессорах
Тема 2.2. Технологии
создания
структурированных
текстовых
документов
Тема
2.3.Компьютерная
графика и
мультимедиа
Тема 2.4. Технологии
данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа
над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных
Практические занятия
Основное содержание
Информационная безопасность. Защита информации. Информационная
безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные
программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды
в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых
технологий при решении профессиональных задачи
Теоретическое обучение
Использование программных систем и сервисов
Основное содержание
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой
информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода,
редактирования, форматирования)
Практические занятия
Основное содержание
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы.
Совместная работа над документом. Шаблоны.
Теоретическое обучение
Основное содержание
Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов.
Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и
редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО
Movavi)
Теоретическое обучение
Основное содержание
2
2
ОК 01
ОК 02
2
22
4
ОК 02
4
4
ОК 02
4
4
ОК 02
4
4
ОК 02
9
обработки
графических
объектов
Тема 2.5.
Представление
профессиональной
информации в виде
презентаций
Тема 2.6.
Интерактивные и
мультимедийные
объекты на слайде
Тема 2.7.
Гипертекстовое
представление
информации
Раздел 3.
Тема 3.1.
Модели и
моделирование.
Этапы
моделирования
Тема 3.2.
Списки, графы,
деревья
Тема 3.3.
Математические
модели в
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и
векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)
Практические занятия
Основное содержание
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации.
Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации
Практические занятия
4
2
ОК 02
2
Основное содержание
Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации
Практические занятия
2
Основное содержание
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Вебсайты и веб-страницы
Практические занятия
Информационное моделирование
Основное содержание
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели.
Основные этапы компьютерного моделирования
Теоретическое обучение
2
ОК 02
2
28
2
ОК 02
Основное содержание
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева
решений
Теоретическое обучение
Основное содержание
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм
Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр
ОК 02
2
2
2
ОК 02
2
2
ОК 02
10
профессиональной
области
Тема 3.4. Понятие
алгоритма и
основные
алгоритмические
структуры
Тема 3.5.
Анализ алгоритмов в
профессиональной
области
Тема 3.6. Базы
данных как модель
предметной области
Тема 3.7. Технологии
обработки
информации в
электронных
таблицах
Тема 3.8. Формулы и
функции в
электронных
таблицах
(выигрышная стратегия)
Практические занятия
Основное содержание
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные
алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования
(Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных
таблиц
Практические занятия
Основное содержание
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи
поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки
чисел, числовых последовательностей и массивов
Теоретическое обучение
Практические занятия
Основное содержание
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы
данных
Теоретическое обучение
Практические занятия
Основное содержание
Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в
табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное
форматирование
Практические занятия
Основное содержание
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их
использование. Математические и статистические функции. Логические функции.
Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в
электронных таблицах
2
4
ОК 01
4
4
ОК 02
2
2
6
ОК 02
2
4
2
ОК 02
2
2
ОК 02
11
Практические занятия
Основное содержание
Визуализация данных в электронных таблицах
Тема 3.9.
Визуализация
данных в
Практические занятия
электронных
таблицах
Основное содержание
Тема 3.10.
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной
Моделирование в
области)
электронных
таблицах (на
Практические занятия
примерах задач из
профессиональной
области)
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль
Основы аналитики и визуализации данных
1
Содержание
Тема 1.1. Модели
данных
Надстройка Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных,
модели данных, большие данные
Теоретическое обучение
Тема 1.2.
Визуализация
данных
Тема 1.3. Потоки
данных
2
2
ОК 02
2
2
ОК 02
2
36
8
ОК 02
ПК 2.6
2
Практические занятия
6
Содержание
Аналитический сервис Yandex DataLens: Общий обзор, возможности.
Регистрация, интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и
дашбордов
Теоретическое обучение
Практические занятия
6
Содержание
6
ОК 02
ПК 2.6
2
4
ОК 02
ПК 2.6
12
Аналитический сервис Yandex DataLens: Потоки данных. Подключение к
счетчику Yandex метрики
Тема 1.4 Принятие
решений на основе
данных
Тема 1.5 Проектная
работа. Кейс анализа
данных
Прикладной модуль
2
Тема 2.1. Введение в
язык
программирования
Python
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Аналитический сервис Yandex DataLens: Принятие решений на основе данных.
Геоданные. Тепловые карты
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Аналитический сервис Yandex DataLens: Работа с датасетами. Кейс анализа
данных
Практические занятия
Аналитика и визуализация данных на Python
2
4
6
2
4
10
ОК 02
ПК 2.6
ОК 02
ПК 2.6
10
36
2
Тема 2.2.
Основные
алгоритмические
конструкции на
Python
Содержание
Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных.
Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и
вещественными числами
Практические занятия
Содержание
Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция,
отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис
инструкций if, if-else, if-elif-else. Реализация циклических алгоритмов в Python.
Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while
Тема 2.3.
Работа со списками и
словарями
Практические занятия
Содержание
Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы
списков. Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря.
4
6
ОК 02
ПК 2.6
2
4
ОК 02
ПК 2.6
ОК 02
ПК 2.6
13
Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах.
Тема 2.4.
Аналитика данных
на Python
Тема 2.5.
Анализ данных на
практических
примерах
Тема 2.6.
Основы
визуализации
данных
Тема 2.7.
Проектная работа
«Анализ больших
данных в
профессиональной
сфере»
Прикладной модуль
Практические занятия
Контрольные работы
Содержание
Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle.
Библиотека Pandas. Объекты Seriesи DataFrame. Получение общей информации о
данных. Индексация по условиям и изменение данных в таблицах.
Практические занятия
Содержание
Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных.
Основные описательные статистические величины (частота, среднее
арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции
описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных
статистических величин в Python Pandas
Практические занятия
Содержание
Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики.
Библиотека Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков
(гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график,
круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в
Matplotlib
Практические занятия
Содержание
Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных.
Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели.
Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса
анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы
Практические занятия
Основы искусственного интеллекта
4
2
8
ОК 02
ПК 2.6
8
6
ОК 02
6
6
ОК 02
6
4
ОК 02
4
36
14
3
Тема
3.1.Искусственный
интеллект: понятие,
сферы применения
Содержание
2
Сущность понятия “искусственный интеллект”, история развития искусственного
интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный» искусственный
интеллект, сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта
Теоретическое обучение
Практические занятия
1
1
Содержание
Понятие и виды машинного обучения; обучение с учителем, обучение без
учителя, задача регрессии, задача классификации, задача кластеризации, отбор
данных для модели машинного обучения
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 3.3. Этапы
разработки модели
Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач (цель
машинного обучения. как модель результата, отличия цели от задач, метрики для оценки результата),
Библиотеки
сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование модели (валидация
машинного обучения модели). Проблемы переобучения. Библиотеки машинного обучения
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 3.4Линейная
регрессия
Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение,
гомоскедастичность данных; подбор коэффициентов линейного уравнения.
Создание, обучение и оценка модели линейной регрессии; нелинейные функции
Теоретическое обучения
Практические занятия
Содержание
Тема 3.5
Классификация.
Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с
Тема 3.2. Машинное
обучение: понятие,
виды
ОК 02
ПК 2.6
2
ОК 02
1
1
4
ОК 02
2
2
6
ОК 02
2
2
6
ОК 02
15
помощью искусственного интеллекта. Линейный классификатор, гиперплоскость,
бинарная классификация, мультиклассовая классификация; создание, обучение и
оценка модели логистической регрессии.
Матрица ошибок, метрики качества логистической регрессии
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 3.6 Деревья
решений. Случайный Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея
алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для решения
лес
задачи классификации и регрессии
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 3.7
Кластеризация
Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками,
решение задачи кластеризации
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 3.8 Обобщение
и систематизация
Выполнение проектной работы «Созданиесинквейнов и визуальной карты знаний
основных понятий по по машинному обучению»
машинному
Практическое занятие
обучению
Содержание
Тема 3.9Разработка
модели машинного
Выполнение проектной работа «Разработка модели машинного обучения для
обучения для
решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование данных;
решения задачи
выбор модели, ее обучение; оценка качества работы модели; разработка
классификации
презентации; выступление
Практические занятия
Прикладной модуль
Основы 3D моделирования
Логистическая
регрессия
2
2
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
4
4
ОК 02
4
36
16
4
Тема 4.1 Система
трехмерного
моделирования
КОМПАС-3D LT.
Окно Документа
Содержание
Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, примеры.
КОМПАС – КОМПлекс Автоматизированных Систем. Запуск системы КОМПАС3D. Интерфейс системы
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 4.2 Основные
приемы создания
Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников,
геометрических тел
окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы
(многогранники, тела многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими
вращения, эскизы,
поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения,
группы
поверхность вращения, основание). Основные приемы построения
геометрических тел)
многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы
геометрических тел
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Тема 4.3
Редактирование 3 D
Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3d
моделей. Создание 3 моделей, основные способы редактирования 3 D моделей. Создание 3 D моделей с
D моделей. Отсечение элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3d моделей по
части детали
плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали
плоскостью
Теоретическое обучение
Практические занятия
Тема 4.4 Создание 3d Содержание
моделей простейших
Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей»: выбор
объектов
простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания
модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора,
2
1
1
10
ОК 02
ПК 2.6
ОК 02
2
8
ОК 02
12
2
10
12
ОК 02
17
Прикладной модуль
5
Тема 5.1.
Конструктор Тильда
Тема 5.2 Создание
сайта
Тема 5.3. Создание
различных видов
страниц
Тема 5.4.
Стандартные блоки
Тема 5.5. Панель
навигации
Тема 5.6. Настройка
главной страницы
создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной
модели
Практические занятия
Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда
Содержание
Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический
редактор Zero Block. Панель управления сайтами. Выбор тарифа. Экспорта кода
Теоретическое обучение
Практические занятия
Основное содержание
Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок.
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка,
предпросмотр, публикация, редактирование, списки)
Практические занятия
Содержание
Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему
Практические занятия
Содержание
Нулевой блок (создание, панели навигации, доступные элементы). Работа с
текстом, изображениями и видео
Практические занятия
Содержание
Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика, Яндекс метрика,
настройка HTTPS.
Теоретическое обучение
12
36
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
2
2
4
4
4
ОК 02
4
4
ОК 02
4
6
ОК 02
2
18
Тема 5.7. Проектная
работа с
использование
конструктора Тильда
Прикладной модуль
6
Тема 6.1. Интернетмаркетинг
Тема 6.2. Методы
продвижения в
Интернете
Тема 6.3. Различные
способы работы с
количеством
посетителей
Тема 6.4. Поисковая
оптимизация
контента
Тема 6.5. Рекламная
кампании в сети
Практические занятия
Содержание
Проектная работа «Создание интернет-магазина»
Практические занятия
4
10
Технологии продвижения веб-сайта в Интернете
36
Содержание
Интернет-маркетинг: понятие, инструменты Интернет-маркетинга, исследование
как элемент интернет-маркетинга
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Баннерная и контекстная рекламы, реклама в рассылках, реклама в блогах,
сообществах, социальных сетях; вирусный маркетинг
Теоретическое обучение
Практические занятия
Основное содержание
Способы получения трафика: определение трафика, основные способы получения
трафика, особенности контекстной рекламы, SEO и SMO продвижения
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Оптимизация контента для Яндекс, Rambler и Google, индексирование сайта
поисковыми системами
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Планирование и проведение рекламной кампании - постановка целей, выбор и/или
6
ОК 02
2
4
6
ОК 02
2
4
6
ОК 02
2
4
6
ОК 02
2
4
6
ОК 02
ОК 02
10
19
Интернет
Тема 6.6. Проектная
работа
«Проектирование
рекламной кампании в
Интернете»
Прикладной модуль
7
Тема 7.1. Синтаксис
и основные понятия
JavaScript
Тема 7.2. Управление
пакетами и
зависимостями
Тема 7.3.
Переменные и
области видимости.
Примитивные и
объектные типы
данных
Тема 7.4. TypeScript и
статическая
типизация. Функции
как структурный
разработка инструментов, месседж, выбор площадок, бюджет, оценка
эффективности
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Проектная работа «Проектирование рекламной кампании в Интернете для
конкретной продукции/решения/компании/организации»
Практические занятия
2
4
6
ОК 02
6
Введение в веб-разработку на языке JavaScript
36
Содержание
Выражения, операторы, побочные эффекты, инструкции, ввод-вывод. Понятие
объекта и литерала. Эволюция стандарта ECMAScript
Теоретическое обучение
Содержание
Система пакетов npm. Инициализация проекта. Создание файла package.json.
Девелоперские зависимости
Практические занятия
Содержание
Объявление переменных. Этап компиляции и этап исполнения. Ошибка
ReferenceError и возбуждение исключения. Глобальные переменные. Видимость
на уровне блока. Сравнение примитивных значений
Практические занятия
2
ОК 02
2
2
ОК 02
2
2
ОК 02
Содержание
Типы данных. Объявление с аннотацией типа. Транспиляция и запуск проекта.
Объявление (в том числе с аннотацией) и вызов функций
Теоретическое обучение
4
2
ОК 02
2
20
элемент сценария и
как тип данных
Тема 7.5.
Управляющие
конструкции
Тема 7.6. Строки и
бинарные данные.
Регулярные
выражения
Тема 7.7. Массивы и
множества
Тема 7.8.
Литеральные
объекты. Прототипы
и конструкторы.
Свойства и методы
Тема 7.9. Модули и
Практические занятия
2
Основное содержание
Императивный подход к созданию кода программы. Инструкции как
противоположность выражений. Тернарный оператор и инструкция If..else
Циклы со счётчиком, предусловием/постусловием, итерационные
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Строка как примитивный тип данных. Перебор строки с помощью итераций
for..of, использование Юникода в JavaScript. Отличие бинарных данных от строк.
Поиск совпадений с регулярным выражением
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Массивы как наборы значений разных типов, допускающих итерацию. Задание
массива литералом. Методы массивов, в том числе forEach и reduce. Взаимные
преобразования массивов и строк. Множества как наборы не повторяющихся
значений. Получение множества из массива
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Литеральные объекты как коллекции свойств и методов. Отличия литеральных
объектов от блоков и массивов. Доступ к свойствам и методам. Использование
ссылки this. Вызов методов одного объекта относительно другого. Доступ к
прототипу объекта. Создание объекта с помощью конструктора
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
2
2
6
ОК 02
2
4
4
ОК 02
21
транспиляция. DOM
Тема 7.10. Проектная
работа. «Создание
простейшего
серверного вебприложения»
Прикладной модуль
8
Тема 8.1. Растровая и
векторная графика.
Форматы
изображений,
конвертация и
оптимизация
Тема 8.2. GIMP как
проект GNU.
Установка GIMP
Тема 8.3. Интерфейс
GIMP.
Многооконный
режим, стыкуемые
диалоги,
однооконный режим.
Модули как единицы независимого изолированного кода. Импорт и экспорт из
модулей в стиле ES2015. Использование возможностей планируемых следующих
версий стандарта – преобразование кода с помощью Babel. Введение в
DocumentObjectModel – объектную модель документа веб-страницы
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Проектная работа «Создание простейшего серверного веб-приложения»
2
2
4
ОК 02
Практические занятия
4
Введение в создание графических изображений с помощью GIMP
36
Содержание
Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для
хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения
объёма изображения
Теоретическое обучение
2
Содержание
GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта
в качестве представителя класса свободного программного обеспечения.
Установка на различные платформы
Теоретическое обучение
Содержание
Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим.
Управление диалогами. Окно слоёв изображения
Теоретическое обучение
Практические занятия
2
ОК 02
2
4
ОК 02
ОК 02
2
2
2
22
Слои
Тема 8.4. Разрешение
изображения.
Навигация,
масштабирование,
кадрирование,
аффинные
преобразования
Тема 8.5. Заливка,
фильтры и
инструменты
рисования
Тема 8.6. Выделение.
Контуры.
Комбинирование
изображений
Тема 8.7. Быстрая
маска и
преобразование
цвета
Тема 8.8. Создание
градиентов
Тема 8.9. Создание
анимированного
изображения в
Содержание
Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения.
Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон,
перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам,
зеркало, преобразование по рамке, искажения
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень,
шум, выделение краёв, декорация, проекция
Практические занятия
Содержание
Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе
изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения
нескольких изображений
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Графические отображение области выделения. Преобразование цвета в
изображении с помощью применения маски
Практические занятия
Содержание
Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими
этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIFc
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
4
6
ОК 02
2
4
2
ОК 02
2
4
ОК 02
2
2
4
ОК 02
23
формате GIF
помощью GIMP
Теоретическое обучение
Практические занятия
Содержание
Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления
сайта»
Практические занятия
Тема 8.10. Проектная
работа «Создание
серии баннеров для
графического
оформления сайта»
Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)
Всего
2
2
6
ОК 02
6
144ч.
24
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина проводится в учебном кабинете «Информатика»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие
в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.2 № 178-02) и быть оснащенотиповым оборудованием, указанным в настоящих
требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя;
•
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие
станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая
локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер
на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат,
гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера»,
«Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной
деятельности человека и используемые инструменты
(технические
средства
и
информационные ресурсы)»,
«Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История
информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация»,
«Основные этапы разработки программ», «Системы счисления»,
«Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,
«Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в
области информатики и информационных технологии и др.);
•
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением
(для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме
программы учебной дисциплины
«Информатика»;
•
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные
материалы:
бумага,
картриджи
для принтера
и
копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
•
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
•
модели:
«Устройство
персонального
компьютера»,
«Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети ипередача
информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
•
вспомогательное оборудование;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике,
словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и
научно-популярной литературой и др.
В процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным
материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
•
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе, не старше пяти
лет с момента издания. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть
дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего
профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 383 с.
2. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 :
учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин.
— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с
3.2.3. Дополнительные источники
1. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 389 с. — (Профессиональное образование). —ISBN 978-5-534-10712-8.
2. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособиедля
среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 133 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины
Информатика
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации в форме диф.зачета
КОС разработаны на основании положений: основной
профессиональной образовательной программы
Профессиональные
Показатели оценки результата
компетенции
Объяснять различные подходы к определению понятия
ПК 1.1.
"информация".
Различать методы измерения количества информации:
вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения
ПК 1.2.
информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации
информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых
ПК 1.3.
процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей).
Назначение и виды информационных моделей, описывающих
ПК 1.4.
реальные объекты или процессы.
ПК 1.5.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
ПК 1.6.
Назначение и функции операционных систем.
ПК 1.7.
Производить инсталляцию и настройку ПО.
Общие
компетенции
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10
Показатели оценки результата
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные
источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать
учебные работы
с использованием
средств
информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах
данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и
пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица,
массив, график, диаграмма и пр.)
Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Виды аттестации
Наименование элемента умений или знаний
Текущий Экзамен
контроль
У1 Распознавать информационные процессы в различных
+
+
системах;
У2 Находить и использовать необходимую информацию.
+
+
З1 Использование алгоритма как модели автоматизации
деятельности
+
+
З2 Назначение и функции операционных систем.
+
+
З3 Технологии создания и преобразования информационных
объектов
Итого
+
+
5
5
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и
алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов,
электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(КОМПЛЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ)
по учебной дисциплине ОД.08«Информатика»
2024г
Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
среднего
профессионального образования (далее СПО))
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО.
2.Фонды оценочных средств.
1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательной дисциплины Информатика (базовый уровень)
направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и
предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с
учетом основной образовательной программой среднего общего образования (ООПСОО).
Личностные результаты отражают:
– Л1. чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
– Л2. осознание своего места в информационном обществе;
– Л3. готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
– Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
– Л5. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
– Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием
современных электронных образовательных ресурсов;
– Л7. умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности,
так и в быту;
– Л8. готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций;
Метапредметные результаты отражают:
– М1. умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
– М2. использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
– М3. использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
– М4. использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников, в том числе из сети Интернет;
– М5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
– М6. умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
– М7. умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
Предметные результаты отражают:
– П1. сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
– П2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
– П3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
– П4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
– П5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
– П6. сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
– П7. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
– П8. владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;
– П9. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
– П10. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
прав доступа к глобальным информационным сервисам;
– П11. применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ,
соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами
коммуникаций в Интернете.
2.Фонды оценочных средств по специальности
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных
заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР
и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся
посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня
освоения общеобразовательной дисциплины «Информатика» и профессиональной
направленности образовательной программы.
№ раздела, темы
Раздела 1.
«Информационная
деятельность человека»
Раздела 2. Информация и
информационные
процессы
Коды
образователь
ных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)
ОК 01- ОК-11
ЛР 05-ЛР 10,
ЛР13МР 01МР 09
ПР 01- ПР 08
ОК 01- ОК11
ЛР 05-ЛР 10,
ЛР13МР 01МР 09
Варианты междисциплинарных
заданий
1.История развития вычислительной
техники. 11кл. Электронный тест. —
URL:https://videouroki.net/et/my/(дата
обращения:
09.08.2022).— Тест: электронный.
1.Информация и информационные
процессы.Электронный тест. —
URL:https://videouroki.net/et/my/(дат
а обращения:
09.08.2022).— Тест: электронный.
Раздела 3. Средства
информационных и
ПР 01- ПР 08
ОК 01- ОК-11
ЛР 05-ЛР 10, ЛР13
коммуникационных
технологий (ИКТ)
МР 01- МР 09
ПР 01- ПР 08
Раздела 4. Технологии
создания и
преобразования
информационных
обьектов
ОК 01-ОК-11
ЛР 05-ЛР 10,
ЛР13МР 01МР 09
ПР 01- ПР 08
Раздела 5.
Телекоммуникацион-ные
технологии
ОК 01- ОК-11
ЛР 05-ЛР 10,
ЛР13МР 01МР 09
2.Архитектура персонального
компьютера.11кл.
Электронный тест. —
URL:https://videouroki.net/et/my/(дат
а обращения:
09.08.2022).— Тест: электронный.
3.Создание и форматирование
текстовых
документов.Электронный тест. —
URL:https://videouroki.net/et/my/(дата
обращения: 09.08.2022).— Тест:
электронный.
38.Коммуникационные
технологии.Электронный
тест. —
URL:https://videouroki.net/et/my/(д
ата обращения: 09.08.2022).—
Тест: электронный.
Вопросы к экзамену по курсу «Информатика»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Раскрыть определение понятия "Информатика".
Базовые единицы измерения в "Информатике".
Дать описание составных частей системного блока
Принтеры, сканеры и их разновидности.
Дать описание четырех видов программного обеспечения
Назвать и раскрыть три главных функций операционной системы.
Основные команды в MS DOS.
Раскрыть три преимущества NC перед DOS.
Основные операции в NC.
Указать три преимущества Windows над NC.
Виды графических объектов в Windows.
Элементы управления Рабочего стола Windows.
Структура рабочего стола Ms Word.
Основные этапы создания структурированного документа.
Назвать 6 отличий между Excel и Word.
Преимущества электронной таблицы над обычной.
Четыре способа ввода формул в редакторе Excel.
Опишите программу предназначенную для записи звуков.
Основные инструменты графического редактора.
Виды представления графической информации в ПК.
Служебное программное обеспечение.
Дать определение понятиям «моделирование» и «алгоритм».
Что такое Интернет?
Что необходимо для работы с электронной почтой?
Из каких частей строится имя сервера в Интернете?
Практические задания к экзамену по курсу «Информатика»:
Контрольный - информационные технологии. — URL: https://videouroki.net/video/my-class/
(дата обращения: 09.08.2022).— Тест: электронный.
Контрольный - коммуникационные технологии. — URL: https://videouroki.net/video/myclass/ (дата обращения: 09.08.2022).— Тест: электронный.