Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ОПОП) по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и
ресурсов разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов, утвержденного Приказом Минпросвещения России от
11 ноября 2022 года № 974(далее – ФГОС СПО).
ОПОП определяет объем и содержание среднего профессионального образования
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, планируемые
результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.
ОПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования на основе требований ФГОС
СПО 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов и настоящей ОПОП.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: оператор
информационных систем и ресурсов.
Форма обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по квалификации: оператор информационных систем и ресурсов 2952
академических часов, со сроком обучения 1 год 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 06 «Связь,
информационные и коммуникационные технологии».
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присеваемой
квалификации:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных модулей
1
2
Вид деятельности
Оформление и компоновка технической ПМ.01
Оформление
и
компоновка
документации
технической документации
Техническая обработка и размещение ПМ.02
Техническая
обработка
информационных ресурсов на сайте
и размещение информационных ресурсов
на сайте
Подготовка интерфейсной графики
ПМ.03 Подготовка интерфейсной графики
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компете
нции
Формулировка
компетенции
Знания, умения
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальномконтексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях.
Умения: определять задачи для поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты
поиска, применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач; использовать современное программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе духовнонравственных ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 07
правовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей профессии;
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
профессии;
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения
Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии;осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого производства; основные направления
изменения климатических условий региона.
ОК 08
Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной профессии.
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека; основы здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья
для профессии; средства профилактики
перенапряжения
ОК 09
Пользоваться
Умения: понимать общий смысл четко
профессиональной
произнесенных высказываний на известные темы
документацией на
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
государственном и
на базовые профессиональные темы; участвовать
иностранном языках
в
диалогах
на
знакомые
общие
и
профессиональные темы; строить простые
высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений
на профессиональные
темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Оформление
компоновка
технической
документации
Код и наименование
Показатели освоения компетенции
компетенции
и ПК 1.1. Выполнять ввод Навыки:
и обработку текстовых набор и редактирование текста;
выполнение операций с фрагментами
данных.
текста;
ПК 1.2. Выполнять
преобразование данных,
связанных
с
изменениями структуры
документов
создание
сложного
многостраничного документа;
создание
и
редактирование
документов в облачных сервисах;
оформление документов таблицами;
работы в табличных процессорах;
сохранение документов в различных
цифровых форматах;
совместной
работы
в
группе
редакторов;
применение к тексту документа
стилей и других средств оформления.
Умения:
применять современные текстовые
редакторы и процессоры;
сохранять документы в различных
форматах;
применять средства совместного
редактирования;
создавать, настраивать, применять
стили в документе с помощью
текстового процессора;
создавать сложные многостраничные
документы
с
применением
импортирования
и
внедрения
текстовых, табличных и графических
объектов из разных программных
приложений;
Знания:
правила
ввода,
набора
и
редактирования
текстовой
информации;
инструментарий
и
особенности
современных текстовых редакторов и
процессоров;
возможности
настольных
издательских систем;
средства
совместного
редактирования;
стандарты форматов представления
текстовых и табличных документов;
понятия публичных и приватных
документов;
способы работы с документами в
облачных хранилищах;
основные стандарты оформления
текстовых документов.
Навыки:
создание новых и использование
стандартных шаблонов документов;
сохранении документов в различных
цифровых форматах;
ПК 1.3. Выполнять
разметку
и
форматирование
документов различных
форматов.
ПК 1.4. Конвертировать
аналоговые данные в
цифровые.
преобразование и перекомпоновка
данных.
Умения:
создавать
структурированные
документы и документы слияния;
создавать документы на основе
шаблонов;
изменять
структуру
и
форму
текстовых документов;
преобразовывать
форматы
и
осуществлять
перекомпоновку
данных в текстовых документах;
создавать сложные многостраничные
документы
с
применением
импортирования
и
внедрения
текстовых, табличных и графических
объектов из разных программных
приложений.
Знания:
стандарты форматов представления
текстовых и табличных документов;
структурные элементы текстовых
документов;
основные правила и требования к
структуре документов.
Навыки:
создание
списков
рисунков,
литературных
источников
и
оглавлений;
разметка
и
форматирование
документов.
Умения:
использовать сочетания клавиш для
редактирования и форматирования
документов;
применять средства форматирования.
Знания:
правила
форматирования
документов;
понятие версий и совместимости
форматов;
структурные элементы текстовых
документов.
Навыки:
сканирование,
распознавание
и
сохранение изображений и текста.
Умения:
применять
средства
ввода
графической
и
текстовой
информации.
Знания:
виды и назначения периферийных
ПК 1.5. Выполнять
подготовку цифровых
данных для дальнейшей
обработки
и
архивирования.
ПК 1.6. Формировать
запросы для получения
информации в базах
данных
ПК 1.7. Выполнять
операции с объектами
базы данных
Техническая
обработка
размещение
информационных
ресурсов на сайте
ПК
2.1.
и Структурировать
цифровые данные для
публикации.
устройств, их устройство и принцип
действия, интерфейсы подключенияи
правила эксплуатации;
средства
сканирования
и
распознавания текста.
Навыки:
сохранения документов в облачных
хранилищах;
сохранения, копирования и создания
резервных копий документов.
Умения:
работать
с
программами
архивирования;
использовать встроенные функции
резервирования
в
современных
текстовых процессорах.
Знания:
способы работы с документами в
облачных хранилищах;
виды и методы осуществления
процесса резервирования данных;
виды
и
форматы
средств
архивирования.
Навыки:
формирования запросов к базам
данных.
Умения:
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных.
Знания:
принципы
организации
информационных и архитектуру баз
данных;
основные положения теории баз
знаний.
Навыки:
ведения
и
актуализации
информационных баз данных.
Умения:
выполнять обновление информации в
базах данных;
Знания:
виды и правила построения запросов
к базам данных.
Навыки:
фото- или видео-захвата с экрана
компьютера;
сохранения медиафайлов вразличных
форматах и их оптимизация для
публикации в сети Интернет.
ПК 2.2. Размещать и
обновлять
информационный
материал через систему
управления контентом.
ПК 2.3. Устанавливать
и разграничивать права
доступа к разделам вебресурса
Умения:
подготавливать цифровой контент.
Знания:
общее представление о структуре,
кодировке и языках разметки вебстраниц;
общие
принципы
отображения
статических и динамических вебстраниц, ключевые веб-технологии,
используемые на веб-ресурсах.
Навыки:
размещения
и
обновления
информационных материалов через
систему
управления
контентом
(CMS);
преобразования и перекомпоновки
контента, связанная с изменением
структуры
контента,
форм
и
требований к оформлению;
заполнения служебной информации
(названий
и
идентификаторов
страниц, ключевых слов, мета-тегов);
настройки внутренних связей между
информационными
блоками/страницами
в
системе
управления контентом;
размещения новостей на веб-ресурсе
и в социальных сетях.
Умения:
заполнять веб-формы;
размещать мультимедийные объекты
на
веб-страницах;
владеть
функциональными
особенностями
популярных социальных сетей и
форумов;
создавать и обмениваться письмами
электронной почты.
Знания:
технологии организации и ведения
новостных лент, рассылок по
электронной почте;
нормы общения в социальных сетях,
чатах и форумах (веб-этикета);
принципы работы CMS и систем
хранения файлов, информационных
блоков.
Навыки:
установки прав доступа и других
характеристик
веб-страниц,
информационных
ресурсов
для
просмотра и скачивания.
Умения:
ПК
2.4.
статистику
результатам
веб-ресурса
устанавливать права доступа к
разделам веб-страниц; выполнять
регламенты по обеспечению
информационной безопасности.
Знания:
нормативная
документация
об
информации,
информационных
технологиях и о защите информации
принципы работы CMS и систем
хранения файлов, информационных
блоков.
Собирать Навыки:
по сбора статистических данных по
работы результатам работы веб-ресурса.
Умения:
владеть популярными сервисами для
сбора статистики посещаемости и
характеристик
аудитории
вебресурса; владеть функциями CMS и
социальных
сетей
для
сбора
статистики посещаемости.
Знания:
терминология и ключевые параметры
веб-статистики; основные принципы
и
методы
сбора
статистики
посещаемости веб-ресурсов;
популярные сервисы для сбора вебстатистики.